Zarplatto.ru

Свободная таможенная зона: процедура свободной экономической зоны и оформление в ней

Содержание

Что такое свободная таможенная зона

Наиболее часто режим свободной ТЗ устанавливается в «депрессивных» районах с низким уровнем экономического развития – там, где среди населения отмечается высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов.

На территории СТЗ выгодно начинать бизнес (по специализации, предложенной государством) за счет особого налогового режима и других преференций, предоставляемых государством. У зоны есть определенные условия и принципы работы, без понимания которых вести экономическую деятельность не получится.

Свободная таможенная зона – это особый режим, при котором товары, которые ввозятся и вывозятся за ее пределы, получают от государства льготы по налогообложению, пошлинам и платежам. Местная продукция попадает в свободную зону по установленным ставкам налогообложения и пошлин. Перемещение товаров происходит не в рамках нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, однако нетарифная регуляция используется.

В законодательстве РФ

Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС (статья 202) включает СТЗ в систему процедур, применяемых в России. Всего их семнадцать. Заключает список специальная таможенная процедура. Правоотношения относительно функционирования особых (специальных) экономических зон регулирует федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» и «Соглашение о СЭЗ». Свободная таможенная зона – это отдельная процедура. Она не может применяться в некоторых видах СЭЗ. Перемещение товаров из и в СТЗ производится с разрешения таможенных органов. Продукция может находится здесь на протяжении всего срока существования СЭЗ.

Не утратили свою актуальность и три ранее принятых закона:

  • «Об ОЭЗ в Калининградской области».
  • «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  • «Об ОЭЗ в Магаданской области».

Процедура свободной таможенной зоны и её применение

Таможенная процедура свободная таможенная зона имеет свои характерные особенности, заключающиеся в том, что к импортированной продукции, попадающей непосредственно под нее, применимы меры нетарифного регулирования, а также предусмотренные платежи, как для товаров, размещенных вне зоны Таможенного Союза (ТС). Но, в тоже время, необходимо принять во внимание, что свободная таможенная зона Таможенный союз непосредственно также выступает составным элементом ТС, а может быть определена в качестве территории осуществления таможенного контроля.

Свободная таможенная зона, выступающая в роли таможенной процедуры, имеет следующую суть:

  1. Продукция, которая находится непосредственно в рамках границ свободной таможенной зоны, освобождена от платежей таможни и мероприятий нетарифного регулирования к продукции, производимой вне ее, а также от ограничений, применяемых к товарам ТС.

  2. Продукция, к которой применим режим свободной таможенной зоны, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.

  3. На территории свободных таможенных зон осуществляют деятельность в качестве резидентов юрлица и ИП, регистрация которых осуществлялась госорганами стран участниц ТС с соблюдением правовых законодательных актов конкретного государства, при условии включении в специальный реестр особых зон.

На основании 9-й статьи ФЗ 166 от 22.07.05 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» для включения в данный реестр сформированы следующие требования для предприятий:

  • Необходимым условием является наличие регистрации в муниципальных органах региона расположения свободной экономической зоны;

  • Необходимо наличие договора о на осуществление коммерческой деятельности в свободной экономической зоны со структурами, управляющими такой зоной.

Таможенная процедура свободная экономическая зона может иметь и другие разновидности, предусмотренные Соглашением. Это Портовая и Логистическая свободные экономические зоны. Для правового поля РФ такие термины пока еще относительно мало распространенные понятия.

Портовая свободная (специальная особая) экономическая зона – формируется в морском/речном или воздушном порту, которые предназначены для осуществления международных транспортировок, а также на прилегающих к подобным объектам территориях. В тоже время, под процедуру свободных экономических зон не могут попадать составляющие элементы портов и аэропортов, на территории которых размещены объекты решающие задачи по пассажирским перевозкам.

Логистическая свободная (специальная особая) экономическая зона – может быть сформирована в пределах территории страны свободной таможенной зоны вблизи ж/д или автомобильных пропускных пунктов таможни ТС. Особенности подлобных разновидностей свободных экономических зон заключаются в процедуре прохождения контроля. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в этом случае не требует декларирования (при этом, декларирование применяется для продукции, которая не имеет отношения к логистическим и портовым группам). Чтобы осуществить помещение продукции по процедуру такой зоны таможни следует оформить контракт на складские услуги и сопутствующие разгрузочно-погрузочные операции. Свободная таможенная зона свободный склад применима исключительно для операций, которые имеют отношение к поступлению продукцию в пределы таможенной зоны ТС.

Поскольку портовыелогистические свободные экономические зоны расположены на таможенных границах ТС, при перемещении продукции размещенной на территории особых экономических зон в пределы ТС следует осуществить ее декларирование и поместить под соответствующую процедуру таможни.

Если продукция находится в особой таможенной зоне, которая не имеет отношения к портовымлогистическим экономическим зонам, допускается совершение любых операций при условии, если:

  • Если такое входит в действующий договор на проведения операций в пределах свободной экономической зоны;

  • Если проводимые мероприятия имеют отношения к складированию, обработке и хранению грузов, либо с оформлением соглашений по их отчуждению.

Таможенная процедура может считаться действующей в пределах срока существования свободной экономической зоны на период действия статуса резидента для субъекта, помещающего продукцию под такую процедуру. Кроме того, прекращения срока действия таможенной процедуры свободной экономической зоны может осуществляться в случае вступления в силу специального решения о таком факте.

Что включает в себя это понятие

СТЗ – это:

  • преференции по платежам и внутренним налогам для участников ВЭД;
  • разрешение проводить производственно-хозяйственную и экономическую деятельности в свободной ТЗ;
  • осуществление торговли на внутреннем и внешнем рынке.

Создание свободных ТЗ – рациональная идея, позволяющая увеличить круг торговых отношений и создать новые вакансии на рынке труда. Выгода для экономики и социальной сферы государства очевидна.

Примечание. Для государства выгода этого режима состоит в получении дохода от вкладываемых инвестиций, которые направляются на создание и модернизацию производства, а также конкретных видов коммерческой деятельности.

Общие условия таможенной зоны

Если товар имеет статус ограничения при ввозе через границу из-за экономических санкций, то он помещается в свободную таможенную зону без получения контрольным органом разрешения на ввоз или соответствующей лицензии. Продукция, получающая ограничение на перемещение по неэкономическим причинам, не размещается без разрешения и лицензии.

Для каждого товара предусматривается специальная таможенная процедура, в соответствии с которой только резидент свободной зоны хранит, использует и перерабатывает иностранные товары в отведенной ему таможенной зоне. Он предоставляет в орган таможни документацию, определяющую его права резидента и декларанта таможенной зоны. Резидент, после завоза продукции под таможенную процедуру, обеспечивает ее размещение, не нарушая при этом состояния товара, прописываемое в свидетельстве при помещении. Изменение состояния продукции допускается в случае естественных количественных или качественных перемен при соблюдении всех назначенных условий хранения.

Классификация свободных таможенных зон

Свободные таможенные зоны делятся на два типа:

  • Портовая зона;
  • Логистическая зона.

Данные понятия относительно новые в российском законодательстве. Портовая зона – это особая таможенная зона, расположенная в морском или речном порту. Она также может быть создана в аэропорту, который выполняет международные перевозки. Сами порты и прилегающая к ним территория считается свободной. Исключением являются территории, на которых расположены комплексы по обслуживанию пассажиров.

Логистическая зона располагается на территории, непосредственно прилегающей к пограничному пункту пропуска. Отличительная черта данной разновидности СТЗ состоит в том, что ввезенная на ее территорию продукция не подлежит декларированию. В случае, если груз пересекает границу свободной зоны, не относящуюся к логистической или портовой, то сведения о нем следует внести в декларацию.

Таможенный режим свободной таможенной зоны: нормативная база

В пределах государственной границы России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана действует общий ТК ТС ЕврАзЭС. Также рассматриваемый вопрос регламентирует «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории ТС и таможенной процедуры СТЗ». Понятие СЭЗ тождественно ранее принятому в РФ термину ОЭЗ. Однако срок существования последних не мог быть продлен.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Понятие реэкспорта товаров

К такому режиму относится положение, когда страны таможенного союза завозят в Российскую территориальную таможенную зону товары, которые отправляются далее без налогов и пошлин или с оплатой, но с последующим возвращением. В этом случае не применяются запреты и санкции экономического направления. Положения прописаны в законе России о федеральном регулировании внешней торговли.

Положение реэкспорта введено для определения прав и полномочий на возврат таможенных сумм и нахождения условий для их возмещения после уплаты предыдущего налога при ввозе реэкспортируемой группы на территорию России. Применение режима правомерно при выявлении продукции с производственным браком. Реэкспорт относится к завершающей процедуре и переводит товар в полное распоряжение лица, поместившего его в эту категорию.

Импортные товары помещаются в режим реэкспорта, к ним относят и продукцию, поставленную на территорию России с нарушением запретов на ввоз в соответствии с законодательством страны. Для товаров свободной торговли, у которых на день пересечения границы имеются дефекты или несоответствия условиям сделки, применяется другая таможенная процедура. Свободная таможенная зона в правилах предусматривает возвращение их поставщику. Такая продукция помещается в реэкспортный режим, если:

  • брак и несоответствие не устраняются на территории России, и продукция не используется, исключение составляют случаи, когда применение товаров служит выявлению дефектов;
  • идентификация товаров производится органами таможни;
  • продукция отправляется в течение полугода с момента выпуска в свободное обращение.

Возврат товаров производится в соответствии с разработанным механизмом. Режим реэкспорта в таком случае не применяется, так как в момент производства для свободного обращения суммы реэкспорта уплачивались по закону, что не дает им право относиться к излишне уплаченным. Но декларант по праву на возврат таможенных пошлин заявляет об их возвращении, но не в трехлетний период, а только сроком на 1 год.

Понятие реимпорта продукции

Реимпорт – это специальная таможенная процедура, при которой продукция, отправленная с таможенной зоны России, снова ввозится на свободную территорию. Для того чтобы не производилась уплата налогов, пошлин, не применялись экономические меры воздействия, эти два события происходят в определенные сроки. Другими словами, режим реимпорта существует для возврата товара на таможенную Российскую территорию после того, как она была ранее вывезена. Помимо этого, режим подразумевает возврат оплаченных раньше налогов и пошлин.

Для определения товаров в группу реимпорта соблюдается ряд условий. При вывозе с таможни товары находятся в свободном обращении или получены после переработки импортных товаров. Реимпорт осуществляется, если продукция заявляется к помещению в режим в трехлетний срок после завоза при отправлении с территории свободной зоны. Для строительного и промышленного оборудования территориальная Федеральная служба продлевает это время по запросу заинтересованного лица.

Условием для помещения в режим реимпорта является сохранение первоначального состояния продукции, исключение составляет естественное уменьшение количества. При этом свободная таможенная зона допускает эти изменения, если соблюдаются нормальные условия перевозки, транспортировки и эксплуатации. За товары оплачивается все положенные суммы налогов, таможенных сборов, субсидий и других пошлин.

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Правила оформления

Товары, которые помещены под таможенную процедуру свободной ТЗ, считаются находящимися вне таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются:

  • пошлины;
  • налогообложение;
  • меры нетарифного регулирования.

Срок оформления товара не должен быть больше 24 часов с момента подачи сведений о товаре.

Иностранные товары размещаются и используются только в пределах СТЗ на условиях:

  • таможенное оформление (ТО) без уплаты НДС;
  • ТО без внесения пошлин.

Срок нахождения товара в СЭЗ

Время нахождения продукции в таможенной зоне ограничивается сроком, когда действует свободная таможенная зона или лицо имеет статус резидента. В рамках оговоренного времени таможенные контрольные органы производят идентификацию продукции, а декларант осуществляет качественный учет помещаемых на хранение и переработку товаров. Завершается процедура таможенной свободной территории после окончания времени существования зоны или после утраты резидентом прав. Это правило касается продукции, вывозимой за границу, в зону Таможенного союза.

Прекращение

Когда свободная ТЗ прекращает работу, продукция, размещенная на ее территории, должна пройти процедуру в течение 4 месяцев.

Продукция ТС, которая не контролируется таможней без внесения платежей – это оборудование, которое ввели в эксплуатацию и применяют для выполнения условий договора по деятельности экономической зоны, а также продукция, которая участвует в строительстве недвижимости в зоне.

Нормативные и правовые документы, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отдельных СЭЗ государств-членов

Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Соглашение от 18.06.2010 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Об определении органа Российской Федерации, уполномоченного на выдачу заключения о признании товара изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза

Об утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны

О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации

Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 373 О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада

Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 437 О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Евразийского экономического союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Евразийского экономического союза

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515 О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада

Приказ Минфина России от 22.07.2016 № 119н Об установлении порядка ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, форм отчетности о таких товарах, порядка заполнения этих форм и порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности о таких товарах

Свободная экономическая зона, свободные порты, созданные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Территории опережающего социально-экономического развития, на которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

Схема применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего социально-экономического развития

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой “Свободная таможенная зона”

С нами срок таможенного оформления товаров составляет несколько часов!

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Налоги для декларантов экономической свободной зоны

В особенности работы декларантов входит оплата следующих налогов:

  • с учетом размера ставки по виду деятельности, предусмотренной правительством, резидент платит налог на прибыль в размере 50%, но оплата по ставке не больше 12%.
  • налог на добавленную стоимость декларант оплачивает в размере, предусмотренном в налоговом законе;
  • декларант платит акцизы;
  • оплачивает налог на недвижимость или производит соответственные выплаты по закону;
  • производит выплату налога на экологию, за изъятие природных ископаемых, земельного налога;
  • оплачивает патентную и государственную пошлину;
  • выплачивает оффшорный, таможенный и гербовый сборы;
  • производит выплату полагающихся местных налогов и сборов.

Таможенная процедуры СТЗ

Таможенная процедура свободной таможенной зоны – процедура, которая используется для любых товаров, которые размещаются и используются только на территории свободной экономической зоны (СЭЗ).

Операции с товарами

Как мы уже говорили, свободная таможенная зона – это отдельная процедура в рамках СЭЗ. Ее регламентация содержится в нормативно-правовой базе ТС ЕврАзЭС. Ввоз товаров на территорию склада возможен только после того, как резидент предоставил сведения о них в письменной форме. На территории СТЗ можно осматривать и измерять товары, а также предпринимать все необходимые действия для обеспечения их сохранности. При условии наличия соглашения об осуществлении деятельности в СЭЗ уполномоченные в отношении продукции лица могут проводить обработку продукции, ее сборку, подготовку к транспортировке и дальнейшей продаже. В отношении товаров могут совершаться сделки, которые предусматривают передачу прав собственности на них.

Освобождение резидента от налогов

В некоторых случаях, предусмотренных законом, с декларанта снимается часть платежей:

  • после реализации продукции и услуг собственного выпуска, которые заявлены прибыльными в течение пяти лет, резидент не платит налог на прибыль;
  • если имущество резидента зарегистрировала на своей территории свободная таможенная зона, то исключается из платежей налог на недвижимость.

Виды деятельности резидентов, к которым не применяются льготы:

  • предприятия общественного питания;
  • проведение электронных игр, деятельность игорного бизнеса;
  • закупочная и торговая деятельность;
  • купля и продажа ценных бумаг;
  • деятельность производства резидента с использованием средств на балансе основного фонда или применение труда работников предприятия резидента вне территории таможни;
  • страховая и банковская деятельность.

Свободная зона и упрощенная система налогов

Режим свободной таможенной зоны предусматривает, что к резидентам СЭЗ не применяется система упрощенного налогообложения. На свободной экономической территории образовывается особая зона таможни, где находится ранее помещенная туда продукция или переработанная там перед отправкой на территорию России.

Товары, помещенные в СЭЗ или полученные в результате переработки, помещаются в зону со свободным таможенным режимом. Продукция освобождается от ввозных пошлин и акцизов таможни, налога НДС, снимаются ограничения на завоз и отправку товаров с экономическими ограничениями, если груз отвечает таким условиям:

  • производится декларантом на собственном предприятии с применением работ и услуг своего хозяйства из сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, оформленных на давальческих началах;
  • категория товаров относится к продукции замещения импорта.

Цели и значение для экономики

Свободные ТЗ в ТС созданы для содействия созданию благоприятного инвестиционного климата. СТЗ должны способствовать привлечению инвесторов и созданию новых предприятий и рабочих мест. СТЗ способны улучшить благоустройство территорий за счет государственно-частного партнерства, применяемого при запуске производства с нуля. СТЗ позволяет снизить цены, внедрять инновации в производства, нарастить темпы роста экономики региона.

Позитивный эффект для экономики также заключается в том, что СТЗ повышает конкурентоспособность продукции, помогает преобразовывать структуру национальной экономики за счет увеличения объема совершаемых сделок на территории зоны.

В функционировании СТЗ существуют и проблемы:

  • слабая проработка целей функционирования зоны;
  • нет госструктуры, которая регулирует ввоз товары в СТЗ;
  • нет подготовительного периода для налаживания инфраструктуры СТЗ;
  • смешиваются внешнеэкономические и инвестиционные аспекты деятельности зоны;
  • слишком большие требования к размеру территории под СТЗ.

Таможенные льготы свободной экономической зоны

Существует общий перечень таможенных преференций, которые действуют в ОЭЗ. Для товаров, растаможенных в ОЭЗ по процедуре ИМ 78 действуют следующие правила.

Для иностранных товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ — не подлежат уплате таможенные пошлины и НДС, либо осуществляется их возврат;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Для российских товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ – с уплатой акциза, но без вывозных пошлин;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Прекращение функционирования свободной таможенной зоны

В случае принятия решения о прекращении работы свободной таможенной зоны, к продукции, размещенной на таких территориях должна быть применена таможенная процедура на протяжении срока в четыре календарных месяца. В тоже время некоторые товары могут быть признаны продукцией ТС, которая не подлежит контролю таможни без внесения предусмотренных платежей. В эту категорию попадает оборудование, находящееся в свободной таможенной зоне, которое введено в эксплуатацию и применяется в рамках выполнения договорных условий по деятельности экономической зоны, а также продукция, участвующая в строительстве недвижимых объектов на этой территории.

Эта же процедура может быть применима в ситуации завершения функционирования свободной таможенной зоны по факту утраты статуса резидента по причине выполнения договорных норм в отношении порядка деятельности в свободной таможенной зоне.

Анализируя вышесказанное, модно отметить, что потеря статуса свободной таможенной зоны находится в зависимости от принятых решений гос. органов ТС. Если же резидент осуществил импорт оборудования в пределы свободной таможенной зоны и не ввел его в эксплуатацию (независимо от причин) момента прекращения деятельности особой зоны, то данная продукция обязательно помещается под процедуры таможни. Поскольку это условие предполагает финансовые потери, связанные с уплатой платежей таможни, резидент может принять решение по экспорту продукции из зоны ТС.

Учитывая зависимость резидентов свободной таможенной зоны от решений гос. органов, можно говорить о влиянии процедуры прекращения деятельности свободной таможенной зоны на ее привлекательность с точки зрения инвестиционных рисков.

Так как существуют определенные преференции для продукции, используемой при строительстве недвижимых объектов, возникает необходимость раскрыть понимание сути таких товаров. Необходимо четко описать, входят ли в эту категорию материалы из которых возводятся строительные конструкции, или к ней можно отнести разнообразную строительную технику. Отсутствие четкости в этом определении затрудняет принятие решений для резидентов, которые решили инвестировать в строительство недвижимости в пределах свободной таможенной зоны.

Проблемы

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько ошибок в создании СТЗ. Среди них:

  • Отсутствие четкой проработки целей и задач функционирования СТЗ.
  • Смешение внешнеэкономического и инвестиционного аспекта.
  • Отсутствие отдельной государственной властной структуры, которая бы регулировала ввоз товаров на территорию СТЗ.
  • Завышенный масштаб землеотвода под создание свободных таможенных зон.
  • Отсутствие подготовительного периода, в течение которого в регионе налаживается хозяйственная инфраструктура, и финансово-экономического обоснования создания СТЗ в конкретном регионе.

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;

  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

  • эффекты формирования и отклонения торговли;

  • условия осуществления торговых операций;

  • распределение прибыли;

  • конкурентное уменьшение уровня цен.

К динамическим относят:

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;

  • инновационные технические и экономические преобразования;

  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности

  • преобразование структуры национальной экономики;

  • более высокая занятость населения;

  • более высокая интенсивность роста экономики;

  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;

  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

  • более высокий уровень управления и планирования;

  • увеличение объема прямых инвестиций.

«Эффект домино» – заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);

  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;

  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.

  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.

  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

  • отличие в техусловий и нормативов;

  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

При формирования свободных таможенных зон на территории эксперты не предвидели возникшие в последствии сложности. На этапах замедленного развития возникали вопросы по обеспечению государственных интересов. Специалисты утверждают, что формирование реального общего рынка возможно только на условиях стандартизации правовых нормативов по общим направлениям и различным сферам экономики.

На практике достаточно сложно добиться единого мнения по широкому кругу вопросов. Для достижения взаимных договоренностей необходимо внедрение новейших управленческих подходов и укрепление позиций межнациональных интересов.

  • Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее

Для создания общего рынка следует обеспечить эффективное решение шести – семи наиболее крупных задач.

Первые две задачи необходимо решить на первых стадиях интеграционных процессов. Происходит отмена таможенных сборов между странами свободной таможенной зоны, формируется принцип единой политики торговли с третьими странами. Решение таких задач создает условия для формирования общего рынка.

Третья задача – заключается в унификации политики относительно развития некоторых секторов экономики, которые определяются исходя из дальнейших задач интеграции, возможного социального резонанса и перспективы удовлетворения потребительских интересов. Именно поэтому при переходе к общему рынку в Евросоюзе в качестве приоритетных сфер были определены аграрный сектор и транспорт.

Четвертая задача – формирование предпосылок для обеспечения свободы перемещения капиталов, трудовых и информационных ресурсов, являющихся вспомогательным фактором обеспечения свободного перемещения продукции.

Описанные экономические этапы создают базу для согласования дальнейших шагов по устранению противоречий в национальных законодательствах. Отдельное внимание в процессе решения таких задач следует уделять созданию системы мероприятий по недопущению нарушений нормативов, обеспечивающих конкурентную регуляцию. Для этого необходимо сформировать надгосударственные контролирующие и управляющие структуры. В примере с Евросоюзом это Европейский парламент, Совмин, Европейская комиссия, Европейский суд, ЕвроСовет.

Формирование общего европейского рынка произошло в 1995 году. Среди первых задач этой свободной таможенной зоны можно выделить установление платежного союза, который был создан в относительно короткие сроки (за 6 лет). Этот союз должен обеспечивать расчеты по платежам между несколькими странами, с определением денежной единицы расчетов. Переход от единого рынка к платежному союзу стал наиболее сложным моментом в процессе дальнейшей экономической интеграции. В настоящее время достичь этого этапа смогли только страны Евросоюза. В этой свободной таможенной зоне сложности возникли с формированием единой валютной политики и внедрением евровалюты.

Анализ исторического опыта интеграционных процессов позволяет сделать вывод о важности поэтапного прохождения стадий развития. При переходе на более развитые интеграционные формы без объективных предпосылок возможны серьезные проблемы в проведении интеграции.

Крымская экономическая свободная зона

Представляет выгодное предложение для инвесторов большим числом применяемых льготных условий, среди которых отмечаются:

  • отсутствие налогов на имущество предприятий на срок до 10 лет;
  • налог на прибыль в течение первых трех лет работы составляет два процента;
  • 2015-16 годы отмечаются упрощенным налогообложением в части налоговой ставки, которая в последующие годы повысится до 4%;
  • свободная таможенная зона в Крыму предусматривает несколько видов льгот в вопросах страховых выплат, в ближайшее десятилетие ставка составит 7,6%.

Свободная экономическая территория в Калининградской области

Резидентом таможенной зоны становится любое лицо с юридическим статусом российского или зарубежного гражданства, осуществляющее вложения в экономику Калининградской области и региона. Свободная таможенная зона в Калининградской области предоставляет резидентам определенные налоговые льготы:

  • после регистрации предприятия в течение шести лет налоги отсутствуют;
  • с 7-го года работы к производственному предприятию применяется ставка налога в размере 50% от общего размера ставки в России;
  • для льготного налогообложения достаточно зарегистрировать статус юридического лица в Калининградском регионе, получение статуса резидента не обязательно;
  • зарегистрированные в области предприниматели осуществляют импорт продукции без оплаты пошлин таможни, но ряд акцизных товаров не попадают под это требование.

В заключение следует отметить, что СЭЗ создаются для высокотехнических и обрабатывающих отраслей промышленности и экономики, для производства новой продукции. Применение вышеперечисленных процедур очень привлекает серьезный бизнес. Это объясняется тем, что при выпуске товаров на свободных площадках применяются импортные комплектующие и сырье, при этом происходит освобождение от уплаты таможенных сборов, отсутствие депозита и нетарифной регулировки.

Сложные моменты в РФ

Кроме того, в России существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствуют успешному функционированию свободных таможенных зон на благо страны. Самыми главными среди них считаются следующие:

  • В РФ пока не созданы комфортные условия для работы иностранных специалистов.
  • Высокий уровень риска при инвестировании.
  • Гораздо более продолжительные сроки окупаемости проектов по сравнению с развитыми странами.
  • Недостаточность гарантий возврата вложенных инвестиций.
  • Проблема переработки продукции, которая ориентирована на экспорт.
  • Неэффективное транспортное сообщение с удаленными регионами, что делает продукцию последних неконкурентоспособной.
  • Демографические проблемы.

Перспективы развития режима в РФ

Опыт зарубежных стран показывает, что основной проблемой при создании ОЭЗ является неправильный выбор местоположения зоны, неэффективные институциональные связи между государственными органами, причастными к функционированию льготных режимов, и неразвитость базовых элементов инфраструктуры (транспорта, электроснабжения, телекоммуникаций). Нужно понимать, что сам по себе регион после начала применения процедуры СТЗ развиваться не начнет. Зоны социального плана нужно выделять отдельно. Также важно уменьшать количество административных барьеров. Бумажная волокита и бюрократия никогда не способствуют успешному функционированию свободных таможенных зон. Важна и последовательность политического курса государства, свидетельством чего является и продолжительность предоставления льгот. Мировая практика показывает, что при создании СТЗ нужно руководствоваться следующими принципами:

  • активизация предпринимательства;
  • прибыльность инвестирования;
  • конкурентоспособность бизнеса по сравнению с другими территориями благодаря современным формам и методам организации деятельности;
  • единство предпринимательской и управленческой инициативы, соответствие структуры ОЭЗ реальным экономическим условиям;
  • наличие проработанной законодательной базы.

Заключение

СТЗ – это режим, при котором ввозимый и вывозимый товар получает налоговые льготы. Зона создает выгодные условия для функционирования бизнеса, стимулирует привлечение инвестиций и прогрессивное развитие территорий.

Источники

  • https://prava.expert/tamozhennoe/chto-oznachaet-ponyatie-svobodnaya-tamozhennaya-zona.html
  • https://FB.ru/article/264302/svobodnaya-tamojennaya-zona—eto-tamojennaya-territoriya-tamojennyiy-kodeks
  • http://www.iccwbo.ru/blog/2016/svobodnaya-tamozhennaya-zona-chto-nuzhno-znat/
  • https://BusinessMan.ru/new-svobodnaya-tamozhennaya-zona-rezhim-svobodnoj-tamozhennoj-zony.html
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/svobodnye_tamozhennye_zony/
  • https://ucsol.ru/tamozhennye-uslugi/svobodnaya-tamozhennaya-zona
  • https://free-ved.com/svobodnaya-tamozhennaya-zona/
  • https://investinkaliningrad.ru/investoru/svobodnaya-tamozhennaya-zona-tamozhennaya-protsedura/
  • https://kvest-text.ru/programmy/svobodnaya-tamozhennaya-zona.html

[свернуть]

Обязательно почитайте!  Залог как мера пресечения: понятие, содержание и значение залога
Ссылка на основную публикацию