Защита авторских и смежных прав — способы

Содержание
  1. Когда возникает авторское право?
  2. Что такое «пиратство» и контрафакция?
  3. Что такое авторские и смежные права
  4. Законодательство
  5. Что не является объектом авторских прав
  6. Развитие авторского права
  7. Правозащитная роль авторского права
  8. Основные виды нарушений авторского права
  9. Защита и оформление авторских прав
  10. Как оформить авторское право
  11. Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»
  12. Причины пиратства
  13. Признаки
  14. Внесудебные механизмы защиты
  15. Характеристика авторского права
  16. Уникальность объекта авторского права
  17. Судебный механизм
  18. Отличие «пиратства» от плагиата
  19. Пример из судебной практики
  20. Регистрирующий орган и способ регистрации
  21. Чем чревато нарушение авторского права?
  22. Способы защиты
  23. Защита личных неимущественных прав
  24. Защита чести, достоинства и деловой репутации
  25. Защита исключительных прав
  26. Юридический аспект защиты авторских прав
  27. Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?
  28. Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?
  29. Виды возмещений
  30. Специальные виды произведений
  31. Пределы охраны авторским правом
  32. Что не подлежит охране?

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Что такое «пиратство» и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Что такое авторские и смежные права

Это совокупность правовых мер воздействия на нарушителей авторских прав, которые выражаются в различных формах, когда авторские права нарушены. Под способами защиты авторских и смежных прав понимается закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

Законодательство

На территории Российской Федерации действуют исключительные права объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом РФ и международными договорами:

«Соглашение о международной регистрации знаков», заключено в Мадриде 14.04.1891;

«Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 г.;

«Стокгольмская «Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности» 1967 г.;

«Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Ницца, 15.06.1957 г.;

«Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886;

«Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм», Женева, 29.10.1971 г.;

«Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года» и другими.

Что не является объектом авторских прав

Не относятся к объектам защиты авторского права:

  1. народное творчество (фольклор);
  2. госзнаки и символы, такие как герб, флаг, деньги, награды и т. д.;
  3. официальные документы, результаты законотворчества, судебные и административные акты, официальные переводы;
  4. информационные сообщения.

Помимо способов защиты авторских и смежных прав, действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций.

Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском и смежных правах», помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсаций в твердой сумме, Арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав может взыскать штраф в размере 10 % от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Развитие авторского права

Авторское право комплексное образование, которое состоит из ряда личных неимущественных прав и исключительного права. При этом коммерциализация продуктов интеллектуального труда началась только с 1970-х гг. В этот хронологический промежуток авторское право стало осознаваться как собственность, хоть и интеллектуальная.

Правозащитная роль авторского права

Основная цель авторского права защита правообладателя от правомерных действий со стороны третьих лиц. Так, установлены порядок регистрации авторских прав, механизмы охраны и защиты, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, создан специальный орган разрешения споров об интеллектуальной собственности Суд по интеллектуальным правам.

Эти обстоятельства подчеркивают нацеленность государства и общества на защиту и стабилизацию отношений в области охраны авторского права.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Как оформить авторское право

Авторские права не подлежат государственной регистрации. Исключение – программы для ЭВМ, которые по желанию автора могут быть зарегистрированы Роспатентом (ст. 1262 ГК РФ).

Однако, чтобы при наличии спора подтвердить свои права на произведение искусства автор может по своему желанию:

  • зарегистрировать произведение в РАО (Общероссийской общественно организации «Российское авторское сообщество»);
  • заказать осмотр произведения нотариусом (обеспечить доказательства по ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1);
  • депонировать произведение, т.е загрузить его на хранение в особую виртуальную ячейку. Подходит, например для сайтов. Кроме загрузки страницы сайта распечатают и заверят у нотариуса, выдадут свидетельство.

Подробнее о способах подтвердить авторство произведения читайте в системе КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь системой постоянно, подключите бесплатный пробный доступ.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной Бернской конвенции 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО Ричарда Столлмана, рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, похищением людей, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли – первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Признаки

Обратим внимание, что для объектов авторского права справедливы признаки, названные нами применимо ко всей интеллектуальной собственности (об этом см. статью). Вместе с тем есть особенности: в частности, объекты авторского права:

  1. Не требуют регистрации. Это отличает их от объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, средств индивидуализации и т.д.). Следовательно, в России нет реестров произведений, и не выдается никаких свидетельств и патентов на произведения. Обуславливается это тем, что произведения, как считается, уникальны сами по себе, а объекты промышленной собственности могут быть повторимы.
  2. Охраняются только в части формы. То есть, закон безразличен по отношению к тому, что написано в произведении, какие в нем персонажи, какая художественная значимость и т.д. Важно, чтобы объект допускался Гражданским кодексом РФ. В промышленной собственности определяющим, наоборот, считается содержание, поэтому два изобретателя с разных концов света вполне могут прийти к одинаковому техническому решению. А вот два разных писателя могут написать произведения с очень похожими сюжетами и даже со сходными персонажами, однако это не запрещено законом и не будет считаться плагиатом.
  3. Носят творческий характер. Высшие суды разъяснили, что творческий характер – определяющий признак для объектов авторского права (см. Постановление Пленумов ВС И ВАС 5/29 от 26 марта 2009 года). Примечательно, что в российском авторском праве действует презумпция творческого характера: т.е. произведение считается творческим, если не доказано иное. Вероятно, под творческим характером следует понимать свойство интеллектуальной деятельности, сущность которого в придании произведению отличительных черт, художественной ценности.
  4. Относятся к культурной сфере. Если средства индивидуализации, изобретения тесно связаны с производственной сферой, то произведения главным образом являются неотъемлемой частью культурной подсистемы общества.
  5. Могут выражены в разной форме. Совсем необязательно, чтобы это была бумажная форма. В качестве примера можно привести скульптуры (объемно-пространственная форма), песни (музыкальная форма) и т.д. Об этом дополнительно см. п. 3 см. 1259 ГК РФ.
  6. У произведений должен быть автор. Именно поэтому не охраняются произведения фольклора.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Характеристика авторского права

Замечание 1

Понимание и знание творческой основы авторского права – это верный залог правильного разрешения спорных ситуаций, а также залог правильной классификации имеющейся действительности. Грамотное знание того, что на самом деле охраняет авторское право, примеры того самого права позволят пользователям не попадать в сомнительные ситуации.

В соответствии со статьей 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации, автором результата конкретного интеллектуального труда и деятельности будет признан гражданин, который при помощи творческого труда создал этот самый результат. В статье 1259 тоже же самого Гражданского Кодекса Российской Федерации дается определение объекта авторских прав. Объектом могут являться произведения науки, искусства и литературы, даже независимо от назначения подобного произведения и его достоинства. Кроме того, здесь не учитывается способ выражения конкретного произведения.

Уникальность объекта авторского права

Юристы довольно часто сталкиваются со спорными вопросами, которые касаются авторских прав гражданина. В соответствии с законодательством Российской Федерации охране авторских прав будут подвергаться исключительно те произведения, которые отвечают следующим требованиям:

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со смежных прав Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Отличие «пиратства» от плагиата

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель – признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Регистрирующий орган и способ регистрации

Защитить плоды работы можно посредством удостоверения времени предъявления документов в нотариальной конторе. Издатель предоставляет нотариусу первоисточник, который написан понятно. После проверки нотариус заверяет бумаги, одна копия остается у него.Авторское право распространяется на все произведения, обнародованные и необнародованные. Для того, чтобы защитить свой труд, не нужно регистрировать его как патент.

Поскольку время будет зарегистрировано, при любом нарушении автор может подтвердить этим документом любое нарушение. В крайнем случае данный акт может стать необходимым истцу в суде.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Публичная ответственность за нарушение авторского права выражена наказанием со стороны государства в виде взимания штрафов либо конфискации имущества, либо других мер.

Она может быть:

  • уголовной;
  • административной.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 КоАП РФ, а для уголовной – ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Гражданская ответственность за нарушение авторского права вступает в силу только при желании пострадавшего. В этом случае нарушитель либо выплачивает соответствующую компенсацию автору, либо возмещает причинённый вред или упущенную выгоду.

Способы защиты

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, к которым относятся:

  1. признание права;
  2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. самозащита права;
  6. присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  7. возмещение убытков;
  8. взыскание неустойки;
  9. компенсация морального вреда;
  10. прекращение или изменение правоотношения;
  11. неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  12. иные способы, предусмотренные законом.

Защита личных неимущественных прав

Защита личных неимущественных прав осуществляется следующими способами (ст. 1251 ГК РФ):

  1. признание права;
  2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  3. пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. компенсация морального вреда;
  5. публикация решения суда о допущенном нарушении.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в порядке, установленном ст. 152 ГК РФ.

Честь, достоинство и деловая репутация автора могут защищаться, в том числе путем:

  • опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений;
  • опубликования в средствах массовой информации (СМИ) ответа на ранее опубликованные там сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы;
  • возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию;
  • признания распространенных сведений не соответствующими действительности — при невозможности установить личность распространителя.

Защита исключительных прав

Защита исключительных прав осуществляется путем предъявления требования (п. 1 ст. 1252 ГК РФ):

  • 1) о признании права — к лицу, отрицающему или не признающему право;
  • 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему приготовления к ним;
  • 3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.

Юридический аспект защиты авторских прав

В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом — «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:

  1. Относительно действий, приводящих к уголовной, административной и гражданской ответственности.
  2. О том, что за несоблюдение требований вышеуказанного закона и юридические, и физические лица признаются нарушителями.
  3. По поводу расшифровки того, какие экземпляры фонограммы и произведений являются контрафактными.

Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе – «Нарушение авторских и смежных прав».

В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав – это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

В случае присвоения авторства (плагиата) последует одно из следующих наказаний:

  1. Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  2. Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  3. Арест на срок от трех до шести месяцев.

При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:

  • штраф за нарушение авторских прав (200 тыс. руб. или доход, включая заработную плату за период до восемнадцати месяцев);
  • обязательные работы (180 – 240 часов);
  • арест (до двух лет).

Нарушение авторских прав (статья УКРФ) группой сговорившихся лиц либо организованной группировкой, либо лицом, использовавшим свое служебное положение, либо в особо крупных размерах грозит следующими санкциями:

  • лишением свободы (до 6-ти лет);
  • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

Безусловно, это возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав – альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

Виды возмещений

Компенсация за нарушение авторских прав может быть установлена в размере:

  • 10 тыс. – 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
  • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
  • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

Специальные виды произведений

Обратим внимание, что наряду с простыми произведениями, закон охраняет и составные – т.е., такие, в состав которых входят другие объекты авторского права. Составное произведение в авторском праве – это, например, сборник стихотворений. Он будет подлежать охране, поскольку, вероятно, для расположения стихов в определенной последовательности тоже нужно приложить определенный творческий труд (хотя и в меньшей степени, чем написать сами стихотворения).

Есть также разделение произведений на первоначальные и производные. Последние создаются уже на основе какого-нибудь другого объекта. Так, перевод рассказа с английского языка на русский будет подпадать под эту категорию. Переводчик имеет права на производное произведение (перевод).

Пределы охраны авторским правом

Важный момент: охрана распространяется не только на все произведение в целом, но и на его части, на персонажей и на название. При этом закон указывает на то, что они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. При этом они сами должны содержать творческий характер.

Так, очевидно, запрещено называть рассказ «Смешарики», поскольку слово придумано авторами мультфильма, и у всех оно ассоциируется именно с этим мультфильмом. Ровно также нельзя выдернуть из контекста, например, персонажа Люка Скайуокера и написать про него отдельную книгу. Части произведения также охраняются по закону: значит, нельзя, к примеру, позаимствовать яркие цитаты из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и включить их в собственную повесть.

Что не подлежит охране?

Гражданский кодекс РФ содержит некоторые изъятия: объекты, которые не охраняются авторским правом. Сюда относятся идеи, концепции, методы, официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о фактах.

Вместе с тем читателям следует понимать: вопросы авторского права часто очень спорны. Например, простая новостная заметка, где лишь изложены произошедшие события, по сути представляет собой информационное сообщение, где нет творческого характера, а значит, авторским правом не охраняется. А вот, к примеру, статья журналиста, где содержится еще и анализ новости, изложен собственный взгляд на вещи, может охраняться. Таких примеров может быть множество, по большому счету вопрос о наличии у объекта творческого характера решает только суд.

Источники
  • https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/
  • https://FB.ru/article/161533/narushenie-avtorskih-prav-primeryi-otvetstvennost-za-narushenie-avtorskogo-prava
  • https://malina-group.com/zashhita-avtorskikh-i-smezhnykh-prav/
  • https://www.Work5.ru/spravochnik/pravo/primery-avtorskogo-prava
  • https://rusjurist.ru/intellektualnaya_sobstvennost/avtorskoe_pravo/sposoby_i_osobennosti_zawity_avtorskih_prav/
  • http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/obekty-avtorskogo-prava/
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/primery_avtorskogo_prava/
  • https://JuristPomog.com/administrative/ownership/tehnicheskie-sredstva-zashhity-avtorskih-prav.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах