Всенародное голосование: определение, виды и предназначение

Что такое всенародное голосование?

Как уже было сказано, в современных демократических государствах преобладает косвенная, или представительная, демократия. Действительно, большую часть решений и законов принимают выбранные нами органы власти. Однако существует ряд вопросов, требующих особого участия граждан государства. В таких случаях созывается всенародное голосование.

Свои истоки этот вид принятия политических решений берет в эпоху Античности, из Древней Греции, которая является прародительницей привычной нам демократии. Существовали, конечно, большие отличия. Древнегреческая демократия была прямой – это значит, что каждый свободный гражданин имел право принимать участие в обсуждении важнейших вопросов в жизни полиса, города-государства, а решения принимались путем голосования.

Формат проведения с тех пор, безусловно, изменился. Теперь всенародное голосование граждан проходит не на площадях, а в специально оборудованных помещениях, организованных на территории всей страны, посредством бюллетеней. Но его суть осталось той же — это свободное, равное и тайное волеизъявление граждан государства по особо важным политическим вопросам, от которых зависит дальнейшая судьба их страны или территории, требующих их личного участия.

В каких случаях созывается?

Но какие вопросы принято считать «особо важными»? За ответом следует обратиться к закону «О референдуме Российской Федерации». Согласно ему, может быть проведено всенародное голосование по вопросам:

  • Принятия и изменения Конституции.
  • Защиты прав и свобод граждан.
  • Вопросы войны и мира.
  • Определения статуса государственной границы.
  • Некоторым другим, по согласованию с Конституционным судом.

Для того чтобы вопрос мог быть вынесен на всенародное голосование, он должен иметь одно четкое толкование. Как правило, гражданин может проголосовать либо за, либо против этого вопроса. Возможность дать неопределенный ответ исключается.

Референдум — это…

Референдум (лат. Referendum) — это одна из форм прямого выражения мнения (всенародное голосование) граждан по ключевым вопросам государственного, регионального и местного значения.

Представляет собой основной институт прямой демократии и одновременно выступает как инструмент правотворчества граждан, так как его результаты нередко приобретают законодательную силу.

Условия организации и порядок проведения референдума прописываются в Основном законе государства и иных нормативных актах.

История развития референдумов

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) народного правления, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус – если проводятся выборы общенациональные или общенациональный референдум, часть избирательного корпуса – если проводятся выборы региональные или региональный референдум, местные (муниципальные) – если избираются органы местного управления или проводится местный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на другую выборную должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, – закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.

Другое отличие заключается в том, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем референдум, который рассматривается как разновидность плебисцита. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и референдумом. С точки зрения формально-юридических характеристик (инициатива, процедура проведения, порядок подсчета голосов, юридическая сила решений, принятых путем голосования) референдум и плебисцит не имеют каких-либо существенных различий.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть все основания полагать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были, по сути дела, референдумами.

История референдума в XX столетии прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения при решении важных вопросов общенационального и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения региональных и местных вопросов. Так, в США во всех штатах проекты поправок к конституции обязательно выносятся на референдум для их окончательной ратификации. Конституции 22 штатов содержат положения, согласно которым по требованию 5% избирателей одобренный легислатурой штата законопроект должен быть утвержден на референдуме. В прошлом веке было проведено (на 1987 г.) внушительное число общенациональных референдумов: в Европе – 101, в Африке и на Среднем Востоке – 54, в Азии – 18, в Америке – 25, в Австралии и Океании – 45. В период с 1987 по 1990 г. Референдумы проводились в 21 стране; на эти референдумы было вынесено 74 вопроса.

Конституционное право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения. Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, региональные и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония, Швейцария). Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон. Существует две разновидности законодательного референдума – отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона (ст. 75 конституции Италии, ч. 1 ст. 141 конституции Швейцарии), и утверждающий, ратифицирующий законопроект (ст. 11 конституции Франции). Кроме того, выделяют референдумы по международно-правовым вопросам и административные референдумы.

Первые проводятся в целях выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов (вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в нем Англии). На вторые выносятся вопросы управленческого характера – изменения административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст. 29 Основного закона ФРГ, ст. 132 конституции Италии), досрочного прекращения полномочий должностных лиц (ч. 6 ст. 60 конституции Австрии). В особую группу обычно выделяют консультативный референдум, позволяющий более гибко сформулировать вопрос, дать несколько вариантов альтернативных ответов. Обычно он используется тогда, когда для вынесения специальных и значимых решений необходимо более широкое одобрение, чем одобрение депутатов парламента. Так, в Швеции консультативные референдумы проводились по вопросу о запрете спиртных напитков (1992), реформе пенсионного обеспечения (1957), об использовании ядерной энергии (1980).

Референдумы подразделяют также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Так, скажем, в Японии проект поправки к конституции, одобренный 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента, обязательно должен быть представлен затем на одобрение народа. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли правительства или избирательного корпуса.В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.Однозначная оценка референдума невозможна. Демократизм или реакционность этого института зависят от реальных политических обстоятельств и условий, в которых референдум проводится.

Виды референдумов

В соответствии с характером вопроса, способом организации и сферой применения выделяют несколько видов референдума:

  1. конституционный — обеспечивает принятие нового варианта Основного закона или поправок к нему;
  2. законодательный — связан с голосованием граждан по проекту закона.

Если результаты референдума имеют юридическую силу и его итоги поддерживаются большей частью политических сил, то он считается признанным. В противном случае голосование приобретает статус частично признанного или непризнанного.

В отдельных странах проводятся консультативные опросы, которые осуществляются в формах, тождественных референдуму. Они не имеют правовой силы, но точно отражают настроения общества.

Подобный опрос был проведен в Каталонии осенью 2017 года, когда свыше 90% его участников высказались за отделение региона от Испании.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

Как назначается и проводится референдум?

Для того чтобы провести референдум, необходимо выдвижение инициативы. Таким правом обладают:

  • 2 миллиона граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в референдуме (из них не более 50 тысяч могут проживать на территории одного субъекта или за пределами РФ).
  • Конституционное собрание.
  • Федеральные органы государственной власти.

Референдум назначается Президентом РФ, по предварительному согласованию с Конституционным судом относительно того, соответствует ли вопрос, выносимый на референдум, Конституции РФ. Получив одобрение Конституционного суда, Президент назначает день проведения референдума.

Условия проведения референдума

Порядок проведения референдума в России регулирует . В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.

В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:

  1. об изменении срока полномочий главы государства и депутатов;
  2. об изменении статуса регионов;
  3. о принятии/корректировке госбюджета;
  4. об амнистии (что это?) или помиловании и другие.

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

  1. Граждане РФ — не менее 2 млн человек, обладающих правом на участие в голосовании, при этом на территории одного субъекта должно проживать не больше 50 тысяч из них;
  2. Конституционное Собрание — в порядке, предусмотренном Основного закона.
  3. Федеральные органы госвласти.

Формула референдума

Обращенный к голосующим вопрос. Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным меро-приятием и т.д. Ответ должен быть “да” или “нет”.

Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения во-проса). Может быть предложено: отметить (например, “крестом”) предпочитаемый вариант; ответить “да” или “нет” (“жесткое” требование); положительный ответ, два или более вариантов (“мягкое” требование).

Например, Швейцарская конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к конституции, а федеральное собрание выдвинет контр-проект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:

– предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям конституции;

Референдум (Referendum) – это

– предпочитает ли он контрпроект действующим положениям конституции;

– какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов. Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печа-таются бюллетени на бумаге особого цвета. В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

Определение результатов референдума

Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования. Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зареги-стрированных граждан (действует обязательный вотум). Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины изби-рателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос. Испанский закон никакого порога не устанавливает.

Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 “При про-ведении народного голосования решение принимается простым большинством”. По конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из об-щего числа.

Исключения.

– в Намибии, по конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.

– в Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство го-лосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.

– в Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его под-держало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.

Референдум (Referendum) – это

Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа? Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.

Правовые последствия референдума

Практически речь идет:

1. О юридической силе акта, принятого путем референдума.

– если речь идет о конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;

– если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.

2. О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.

– по венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

– несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.

Самые резонансные референдумы

В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.

Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.

В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.

За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).

  1. Первый прошел 25 апреля 1993 года в самый разгар противостояния тогдашнего парламента Верховного Совета с президентом. Граждане должны были ответить на 4 вопроса, связанные с деятельностью этих органов госвласти. В результате большинство участников посчитало необходимым переизбрать парламент и выразила доверие политике главы государства.
  2. 12 декабря этого же года россияне вновь пришли на избирательные участки, чтобы высказать свое мнение о проекте новой Конституции. В итоге его одобрили 58,4% участников голосования.

Плебисцит

Существуют разные трактовки понятия «плебисцит». Это связано с тем, что четкой грани между ним и референдумом не существует, в законодательствах некоторых стран даже не предусмотрена процедура его проведения.

Согласно самому распространенному определению, плебисцит – это всенародное голосование по поводу принадлежности и судьбы территорий и других локальных вопросов. Иногда плебисцитом называют любой другой всеобщий опрос, кроме тех, что проводятся по поводу принятия новых законопроектов.

Народные выборы

Уже сам термин «выборы» устанавливает, как их организовывать. Процесс инициируется со сбора голосов кандидатами. В различных городах государства на выборные должности требуется различное количество избирателей. Помимо всего, допускается замена голосов избирательным залогом — размер устанавливается ЦИК, и предоставление заявления без голосов и залога для кандидатов от парламентских партий.

Впоследствии сбора голосов и подтверждения списков претендентов стартует избирательная кампания, на протяжении которой депутаты борются за электорат посредством органов СМИ и персональных встреч в собственных избирательных округах. В это время гражданин сможет поверхностно ознакомиться и сопоставить программы различных политических партий, установить, какой кандидат ему больше подходит и почему.

Избирательная компания заканчивается за 24 часа до дня голосования, чтобы, в так называемый день тишины, человек смог без суеты всё продумать и принять важное решение. В день голосования хотя бы малейшая агитация и публикация не разрешается, за этим контролируют независимые наблюдатели и при возникновении признаков не соблюдения оповещают о нарушениях в ЦИК. Порог посещения избирателей устанавливается разновидностью выборов:

  1. Президентские — 50%.
  2. Городские — 20%.
  3. Муниципальные — 10% и меньше — это связано с низкой активностью граждан в городах.

Ситуации, исключающие назначение и проведение плебисцита ():

  1. военных либо чрезвычайных обстоятельств, введённых в Российский Федерации при положениях и в порядке, учтённых ФКЗ, кроме всего на протяжении 90 суток с момента отклонения военных либо чрезвычайных обстоятельств;
  2. введение в отдельных российских регионах военных либо чрезвычайных ситуаций в последовательности, учтённых ФКЗ;
  3. последний год прав Российской главы государства, Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации, кроме того в период избирательной компании, осуществляемой сразу по всей России в соответствии с решением представителя федеральной структуры;
  4. срок между официальным обнародованием решения об установлении референдума и официальной публикацией его итогов.

Организация повторного плебисцита, а именно всенародного опроса по проблемам, которые имеются по смыслу либо содержанию аналогичную формулировку, что и вопрос, плебисцита организовавшие на состоявшемся опросе, не разрешено на протяжении 2-х лет с момента фактической публикации его итогов.

Отмеченный список случаев, которые исключают назначение и организацию плебисцита, считается полным и не сможет быть изменён иначе как путём внесения поправок в фактически ФЗ.

При подготовке и проведении народного опроса применяется русский язык как гос язык РФ, а при последовательности, учтённых фактическим ФКЗ, применяются и гос языки держав в составе России, кроме всего языки народов России на территориях их компактного пребывания.

Субсидирование мероприятий, связанных с организаций и совершением всенародного опроса, производится за счёт финансов федерального бюджета в последовательности, учтённом фактическим ФКЗ.

Организация и осуществление плебисцита совершаются открыто и гласно. Правительство обеспечивает информирование субъектов России о последовательности и сроках организации и осуществление плебисцита, процедуре компании опроса, о результатах референдума и о последствиях плебисцита.

Власть даёт гарантию российскому населению, политическим партиям и другим общественным компаниям, деятельным группам по организации плебисцита, деятельным агитационным группам независимость организации агитации по проблемам всенародного опроса на основании с фактическим ФКЗ, другими ФКЗ и федеральным законодательством.

Присутствие межнациональных субъектов, людей без подданства, миграционных юр лиц, межнациональных компаний и межнациональных общественных движений в совершении инициативности, которая способствует либо, препятствует организации и совершения плебисцита, не разрешается.

Порядок участия межнациональных субъектов в совершении наблюдения за организацией и осуществление плебисцита определяется иностранными контрактами Российской Федерации, фактическим ФКЗ, другими ФКЗ, федеральным законодательством.

Деятельность по организации плебисцита

В соответствии с Конституцией о народном голосовании, с деятельностью об организации референдума смогут выступить Конституционное собрание, ФКЗ, или россияне.

Для проведения всероссийского опроса население одного из российских субъектов обязаны сделать инициативное проведение — так называемую городскую подгруппу дальнейшей деятельной группы. Количество её участников обязано быть не меньше 100 граждан, всегда пребывающих в этой местности.

Подгруппа организовывает собрание, о котором заблаговременно оповещает избирательный комитет субъекта объединения. На нём, в частности, обязаны быть подтверждены вопросы, представляемые на всенародное голосование. Потом уполномоченные представители данной группы обращаются в избирательную комиссию с заявлением об оформлении собственной субгруппы и текстом вопросов. Формулировки проблем избирательного комитета направляет в ЦИК РФ, которая на протяжении 10 суток выдаёт заключение, соответствуют ли они Конституции Российской Федерации.

В соответствии с заключением ЦИК городской комитет оформляет деятельную подгруппу либо отказывает ей в оформлении (кодексом на это отводится 2 недели со дня предоставлении заявки).

После оформления 1-ой городской субгруппы такие же проведения населения обязаны создаваться в наиболее чем в 50 % граждан России на протяжении 60 суток. Причём в одном городе 2 деятельные группы с аналогичными проблемами плебисцита оформлены быть не смогут, пожелание отдаётся той, которая предоставит документацию первой.

В результате городские субгруппы обращаются в ЦИК с прошением об оформлении деятельной группы по организации плебисцит и формулировки проблем к нему. На протяжении 10 суток ЦИК принимает определённое постановление. При отклонении субъекты смогут оспаривать через российское судопроизводство.

Сбор подписей

После оформления деятельная группа на протяжении 1.5 мес обязана собрать от 2 млн. голосов избирателей. Причём в одном субъекте Федерации допустимо накопить до 50000 голосов.

Подписные листы предоставляются в ЦИК, который на протяжении месяца верифицирует не меньше 40% подписей, отсортированных путём жеребьёвки. Число неподтверждённых либо недействительных голосов обязано быть менее 5% от верифицированных. По результатам верификации ЦИК на протяжении 5 суток принимает решение об итогах выдвижения деятельности организации плебисцита и отправляет его главе государства, оповещая при этом обе парламентские палаты.

Как была принята Конституция РФ?

Существующая ныне Конституция принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. При этом в юридическую силу она вступила только 25 декабря после ее опубликования в “Российской газете”.

Решение о проведении всенародного голосования по поводу принятия новой конституции было принято Б. Н. Ельциным (на тот момент он был президентом России).

Сам проект будущей Конституции был результатом многолетней напряженной работы около 800 профессиональных юристов. Она началась еще в 1990 году, в процессе было выдвинуто несколько различных вариантов, однако в итоге Конституция стала суммой многих решений и споров Конституционной комиссии. Так что несмотря на то, что обычно выделяют двух основных авторов Конституции — С. Шахрая и С. Алексеева, нужно понимать, что юридический акт такого масштаба и значения — это плод совместной работы множества людей.

На голосование был вынесен единственный вопрос: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?». Предполагалось только два варианта ответа: да или нет.

За принятие новой Конституции высказалось 58,43 % от тех, кто участвовал в голосовании. Таким образом Конституция была засчитана принятой.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Россиской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был разогнан 4 октября 1993 года с применением бронетехники, по приказу президента Ельцина.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

2003 г. — Референдум в Чечне.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Референдумы на постсоветском пространстве и в Европе

  • 1992 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум в Южной Осетии.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Черногории.
  • 2006 г. — Референдум о независимости Приднестровья 2006 года
  • 2008 г. — Референдум по Косову
Источники
  • https://FB.ru/article/438736/vsenarodnoe-golosovanie-opredelenie-vidyi-i-prednaznachenie
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/referendum-chto-ehto-takoe.html
  • https://investments.academic.ru/1349/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
  • https://yurlitsa.ru/vsenarodnoe-golosovanie-eto-chto-takoe-otlichie-vsenarodnogo-golosovaniya-ot-referenduma-usloviya-ut/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854161

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector