Зарплата учителей в 2022 году в России: планируется ли повышение?

Содержание
  1. Предыстория
  2. Зарплата педагогов точно будет проиндексирована
  3. Новая система начисления зарплаты
  4. Изменения в оплате труда педагогам
  5. Как изменится механизм начисления зарплаты
  6. Как считать зарплату по новой системе
  7. Новые правила расчета зарплаты учителям в 2022 году в России
  8. Порядок и сумма начисления зарплаты в 2021 году
  9. Как происходит начисление зарплат преподавателям в данное время
  10. Расчет по базовому окладу
  11. Расчет по фиксированной ставке
  12. Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.
  13. Какие изменения уже произошли в оплате труда учителей?
  14. Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины
  15. Кому должны повысить зарплату с 1 января 2021 года?
  16. Какую зарплату получают учителя?
  17. Сколько зарабатывает учитель в Москве
  18. Минимальная зарплата учителя в Москве
  19. Самые высокооплачиваемые учителя в Москве
  20. Центральный федеральный округ
  21. Северо-Западный федеральный округ
  22. Южный федеральный округ
  23. Северо-Кавказский федеральный округ
  24. Приволжский федеральный округ
  25. Уральский федеральный округ
  26. Сибирский федеральный округ
  27. Дальневосточный федеральный округ
  28. Повышение зарплат учителям в 2021-2022 годах
  29. Что еще хотят изменить
  30. Подводя итогов

Предыстория

В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.

В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.

С 1 января 2021 года повысили минимальный размер оплаты труда, МРОТ будет составлять 12 тысяч 792 рубля. С этого года для расчета используется не старый алгоритм на основе потребительской корзины, а новый, исходя из медианной зарплаты (условная сумма, выше и ниже которой получает одинаковое число россиян). А поскольку МРОТ вырос, то должна вырасти и зарплата бюджетников, ему соответствующая.

Зарплата педагогов точно будет проиндексирована

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

Новая система начисления зарплаты

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

– основной оклад;

– индивидуальная премия (минимум 5%);

– доплата за вредность и работу в выходные дни;

– надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

– иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

За основу определения оклада принимается МРОТ, который не может быть меньше прожиточного минимума. Таким образом, предполагается, что новая система начисления зарплаты бюджетникам поможет выровнять зарплаты, но не уменьшит их, так как будут учитываться и региональный МРОТ, и иные нюансы в зависимости от конкретного субъекта РФ.

Изменения в оплате труда педагогам

На сегодняшний день на законодательном уровне поправки к Трудовому Кодексу уже приняты. Положения закона позволяют ввести расчет оплаты труда педагогам по единым правилам на федеральном уровне. Осталось разработать отдельные положения и внести изменения в подзаконные акты.

На протяжении 2021 года Министерство просвещения должно разработать новую систему оплаты труда. Предполагается возвращение к тарифной сетке, включающей 18 разрядов, как было раньше. В каждом регионе будут вводить единую ставку и дифференцировать оклады.

Работа учителей станет оцениваться по сложности обязанностей, уровню квалификации и образования. Компенсационные и стимулирующие выплаты подлежат объединению в перечень с четкими формулировками.

Как изменится механизм начисления зарплаты

Ранее требования к отраслевым системам оплаты выдвигали региональные власти. Теперь его устанавливает российское правительство.

В новой схеме появляется базовая ставка для расчета зарплаты бюджетников и тарифная сетка, включающая сразу 18 разрядов. Теперь компенсационные выплаты будут для всех одинаковыми. К таковым относят доплаты за работу в:

  1. выходные и праздничные дни;
  2. ночные смены;
  3. опасных для здоровья условиях.

Также будет начисляться компенсация за совмещение должностей.

Правительство установило, что теперь будут действовать общие принципы формирования зарплаты, однако размер регионального прожиточного минимума и другие местные особенности все-таки будут учитываться. Поэтому зарплата бюджетников будет неодинаковой по стране.

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Новые правила расчета зарплаты учителям в 2022 году в России

Как будет выглядеть зарплата педагогам по новым правилам в процентах:

  • Оклад будет составлять 70% от общего начисления, это минимальная цифра. Максимально оклад может достигнуть 140%.
  • Премия — не меньше 5%.
  • Непрерывный стаж – 10%-30%.
  • Материальная помощь – 30% от размера оклада.

Итог: общая доплата, включающая надбавки за ученую степень и звание, за вредность, сверхурочные может варьироваться от 60 до 120%.

В марте 2021 года Министерство просвещения представило на рассмотрение Правительства положения новой системы оплаты труда учителям. Пунктами программы стали:

  • Единый размер должностных окладов для всех учреждений в регионе.
  • Введение 4 квалификационных уровней. Размер базовой ставки будет отличаться в зависимости от сложности работы.
  • Регионы на свое усмотрение могут вводить свои доплаты.
  • Компенсационные и стимулирующие выплаты подлежат четкому перечню.
  • Выплаты преподавателям останутся на прежнем уровне, если при перерасчете размер зарплаты будет ниже.

Введение новых положений позволит сделать систему выплат более прозрачной для отчетов и понятной при начислениях.

Порядок и сумма начисления зарплаты в 2021 году

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

С 2020 года уровень заработной платы педагогов определяется по новой системе должностей. Как ожидается, базовая часть заработка рядового учителя и руководителя образовательного учреждения будет рассчитываться по схеме 1:4, то есть доход директора школы не может превышать зарплату начинающего педагога более чем в 4 раза.

Пока неизвестно, как будет производиться расчет окладов других категорий, но введенные звания уже известны:

  • учитель — начинающий педагог, ни разу не повышавший квалификацию и не получавший дополнительного образования;
  • старший учитель — преподаватель, который кроме обучения школьников занимается написанием методических программ для проведения занятий и развития дисциплин, а также участвует в коррекционной работе;
  • ведущий учитель — координирует работу педагогического коллектива, занимается организацией процесса обучения.

Еще одно нововведение — экзамены, проведение которых обусловлено подтверждением квалификации педагога. Оклад преподавателя, успешно прошедшего экзаменационное испытание, также увеличится.

Как происходит начисление зарплат преподавателям в данное время

Региональные чиновники передают полномочия по начислению заработной платы в организации. В некоторых областях регулирующие системы оплаты носят рекомендательный характер. А при подсчете размера средних зарплат по стране учитываются все выплаты.

В итоге получается, что за одни и те же обязанности педагоги получают по-разному. Разница выплат учителям по регионам отличается в 2-3 раза.

Пример. Преподаватель начальной школы в Рязанской области получает 34 тысячи рублей с учетом всех надбавок (стажа, квалификации, переработки). А специалист в Москве — 114 т. р. Квалификация, часовая нагрузка и выполняемые обязанности при этом полностью совпадают.

Уровнять зарплату позволит введение единых требований в отраслевые системы оплаты труда.

На начало 2021 года в 80% регионов сумма выплат за оклад педагога оказывалась ниже МРОТ. Оклад (базовая ставка) составляет выплату за 18 часов по плану. Это норма учебной нагрузки. Все остальное доплачивается в виде региональных доплат.

5 000 рублей педагоги получают за ведение классного руководства. С увеличением размера МРОТ в 2021 году до 12 тысяч 792 рублей итоговая цифра начисления зарплаты педагогам повысилась.

Но до сих пор, чтобы получать выплату, на которую хоть как-то можно прожить, учителям формально начисляют доплаты. Это могут быть часы за дежурство в бассейне, работу в теплице на пришкольном участке, выполнение функций диспетчера или работу с хором.

При введении поправок в Трудовой Кодекс меньше платить никому не будут, так заверяют депутаты. Будет учитываться величина прожиточного минимума каждого района. Новый закон рассчитывался только на повышение сумм, а не на их снижение.

Но уравнять зарплаты тоже не получится. В северных районах применяют повышающие коэффициенты. Не отменят и выплаты за вредные условия проживания. Для подсчета зарплат педагогам разрабатывается отдельный норматив.

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И именно педагоги начальных классов их получают.

Какие изменения уже произошли в оплате труда учителей?

С 1 сентября 2020 года в соответствии с поручением президента все учителя получают федеральную выплату в размере 5 тысяч рублей. 10 ноября 2020 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым выплату за классное руководство в размере 5 тысяч рублей выплачивают педагогам всех российских школ, а также педагогам образовательных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти – таким, например, как МИД, Министерство культуры, Министерство транспорта, МЧС.

Кроме этого с 1 марта 2021 в 10 пилотных регионах (Омской, Брянской, Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Тюменской, Сахалинской и Челябинская областях, в городе Севастополь, а также в Ставропольском крае) вводятся новые должности – советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной доплатой в 15 тысяч рублей. В функции советника будет входить не только общая воспитательная работа в школе, но и контроль внешкольного досуга учащихся.

Напоминаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам — читайте ниже.

Как информирует «Парламентская газета», независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2021 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи.

Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Индексация зарплат с 1 октября 2020 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета «Аргументы и факты». «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Напомним, как сообщала газета «Аргументы и факты», глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому с 1 октября 2020 года зарплаты работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений будут проиндексированы на три процента. В документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, уточняется, что индексация коснется также персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В Трудовом кодексе могут появиться поправки, призванные «исключить необоснованный разброс в зарплатах бюджетных работников на сопоставимых должностях». Об этом еще в июне 2020 года заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совещании с кабинетом министров. Поправки помогут сформировать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, уточнил премьер-министр. «Это поможет сделать систему оплаты труда более прозрачной. Люди должны четко понимать, сколько и за что им платят, и быть уверенными, что их доходы будут расти», – добавил Мишустин. В наши дни мы нередко ругаем наших чиновников за равнодушие к людям, казнокрадство, коррупцию, некомпетентность, при этом понимая, что вообще без этой категории вообще государство обойтись не сможет. Значит, нас не устраивает в первую очередь качество госслужащих, их профессиональный и моральный уровень. Действительно, такая проблема есть, и несмотря на множество систем переподготовки, отбора кадров, громкие судебные процессы положение дел меняется с трудом. Какой же выход?

Давайте сначала разберёмся не с качеством, а с количеством. Сколько у нас сегодня чиновников всех уровней? Почти два с половиной миллиона, что составляет почти 1,7% от всего занятого работой люда. Больше всего у нас федеральных (а значит, и более высоко оплачиваемых) чиновников – больше шестисот тысяч. Огромная армия, которая, невзирая на все предыдущие административные реформы не только не уменьшается, – увеличивается.

Понятно, что когда Президентом была поставлена задача в 2021-2022 годах увеличить заработную плату госслужащим в среднем на 6,8 процента, во весь рост встала проблема сокращения госаппарата. Не потянет бюджет таких расходов (дополнительно 100 миллиардов рублей в год!), если чиновничья армия не будет сокращена.

И вот решение уже принято. Началось масштабное сокращение в сфере госуправления, цель которого не просто освободиться от «излишков» в штатном расписании, но получить возможность, как пояснили Минфине, заметно увеличить оклады всем категориям госслужащих.

Сначала чиновников из центральных аппаратов федеральных органов (не забудем, что их больше всего) сократят на десять процентов. А это ни много ни мало – больше шестидесяти тысяч человек. Территориальные органы сократят на пять процентов, а к 2021 году на все 15.

В процессе сокращения на втором этапе пройдут структурные преобразования. Это потому, что необходимость в перераспределении обязанностей, уменьшении количества подразделений не вызывает сомнений.

К тому же готовится к реализации так называемая «гильотина», которая ставит своей целью сокращение всевозможных контрольных и надзорных функций, устаревших предписаний и запретов, которые как гири висят на ногах российской экономики. Это тоже повод для сокращения и определенных функций в госаппарате. Уйдут навсегда дублирующие или вовсе не необходимые функции.

Понятно, что сокращения в госорганах проводились и раньше и заканчивались полным фиаско – чиновничего люда только прибавлялось. На сей раз, кажется, такого не должно произойти – денег на всех явно не хватит. Да и условия тендеров, конкурсов, по которым будут отбираться современные чиновники ужесточаются, о чем уже не раз говорил новый глава Правительства М. Мишустин.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Кому должны повысить зарплату с 1 января 2021 года?

Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.

Список должностей учебно-вспомогательного персонала: секретарь учебной части, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, диспетчер образовательного учреждения, лаборант, вожатый, младший воспитатель, помощник воспитателя.

Какую зарплату получают учителя?

По данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц, при этом в половине регионов России педагоги получают от 23 до 30 тысяч рублей. Как заявляют в Общероссийском профсоюзе образования, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя составляет меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она равна трем-четырем тысячам рублей. Все, что сверху этой суммы, учителя добирают различными выплатами и надбавками, которые выплачивают за выполнение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), подготовку школьников к проверочным работам, ЕГЭ, внеурочную и классную работу. На сегодняшний день, по словам Милехина, для получения достойной зарплаты на уровне субъекта учитель должен добирать свои 18 часов дополнительной работой.

Сколько зарабатывает учитель в Москве

Средняя заработная плата учителя в Москве составляет 92,9 тыс. рублей.

Математика — один из базовых школьных предметов, учителя математики всегда востребованы

Для сравнения: зарплата педагога в Южном федеральном округе — 27,5 тыс. рублей, а на Северном Кавказе – 21,9 тыс. рублей. На втором месте в рейтинге показателей средней зарплаты учителя стоит Дальневосточный федеральный округ — 49,7 тыс. рублей.

Зарплата учителя в Москве гораздо выше, чем заработок региональных коллег. Поэтому педагоги с периферии переезжают в столицу.

Минимальная зарплата учителя в Москве

Заработок школьного педагога складывается из оклада, компенсационных выплат и поощрений. Минимальное количество рабочих часов в неделю — 18, из которых основная часть идет на уроки, а оставшееся время распределяется на классное руководство, элективные занятия, дополнительное обучение школьников.

В Москве минимальная зарплата составляет 49,9 тыс. рублей, если педагог трудится не более 18 часов. В Московской области средний заработок учителя составляет 54,6 тыс. рублей, что почти в два раза ниже столичного показателя.

Самые высокооплачиваемые учителя в Москве

Специализация является определяющим фактором начисления зарплаты. Учителя русского языка и литературы, математики и иностранных языков зарабатывают больше, чем их коллеги по другим предметам.

Это зависит от занятости на уроках: на базовые предметы отводятся основные часы школьного времени, а уроки проходят каждый день.

Репетиторство является дополнительным заработком, в свободное от школьных уроков время. В Москве преподаватели берут от 1000 рублей за астрономический час занятий.

Учитель по основному предмету с опытом работы повышает оплату за репетиторство до 2–3 тыс. рублей за академический час

Чтобы подняться по карьерной лестнице, каждый учитель должен проходить государственную аттестацию. Педагог должен предоставить личные документы, портфолио, характеристику от директора школы. Если аттестация пройдена успешно, учителю повышают зарплату по усмотрению комиссии. Если педагог не прошел по нормам, его направляют на дополнительное обучение. Аттестация проходит раз в пять лет.

Средний заработок школьного завуча составляет 55,2 тыс. рублей, если специалист занят только управлением педагогического коллектива и методическими документами. Если сотрудник совмещает основную работу с преподаванием предметов в старших классах, то его зарплата повышается до 80–100 тыс. рублей, это зависит от предмета.

Директор школы в Москве в среднем зарабатывает 100,5 тыс. рублей в месяц. Как и завуч, он может вести уроки в старших классах, брать на себя классное руководство. С поощрениями и компенсационными выплатами заработок директора доходит до 200 тыс. рублей.

Если директор школы еще и «играющий тренер», то есть преподает свой предмет, то высокая зарплата ему обеспечена

Директор может подняться по карьерной лестнице и перейти на работу в районный отдел народного образования, подав документы на открытую вакансию, или в Министерство образования и науки.

В Москве специальность учителя востребована и хорошо оплачивается государством и частными учреждениями. Чтобы достичь успехов в карьере педагога, важно уметь работать с детьми и подростками, творчески относиться к своей профессии.

Центральный федеральный округ

Белгородская область

33 312

37 666

64 878

Брянская область

25 749

27 274

52 693

Владимир

28 815

31 998

62 988

Воронеж

26 769

29 765

61 234

Ивановская область

22 882

24 794

48 526

Калужская область

31 543

35 324

74 549

Кострома

26 721

28 351

56 005

Курская область

26 449

29 734

60 011

Липецк

28 465

31 261

64 528

Московская область

51 914

55 001

104 026

Орловская область

24 723

26 908

54 879

Рязань

27 050

31 094

61 496

Смоленск

25 126

28 708

56 693

Тамбовская область

24 114

26 230

54 644

Тверь

26 568

29 036

59 611

Тула

31 429

34 182

78 128

Ярославль

29 412

31 610

64 479

г. Москва

96 957

144 848

Северо-Западный федеральный округ

Карелия

37 612

39 642

81 011

Коми

41 683

49 150

81 855

Архангельская область, в том числе:

Ненецкий авт. округ

60 246

73 932

Архангельская область без авт. округа

36 637

44 014

88 558

Вологодская область

35 475

37 255

70 584

Калининград

31 848

33 760

64 437

Ленинградская область

45 672

47 641

82 477

Мурманск

48 278

56 459

105 750

Новгород

27 352

29 212

Псковская область

25 329

28 090

54 039

г. Санкт-Петербург

56 831

59 907

116 899

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

25 045

27 965

57 840

Калмыкия

23 996

26 765

Крым

25 388

30 449

56 327

Краснодарский край

30 400

33 448

67 660

Астрахань

26 342

30 232

59 743

Волгоград

26 923

29 060

58 367

Ростовская область

26 165

30 561

62 833

г. Севастополь

30 720

38 980

65 026

Северо-Кавказский федеральный округ

Дагестан

20 256

24 856

45 666

Ингушетия

22 381

22 890

Кабардино-Балкария

20 398

23 194

49 833

Карачаево-Черкесская Республика

21 970

23 026

47 208

Республика Северная Осетия – Алания

20 611

24 791

50 257

Чеченская Республика

22 139

25 774

51 660

Ставропольский край

23 838

26 646

53 449

Приволжский федеральный округ

Башкортостан

30 973

33 791

67 753

Республика Марий Эл

24 822

27 920

Мордовия

22 153

24 693

54 113

Татарстан

29 733

33 978

76 956

Удмуртская Республика

29 159

31 658

62 407

Чувашия

25 449

27 524

62 392

Пермский край

28 848

32 876

71 160

Кировская область

25 614

27 783

55 147

Нижегородская область

29 699

32 400

70 463

Оренбург

27 733

32 071

60 824

Пензенская область

27 035

28 789

56 008

Самара

29 234

31 877

68 247

Саратов

25 922

28 648

53 659

Ульяновск

25 007

27 550

56 658

Уральский федеральный округ

Курганская область

25 639

28 125

57 802

Свердловская область

36 251

40 675

77 141

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

59 033

67 338

141 007

Ямало-Ненецкий авт. округ

75 343

92 812

Тюменская область без авт. округов

43 644

48 176

93 866

Челябинск

28 341

33 701

68 039

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

26 906

28 890

Тыва

28 194

32 307

Хакасия

31 008

36 604

71 754

Алтайский край

24 762

28 006

56 806

Красноярский край

38 689

42 606

90 970

Иркутская область

36 584

41 216

83 577

Кемеровская область

35 599

37 412

79 177

Новосибирск

32 144

35 202

72 070

Омская область

26 774

31 304

63 380

Томская область

33 093

37 744

84 162

Дальневосточный федеральный округ

Бурятия

34 252

35 427

60 785

Республика Саха (Якутия)

52 356

62 120

130 480

Забайкалье

29 289

34 716

76 129

Камчатка

63 440

69 711

122 536

Приморский край

38 438

45 232

80 214

Хабаровский край

38 539

46 032

88 593

Амурская область

39 307

44 436

85 821

Магадан

71 240

81 656

Сахалин

75 511

89 780

Еврейская автономная область

34 923

40 052

Чукотский автономный округ

83 173

105 019

Повышение зарплат учителям в 2021-2022 годах

Зарплату бюджетникам было запланировано увеличить:

  • в 2021 году на 6,1%;
  • в 2022 году на 6,5%.
По последним новостям в этом году индексация произошла в феврале, что позволило на 6,8% увеличить выплаты. В следующем году размер индексации должен быть не ниже. Изменения коснутся всех бюджетников, преподавателей в том числе.

При расчете зарплат по новым правилам, выплаты педагогам должны составить не менее 200% от средних по региону. Это позволит увеличить и размер заработной платы.

К этой категории относятся:

  • преподаватели вузов;
  • мастера и педагоги среднего и начального профессионального образования;
  • преподаватели учреждений дополнительного образования;
  • учителя общего образования;
  • педагоги дошкольных учреждений.

В бюджетной сфере России трудится 33 млн человек. Преподаватели образовательных учреждений, сотрудники детских садов, педагоги вузов и средне-специальных учебных заведений в их числе. При введении измененных расчетов по оплате труда понадобится больше денег.

В государственном бюджете запланировано ежегодно выделять 100 млрд рублей регионам на финансирование роста зарплат бюджетникам, в том числе педагогам. Но так как суммы значительные, сразу профинансировать все изменения не удастся.

Поэтому введение новой системы расчета зарплаты для всех бюджетников планируется поэтапно в 2022-2025 года. Когда конкретно это произойдет для учителей, пока нет информации. Бюджет 2021 года сложился в напряженной обстановке. Возможно, поправки в него на выплаты педагогам получится внести в 2022 году.

Итоги

Положения нового закона по расчету зарплат учителей в России позволяют ввести выплаты педагогам по единым правилам на федеральном уровне.

Осталось разработать отдельные положения, внести изменения в подзаконные акты. Требуется также найти средства на эту статью расходов.

Что еще хотят изменить

В последние несколько недель чиновники начали слишком часто говорить о зарплатах учителей. Например, на днях спикер Совета федерации Валентина Матвиенко на встрече с вице-премьером Татьяной Голиковой вдруг заявила, что учителя получают относительно нормальные зарплаты, лишь работая на износ – на полторы-две ставки. А на стандартную учительскую ставку, как выяснила Матвиенко, прожить невозможно. Это подтверждают и недавние данные профсоюза педагогов – там выяснили, что среднестатистический учитель работает на 1,7 ставки.

Буквально несколько дней назад депутат от «Единой России» Сергей Вострецов предложил бороться с этим явлением. Правда, бороться по-своему – просто запретив представителям социально значимых профессий (врачам, учителям, работникам культуры) работать по совместительству. А чтобы педагоги и врачи не потеряли в доходах – поднять долю оклада в зарплатах до 70-80%.

Можно понять, почему депутат придумал такое странное решение проблемы – если учитель работает на 2 ставки, то его зарплата как раз подходит к средней по региону, а директор школы (мэр города, губернатор региона) может отчитаться о выполнении «Майских указов». А если запретить совместительство, то чиновникам придется поднимать оклады на каждую ставку. Правда, что делать с жестким кадровым дефицитом после принятия подобного решения, депутат не объяснил.

Некоторое время назад обсуждалась другая, более логичная идея – как-то отрегулировать размер оклада на каждую ставку. Правда, в правительстве до сих пор решают, приравнивать оклад за 18 учебных часов в неделю к МРОТ или к прожиточному минимуму (хотя профсоюзы просили установить за ставку 2 МРОТ – что как раз приблизило бы зарплаты учителей к средним по регионам).

Еще одна идея – ввести повышенный оклад для молодых учителей и приравнять его к 1,5-2 размерам федерального МРОТ. Такой «стартовый» оклад предложила ввести депутат от ЛДПР Елена Строкова – как она считает, это повысит престиж профессии. Правда, почему его нужно вводить только для молодых педагогов и как сумма от 19,2 до 25,5 тысяч рублей в месяц повысит престижность профессии педагога, она не пояснила.

Окончательно параметры новой системы будут видны, когда правительство закончит работу над ней – пока никаких подробностей не раскрывается. Возможно, презентацию новых окладов решили отложить поближе к парламентским выборам – в любом случае, все станет ясно уже в 2021 году.

Подводя итогов

  1. В 2021 году оклад учителям будет проиндексирован на 6,8%.
  2. Заработная плата работников сферы образования складывается из нескольких составляющих, согласно присвоенной категории, уровня квалификации и территориального расположения школы.
  3. С 2020 года введена новая схема начисления заработка и установлены звания для педагогов.
  4. В Москве и области определены районы с высоким уровнем заработной платы работников сферы образования.
Источники

  • https://razvitum.ru/articles/34/2224
  • https://EduRegion.ru/k-zhurnal/kak-izmenitsya-zarplata-pedagogov-v-2021-godu/
  • https://www.Kleo.ru/items/career/zarplata-uchitelej-v-2022-godu-v-rossii.shtml
  • http://vseobankah.ru/poleznoe/5114-povyshenie-zarplaty-bjudzhetnikam-v-2021-godu.html
  • https://www.Kleo.ru/items/career/zarplata-uchiteley-v-2021.shtml
  • https://clubtk.ru/iz-chego-sostoit-zarplata-uchitelya
  • https://RegionInformBuro.ru/glavnoe-pro-zarplaty-u-uchitelej-2021-goda-v-rossii-poslednie-novosti/
  • https://bankstoday.net/last-articles/rossijskim-uchitelyam-budut-platit-zarplaty-po-obshhim-pravilam-chto-uzhe-izvestno-o-novoj-sisteme-oplaty-truda
  • https://RegionInformBuro.ru/v-putin-pro-zarplatu-uchitelej-2021-goda-v-rossii-poslednie-novosti/
  • https://ostrovrusa.ru/zarplata-uchitelya-v-moskve
  • https://RegionInformBuro.ru/glavnoe-pro-zarplatu-uchitelyam-2021-goda-v-rossii-poslednie-novosti/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector