Способы реорганизации юридических лиц в 2024 году

Содержание
  1. Что значит реорганизация юридического лица?
  2. Понятие и способы реорганизации юридических лиц
  3. Основания проведения реорганизации
  4. Формы реорганизации юридических лиц и их особенности
  5. Присоединение организации
  6. Реорганизация в форме преобразования
  7. Выделение организации
  8. Разделение
  9. Слияние
  10. Способы реорганизации юридических лиц
  11. Порядок и виды реорганизации юридических лиц
  12. Принудительная реорганизация юридического лица
  13. Добровольная реорганизация юридического лица
  14. Как происходит реорганизация юридических лиц?
  15. В каком порядке проводится реорганизация юридического лица?
  16. Шаг 1. Постановка цели
  17. Шаг 2. Обращение в ПФР
  18. Шаг 3. Извещение налогового органа
  19. Шаг 4. Информирование контрагентов
  20. Шаг 5. Уведомление через СМИ
  21. Шаг 6. Инвентаризация
  22. Шаг 7. Промежуточный отчет
  23. Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
  24. Шаг 9. Создание новых уставных документов
  25. Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
  26. Кто принимает решение о реорганизации?
  27. Какие документы оформляются при реорганизации юридического лица?
  28. Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации
  29. Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица
  30. Государственная регистрация реорганизованных организаций
  31. Сроки реорганизации юридического лица в 2021 году
  32. С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?
  33. Возможность обжалования решения о реорганизации
  34. Защита прав кредиторов

Что значит реорганизация юридического лица?

В соответствии со статьями 57-60 Гражданского кодекса РФ понятие процедуры реорганизации заключается в том, что вследствие прекращения деятельности юрлица возникают отношения правопреемства, в результате чего происходит одновременное образование одного юридического лица или нескольких юридических лиц. Это значит, что обязательства и права перед контрагентами переходят от ликвидированной организации к образованному предприятию или образованным компаниям.

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

В отличие от ликвидации, реорганизованное юридическое лицо удается сохранить вместе с имуществом. В порядке правопреемства права и обязанности ранее существовавшего предприятия полностью переходят к новой компании или частично к нескольким компаниям в пропорциональных частях.

В зависимости от того, кто инициирует процедуру, варианты реорганизации юр лиц возможны как на добровольной основе, так и на принудительной. В первом случае решение принимается на общем собрании участников ООО (акционеров АО). Во втором – решение выносят органы власти и суды.

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Формы реорганизации юридических лиц и их особенности

Преобразование. Преобразование – когда Общество может изменить свою организационно-правовую форму. Так АО может стать ООО или производственным кооперативом (ст. 20 ФЗ № 208). ООО же, в свою очередь, может преобразоваться в иное хозяйственное общество, товарищество или производственный кооператив (ст. 56 ФЗ № 14).

Выделение. Выделение Общества – когда из одной организации создается одно или несколько компаний с передачей им частично прав и обязанностей реорганизуемого Общества. При этом само реорганизуемое Общество не прекращает свою деятельность (ст. 19 ФЗ № 208, ст. 55 ФЗ № 14).

Разделение. Разделение Общества – когда из одного общества создается несколько новых компаний с полной передачей им прав и обязанностей. При этом деятельность реорганизуемого Общества прекращается (ст. 18 ФЗ № 208, ст. 54 ФЗ № 14).

Присоединение. Присоединение Общества – когда все права и обязанности одной или нескольких компаний передаются другой организации. При этом деятельность присоединяемых Обществ в прежнем виде прекращается (ст. 17 ФЗ № 208, ст. 53 ФЗ № 14).

Слияние. Слияние Общества – когда создается новое Общество, которому передаются все права и обязанности двух или более организаций. При этом деятельность сливающихся обществ прекращается (ст. 52 ФЗ № 14, ст. 16 ФЗ № 208).

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме преобразования

Реорганизация в форме преобразования юридического лица регулируется Кодексом:

  1. Ст. 68 – в отношении хозяйственных товариществ.
  2. Ст. 92 – ООО.
  3. Ст. 104 – АО.
  4. Ст. 106.6. – кооперативов.

К примеру, ч. 1 ст. 68 Кодекса регламентирует, что хозяйственные товарищества могут быть преобразованы:

  1. В иные разновидности товариществ.
  2. В производственные кооперативы.

ООО, согласно ст. 92 Кодекса, преобразуются только в:

  1. АО.
  2. Хоз. товарищества.
  3. Производственные кооперативы.

АО, согласно закону, можно преобразовать в:

  1. ООО.
  2. Зоз. товарищество.
  3. Произв. кооператив.
  4. А также в партнерство некоммерческое (ст. 20 Закона об АО).

Наконец, ст. 106.6. Кодекса устанавливает возможность совершения преобразования производственного кооператива в:

  1. Хоз. товарищество.
  2. Хоз. общество.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Разделение

При реорганизации в виде разделения первоначальное предприятие прекращает деятельность, оно исключается из ЕГРЮЛ с момента появления новых компаний. Чаще всего разделение фирмы происходит, когда возникает необходимость раздела бизнеса между учредителями. Хотя могут быть и другие причины разделения предприятия. Активы и пассивы делятся между новыми юридическими лицами в соответствии с передаточным актом. Решение о разделении компании принимают уполномоченные органы в соответствии с учредительными документами или согласно законодательству.

Слияние

При реорганизации предприятия путём слияния образуется новое юридическое лицо. В этом случае используется передаточный акт, а в учредительных документах указывают, какие доли активов получены участниками слияния. Чаще всего, эти доли соответствуют активам, какие имелись у предприятий до слияния: чем больше имущества организации в общем количестве, тем больше часть её активов в реорганизованной компании.

Способы реорганизации юридических лиц

Текущим законодательством регламентируются способы реорганизации юридических лиц:

  1. Совмещенная реорганизация.
  2. Несовмещенная реорганизация.

Соответствующая новелла в Кодекс была введена 99-ФЗ от 05.05.2014 года. Изложенная в новой редакции ст. 57 Кодекса теперь дополнена правомочием коллегиальных органов организации на принятие решений о реорганизации с совмещением ее различных форм. Ранее такая возможность была доступна лишь для АО. Теперь же любая коммерческая структура может совместить в одном акте реорганизации различные способы – к примеру, разделение и одновременно преобразование.

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления</span>;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Принудительная реорганизация юридического лица

В принудительном порядке данная процедура выглядит следующим образом:

  1. Принимается решение уполномоченным государственным органом о проведении такой процедуры, и устанавливаются сроки для проведения.
  2. Госорган может обратиться в суд с иском, если учредители Общества в вышеупомянутый срок не провели реорганизацию.
  3. Судом рассматривает иск, после чего назначает арбитражного управляющего, а также поручает ему осуществить процедуру.
  4. Составляются документы арбитражным управляющим, после чего бумаги передаются в суд на рассмотрение. Так, основанием для госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, будет решение суда.

Добровольная реорганизация юридического лица

Причины для добровольного объединения, то есть слияния и присоединения, а также разделения, преобразования и выделения юридических лиц связаны со следующими моментами:

  • изменение масштабов ведения хозяйственной деятельности;
  • разделение бизнеса, к примеру, в участников ООО разные взгляды на то, как дальше развивать деятельность фирмы;
  • конкуренты могут поглотить юрлицо или может быть осуществлено поглощение самих конкурентов;
  • оптимизация налогообложения и прочее.

Как происходит реорганизация юридических лиц?

Эта процедура предусмотрена следующими законодательными актами:

  1. Гражданским кодексом РФ (статьи 57-60).
  2. Законом № 14-ФЗ» (гл. V).
  3. ФЗ «Об акционерных обществах» (статьи 15-20).
  4. Налоговым кодексом РФ.
  5. Федеральным законом № 129-ФЗ и др.

В каком порядке проводится реорганизация юридического лица?

Статьей 57 ГК РФ регламентирован процесс проведения реорганизации юр лиц. Допустимо использовать одновременно несколько форм этой процедуры, а также участвовать в ней могут два и более юридических лица.

Реорганизация как процесс стратегических изменений включает в себя выполнение следующих шагов:

Шаг 1. Постановка цели

На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.

Кто принимает решение о реорганизации?

Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ, реорганизация может проводиться по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Какие документы оформляются при реорганизации юридического лица?

Список необходимых документов указан в статье 14 Федерального закона № 129-ФЗ. Так, необходимо подготовить:

  • заявление о реорганизации по форме Р12001 (при слиянии, разделении, выделении и преобразование);
  • учредительный документ юр лица, исключением являются случаи, когда юридическое лицо будет в дальнейшем действовать на основании типового Устава;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • договор о слиянии, в зависимости о формы процедуры;
  • если в процедуре участвует акционерное общество, то необходимо представить документ, который подтверждает присвоение выпуску или выпускам акций регномера.

При реорганизации форме присоединения, то заполняется форма Р16003, к которой нужно приложить договор о присоединении.

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Слияние Присоединение Преобразование Разделение Выделение
Имущество и обязательства переходят к правопреемнику Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности
Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Сроки реорганизации юридического лица в 2021 году

Законодательством РФ не предусмотрены нормы, которые регламентируют общие сроки данного процесса. Законом лишь определены временные рамки для отдельных этапов процедуры:

  • для уведомления регистрирующего органа о предстоящих изменениях отводится не более 3-х рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;
  • такой же срок установлен и для самих регистраторов на внесение в государственный реестр юрлиц записи о начале реорганизации;
  • отведен 1 месяц для размещения соответствующего уведомления в официальном печатном источнике, а еще 1 месяц – для второй публикации
  • 7 дней отведено для того, чтобы подать документы и получить лист записи ЕГРЮЛ и Устав;
  • в соответствии со ст. 60.1 ГК РФ отводится 3 мес. на обжалование данной процедуры.

С какого момента юридическое лицо считается реорганизованным?

Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения – в этом случае присоединяемое юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности такого лица.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Защита прав кредиторов

Защита прав кредиторов при реорганизации юридического лица совершается в режиме, установленным ст. 60 Кодекса. В соответствии с положениями закона, защита прав кредиторов обеспечивается посредством:

  1. Обязательного уведомления кредиторов через периодические средства массовой информации, в частности, “Вестник государственной регистрации”.
  2. Уведомления кредиторов путем непосредственного направления заказным письмом по адресу местонахождения соответствующей организации, перед которой реорганизуемая компания имеет обязательства по исполнению.
  3. Наличия у кредиторов прав истребования досрочного выполнения обязательств от дебитора в порядке судопроизводства в случае, если право требования появилось у кредитора до опубликования заметки в “Вестнике госрегистрации”.
  4. Несения солидарной ответственности вместе с реорганизуемым юридическим лицом теми лицами, на которых лежит ответственность за определение значимых действий такого юридического лица (коллегиальные органы, учредители, акционеры, руководители Совета Директоров и др.), если кредитору, который истребовал досрочное исполнение, не было дано достаточного обеспечения и/или исполнения.
  5. Возможности выдачи кредитору безотзывной банковской гарантии, обеспечивающей покрытие обязательств и связанных с их ненадлежащим исполнением убытков.
Источники
  • https://urstart.ru/reorganizatsiya-yuridicheskogo-litsa/
  • https://advokat-malov.ru/yur.-lica/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica.html
  • https://www.reghelp.ru/reorganizaciya.shtml
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/reorganizatsiya_yuridicheskogo_litsa.html
  • https://advocate-service.ru/reorganizaciya/yuridicheskogo-lica.html
  • https://VFinansah.com/law/reorganizatsiya-predpriyatiya
  • https://be5.biz/pravo/p007/6.html
  • https://assistentus.ru/bankrotstvo/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/451072/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах