Двухэтапный конкурс: организация и особенности проведения по 44-ФЗ

Содержание
  1. Виды конкурсов по 44-ФЗ
  2. Отличие конкурса от аукциона
  3. Что такое двухэтапный конкурс.
  4. Когда проводится двухэтапный конкурс
  5. Особенности проведения
  6. Отличие двухэтапного конкурса по 44-ФЗ от конкурса с ограниченным участием
  7. Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  8. Действия Заказчика:
  9. Действия участника закупки:
  10. Алгоритм проведения двухэтапного конкурса
  11. Первый из этапов проведения двухэтапного конкурса.
  12. Второй этап проведения двухэтапного конкурса.
  13. Алгоритм проведения двухэтапного конкурса для заказчика.
  14. Алгоритм участия в двухэтапном конкурсе для поставщика.
  15. Двухэтапный конкурс в электронной форме
  16. Нюансы проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  17. Какие документы необходимы для проведения двухэтапного конкурса
  18. Как подать заявку на участие в двухэтапном конкурсе
  19. Заключение контракта по итогам двухэтапного конкурса.
  20. Извещение о проведении двухэтапного конкурса
  21. Сроки хранения документации
  22. Сроки проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  23. Почему двухэтапный конкурс могут признать несостоявшимся

Виды конкурсов по 44-ФЗ

Различают такие виды конкурсов по 44-ФЗ:

  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс (в том числе с ограниченным участием).

Правила проведения закрытого и открытого конкурса во многом совпадают. Но разница состоит в том, что в открытом конкурсе может принять участие любой желающий, тогда как для участия в закрытом конкурсе требуется приглашение. Приглашение для принятия участия в конкурсе рассылает потенциальным поставщикам заказчик. Информация о результатах проведения процедуры закрытым способом не подлежит публикации.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием состоят в том, что данная процедура предполагает дополнительный предквалификационный отбор участников.

При открытом конкурсе информация о госзакупке становится доступной широкому кругу лиц, а к ее участникам предъявляются стандартные единые требования. Заказчик всегда может проводить закупки путем открытого конкурса, кроме некоторых исключений, которые перечислены в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44.

Процедура и особенности проведения открытого конкурса регламентируются ст. 48-55 44-ФЗ. Правила и случаи, когда есть необходимость проведения конкурса с ограниченным участием, содержатся в ст. 56 44-ФЗ, двухэтапного конкурса – в ст. 57 44-ФЗ, закрытого конкурса – ст. 84 44-ФЗ.

Проведение государственной закупки через открытый конкурс не допускается в следующих случаях:

  • когда объект закупки перечислен в аукционном списке №471-р от 2016 года: в данной ситуации допускается закупать товары только путем электронного аукциона;
  • при необходимости закупки технически сложных, высокотехнологичных и инновационных товаров, для заключения контрактов на культурные и исторические памятники, музейные экспонаты: такие закупки производятся через конкурсы с ограниченным участием;
  • если объект закупки составляет государственную тайну или необходимо заключение контракта на проведение выставок, оказание услуг по страхованию и перевозку культурных ценностей, то нужно применять закрытую процедуру отбора поставщика.
В некоторых случаях заказчик вправе проводить вместо конкурса запрос котировок, предложений или закупки у единственного поставщика (перечень ситуаций для закупки неконкурентным способом прописан в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Одной из разновидностей конкурса является двухэтапный конкурс. Он имеет мало отличий от классического открытого конкурса за исключением того, что участники подают свои заявки в два этапа: на первом этапе они передают предложения по своей кандидатуре и подтверждения соответствия поставщика установленным требованиям. На втором этапе прошедшие предварительный отбор участники передают заявки с указанием ценового предложения.

Другим подвидом конкурса является совместный конкурс. Согласно ст. 25 44-ФЗ, для заказчиков предусмотрена возможность объединения и совместной закупки товаров не через несколько, а через единую процедуру торгов. Смысл такой закупки состоит в привлечении крупных оптовых компаний к участию и получение экономии бюджетных средств.

Преимуществом конкурса как способа закупки является то, что здесь определяющим становится фактор квалификации участников и качественным характеристикам закупки, а не только фактор цены товара, как при аукционе.

Различают две крупные группы критериев для оценки заявок за участие в конкурсе:

  1. Стоимостные критерии – это цена контракта, а также связанные с эксплуатацией товара расходы.
  2. Нестоимостные – это качественные характеристики, а также функциональные параметры.

В числе других достоинств можно выделить:

  • определенные функции по проведению закупки допускается доверить специализированной организации
  • при проведении конкурса исключены технические сбои (как, например, при электронном аукционе).

При этом конкурс накладывает более высокую ответственность на заказчика за результат процедуры. Также он предполагает сложную и многоступенчатую процедуру проведения закупки по сравнению с другими способами.

Отличие конкурса от аукциона

Именно конкурсы и аукционы являются наиболее конкурентными способами проведения государственных закупок среди заказчиков, которые финансируются из бюджетов государственного и муниципального уровня.

При открытом способе проведения конкурса и аукциона они позволяют широкому кругу поставщиков принять участие в закупке. Главным отличием между аукционом и конкурсом является критерий отбора победителя.

При аукционе определяющее значение принадлежит ценовому предложению поставщика: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. При конкурсе побеждает участник, предложивший самое оптимальное условие исполнения контракта (т. е. здесь может учитываться не только цена, но и опыт работы поставщика на рынке, временные рамки и пр.).

Есть еще некоторые отличия между конкурсом и аукционом, которые следует учитывать поставщику:

  • аукцион полностью проводится в электронном виде (от размещения информации до подведения итогов торгов), сведения о конкурсах также публикуются в ЕИС, но заявки на участие передаются в бумажном варианте, решение комиссии также имеет письменную форму;
  • аукцион может предполагать плавное снижение ценового предложения, согласно установленному шагу от НМЦК

Что такое двухэтапный конкурс.

Двухэтапным конкурсом является – процедура проводимая в 2 шага. 1-ый из которых является обсуждением, а уже 2-ой – это обычных конкурс. По его завершению победителем признается тот конкурсант, который преодолел оба шага и подал лучшее из всех предложений.

Двухэтапный конкурс имеет свои особенности, например, Заказчик может изменять функции тех.задания и критерии по которым будет проводиться оценка заявлений на конкурс.
Еще одна особенность двухэтапного конкурса состоит в том, что Заказчик имеет возможность уточнить у конкурсанта точные сведения касающиеся выполнения работы, предоставления услуги или товара и только после этого решить, какое из предложений для него более подходящее и подходит под выполнение конкретной сделки.

Когда проводится двухэтапный конкурс

Правила проведения установлены в ст. 57 44-ФЗ. Двухэтапный конкурс проводится в случае, если имеется необходимость в уточнении характеристик объекта торгов, для чего обязательно провести обсуждение с претендентами закупки.

Также двухэтапный конкурс проводится для заключения контракта:

  • на проведение исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий;
  • энергосервисного обеспечения;
  • на создание результатов интеллектуальной деятельности (произведения литературы и искусства).

Особенности проведения

Проводиться двухэтапный конкурс может в случае:

  • заключения:
    • контракта на проведение проектных работ, научных исследований, изысканий, экспериментов, поставку высокотехнологичной и инновационной продукции;
    • контракта на создание произведения искусства или литературы;
    • энергосервисного контракта.
  • необходимости уточнения характеристик закупки.
Иными словами, если Заказчик испытывает определенные трудности при выборе критериев оценки, составлении технического задания или формулировке предмета будущей закупки, то он может прибегнуть к помощи участников закупки. При этом все уточнения и согласования технического задания осуществляются на первом этапе конкурса.

Отличие двухэтапного конкурса по 44-ФЗ от конкурса с ограниченным участием

Разница между данными видами торгов состоит в таких положениях:

  • Отличающиеся списки требований, предъявляемых во время торгов к поставщикам.

    На двухэтапном конкурсе устанавливаются единые требования, иногда их список увеличивают за счет включения других норм (ч. 1 ст. 57). Обязательным условием для проведения конкурса, к участию в котором допускается ограниченный круг поставщиков, является пакет требований, общих для всех закупок и имеющих отношение к конкретной процедуре и ее участникам (ч. 1 ст. 56 закона 44-ФЗ).

  • Основания для проведения.

    Для конкурса, предполагающего ограничения по участию, основания предусмотрены в ч. 2 ст. 56 закона 44-ФЗ. Часть 2 ст. 57 фиксирует случаи для двухэтапного конкурса.

    Первая норма сформулирована в форме приказа, значит, у заказчика нет выбора – перечисленные в нормативных актах ТРУ закупаются только за счет объявления конкурса с ограниченным участием.

    В то время как закон дает возможность использовать формат конкурса, проводимого в два этапа, при этом в положении не говорится о такой обязанности заказчика.

    Если предметом закупки является инновационная продукция с использованием высоких технологий, то основания для использования данных форматов закупок оказываются идентичны. Но и здесь есть немаловажная разница. Если заказчик не может сам разобраться или хочет уточнить некоторые качества объекта закупки, он выбирает торги в два этапа. В противном случае предпочтение отдают конкурсу с ограниченным участием.

  • Порядок проведения.

    Порядок проведения данных торгов отличается от принципов организации «обычного» тендера. Всю информацию, касающуюся данной темы, можно найти в федеральном законе, а именно в статьях 56, 57.

    Подводя итоги, отметим, что двухэтапный конкурс по 44-ФЗ имеет значительные отличия от других форматов госзакупок. Основное из них состоит в том, что данный конкурс предполагает два этапа работы конкурсной комиссии по рассмотрению документов продавцов. Благодаря такому подходу, заказчик может внести правки в изначально подготовленное техническое задание и выбрать поставщика, который больше всего подходит под необходимые параметры.

Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Ниже вы найдете пошаговую инструкцию при проведении двухэтапного конкурса, как для Заказчика, так и для участника закупки. Предлагаю вам для начала ознакомиться с действиями Заказчика.

Действия Заказчика:

Первый этап конкурса

Шаг №1 — Предварительная подготовка к проведению двухэтапного конкурса

Здесь Заказчиком принимается решение о проведении закупки, а также производится обоснование формы закупки. После этого Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, комплектует конкурсную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, либо привлекает к проведению закупки специализированную организацию.

Шаг №2 — Подготовка документов

Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (общие положения, техническое задание, обоснование НМЦК, информационную карту, образцы форм для заполнения, проект контракта и т.д.).

Шаг №3 — Размещение в ЕИС извещения о проведении двухэтапного конкурса

Заказчик размещает на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru извещение о проведении ДК, а также весь комплект конкурсной документации.

Шаг №4 — Прием предварительных заявок

Заказчик предоставляет участникам конкурсную документацию, дает разъяснения на запросы, поступившие от участников, а также принимает от участников предварительные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №5 — Вскрытие конвертов с первоначальными заявками (открытие доступа к первоначальным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с первоначальными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №6 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с первоначальными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №7 — Проведение первого этапа конкурса

Заказчик рассматривает первоначальные заявки участников, проводит обсуждение технических предложений участников, содержащихся в их заявках. При этом Заказчик обязан обеспечить всем участникам закупки равные возможности для участия в таких обсуждениях. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники (ч.5 ст.57 44-ФЗ).

Если же Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупок, то на первом этапе должен быть проведен предквалификационный отбор по правилам, установленным в ст.56 44-ФЗ.

Шаг №8 — Публикация в ЕИС протокола первого этапа конкурса

Протокол первого этапа конкурса подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается в ЕИС (ч.7 ст.57 44-ФЗ).

Протокол первого этапа должен содержать следующую информацию (ч.8 ст.57 44-ФЗ):

  • место, дату и время проведения первого этапа ДК;
  • наименование (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается и (или) доступ к поданным в форме электронных документов заявкам которого открывается;
  • предложения в отношении объекта закупки.

Важно! Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов первоначальным заявкам на участие в таком конкурсе.

Второй этап конкурса

Шаг №9 — Внесение изменений в извещение и конкурсную документацию

По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию, а именно:

  1. дополнить функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ;
  2. дополнить указанные в конкурсной документации критерии новыми критериями, отвечающими требованиям 44-ФЗ, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

Шаг №10 — Уведомление участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, публикация изменений в ЕИС

О любых изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, Заказчик сообщает участникам ДК в приглашениях представить окончательные заявки на участие в конкурсе. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в ЕИС, в день направления указанных приглашений (ч.11 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №11 — Направление приглашений на участие во втором этапе конкурса

Заказчик направляет приглашения участникам, принявшим участие в первом этапе конкурса, предоставить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Важный момент! Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе (ч.13 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №12 — Прием окончательных заявок

Заказчик принимает от участников первого этапа окончательные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №13 — Вскрытие конвертов с окончательными заявками (открытие доступа к окончательным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик вскрывает конверты с окончательными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура также производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №14 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с окончательными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №15 — Проведение второго этапа конкурса

Заказчик рассматривает и оценивает окончательные заявки участников в соответствии с правилами, установленными для открытого конкурса (ч.14 ст.57, ст.53 44-ФЗ). По результатам рассмотрения и оценки заявок Заказчик оформляет протокол. Данный протокол составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у Заказчика, другой экземпляр в течение 3-х рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта.

Срок рассмотрения и оценки заявок не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Однако Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10-ть рабочих дней.

Шаг №16 — Публикация в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок

Протокол рассмотрения и оценки заявок размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

Шаг №17 — Заключение контракта с победителем

Контракт заключается с победителем не ранее чем через 10-ть дней и не позднее чем через 20-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

И так, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Шаг №1 — Поиск информации о проводимом двухэтапном конкурсе

Потенциальный участник выполняет поиск размещенной на официальном сайте ЕИС информации о проводимом конкурсе и скачивает на свой компьютер комплект конкурсной документации.

Шаг №2 — Подготовка предварительной заявки на участие в конкурсе

Потенциальный участник знакомится с конкурсной документацией и требованиями Заказчика, направляет Заказчику запросы на предоставление документации или запросы на разъяснение положений конкурсной документации (в случае необходимости), заполняет необходимые формы, комплектует предварительную заявку и запечатывает её в конверт (в случае подачи заявки в бумажном виде).

В случае подачи предложения в электронном виде (если это предусмотрено конкурсной документацией) предложение участника должно быть подписано электронной подписью.

Шаг №3 — Подача предварительной заявки

Участник направляет Заказчику свою заявку. Предварительная заявка не должна содержать предложения о цене контракта. Обеспечение первоначальной заявки также не требуется.

Важный момент! При проведении двухэтапного конкурса 44-м законом четко не установлено, в какой именно заявке (предварительной или окончательной) должны содержаться обязательные документы и сведения, предусмотренные ч.2 ст.51 44-ФЗ.

В некоторых случаях Заказчики в конкурсной документации прописывают, что предварительная заявка должна содержать все необходимые сведения и документы за исключением цены контракта и документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки. А окончательная заявка должна содержать предложение о цене контракта, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, и описание объекта закупки с учетом уточнений условий закупки.

Шаг №4 — Участие в обсуждении (предквалификационном отборе)

Согласно ч.5 ст. 57 44-ФЗ на первом этапе двухэтапного конкурса участник, подавший первоначальную заявку на участие в таком конкурсе, принимает участие в обсуждении содержащихся в заявке предложений.

В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам ДК при проведении первого этапа применяются положения ст.56 44-ФЗ, касающиеся проведения предквалификационного отбора.

Шаг №5 — Подготовка окончательной заявки на участие в конкурсе

Участник, принявший участие в первом этапе и получивший от Заказчика приглашение принять участие во втором этапе, готовит свою окончательную заявку. В этой заявке должно содержаться ценовое предложение, обеспечение заявки и описание объекта закупки, в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию.

Шаг №6 — Подача окончательной заявки

Участник подает в установленный срок заявку со своим окончательным предложением. Согласно ч.13 ст.57 44-ФЗ участник, принявший участие в первом этапе, вправе отказаться от участия во втором этапе.

Шаг №7 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов конкурса

Согласно ч.13 ст.53 44-ФЗ любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа Заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.

Шаг №8 — Заключение контракта с Заказчиком

Если по результатам ДК участник закупки признан победителем, он должен получить от Заказчика протокол рассмотрения и оценки заявок вместе с проектом контракта. После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта. После подписания контракта Заказчик обязан вернуть такому участнику обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели все этапы проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ. Каждый этап должен проводиться в строго регламентированные сроки, о которых будет рассказано ниже.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

1. Первостепенная задача — приготовить все необходимые документы и опубликовать их в ЕИС. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.

2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.

3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. На это отводится один рабочий день после даты подписания данного документа.

4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.

5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.

6. Если необходимо внести изменения, то заказчиком осуществляется данная работа.

7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В них сообщается обо всех изменениях, которые заказчик внес в документацию, а также срок, в течение которого необходимо предоставить окончательное предложение. Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.

8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.

9. Опубликовать протокол вскрытия конвертов. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.

10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.

11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

Первый из этапов проведения двухэтапного конкурса.

Мы уже знаем, что данный вид торгов делится на два этапа. Первый из них – это подача заявки участником торгов. В данной заявке должно содержаться предложение по объекту закупки, но отсутствовать цена сделки, данное действие регламентирует 4 часть в 57 статье 44 Федерального Закона.

Также можно отметить, что Заказчик не вправе требовать обеспечение на первом из этапов, поскольку это прописано в той же 4 части в 57 статье 44 Федерального Закона.
Исходя из 5 части в 57 статье 44 Федерального Закона, мы можем видеть как именно функционирует первая часть конкурса: комиссия обеспечивает равные условия для конкурсантов и проверяет заявления на предмет соответствия требованиям, а Заказчик проводит обсуждение поданных заявлений.
Вторая часть в 31 статье 44-ФЗ говорит о том, что помимо сведений указанных в заявление, конкурсант должен предоставить документацию, которая несет в себе подтверждение, о том, что данное лицо соответствует всем требованиям торгов.
После проведения данного этапа, должен быть создан протокол, который подписывают все члены комиссии. После чего его размещают в ЕИС при том не позже, чем через 1 день после его подписания, об этом говорит 7 часть 57 стать в 44 ФЗ.
Также отметим, что если в процедуре предусмотрено осуществление предварительного квалификационного отбора, то Заказчик должен получить еще и документацию, которая подтверждает, что конкурсант подходит по всем критериям из списка Заказчика.
Срок данного этапа – не более 20 дней после момента открытия конвертов с первичными заявками – 6 часть в 57 статье 44-ФЗ.

Второй этап проведения двухэтапного конкурса.

Если исходит из 12 части в 57 статье, то можно сказать, что во время его подаются конечные заявления с указанием суммы сделка. Также из той же статьи выходит требование, которое имеет право установить Заказчик, а именно – обеспечение заявки.

В части 14 статьи 57 44 ФЗ можно наблюдать, что окончание рассмотрения и оценки заявлений устанавливается со дня открытия конвертов.
А также из 13 части той же самой 57 статьи мы можем выявить, что конкурсант может отказаться от участия во втором этапе даже пройдя первый.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса для заказчика.

Давайте рассмотрим как Заказчик должен проводит процедуру двухэтапного конкурса:

1. Первое, что нужно сделать, это собрать нужную документацию и произвести публикацию их и извещения в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Все это необходимо сделать за 20 дней до выбранного момента вскрытия конвертов.

2. Прием предварительных предложений – вплоть до срока приема заявлений. Данный этап заверяем документально.
3. Публикование протокола о вскрытие в ЕИС. Данный этап происходит в течение одного рабочего дня после даты его подписания.
4. Проведение первого этапа закупки – обсуждение.
5. Опубликование соответствующего протокола.
6. После проведения этапа 1, Заказчиком могут быть внесены правки в извещение и сопутствующие документы. Если это необходимо – оповестите конкурсантов и внесите соответствующие данные в ЕИС.
7. Высылаем уведомление о проведение второго этапа процедуры, в нем указывает и внесенные в документы правки и требование к обеспечению заявки. Тут стоит учесть, что конкурсант может и отказаться участвовать во 2 этапе.
8. Открыть полученные конверты.
9. Произвести публикацию в ЕИС протокола вскрытия.
10. Произвести рассмотрение, и оценку предложений после чего создать протокол итогов и разместить на сайте ЕИС.

11. Отправить победившему участнику проект сделки.

Алгоритм участия в двухэтапном конкурсе для поставщика.

Теперь давайте рассмотрим как должен действовать поставщика:

1. Поиск нужного двухэтапного конкурса на сайте ЕИС и на других общедоступных ресурсов.

2. Выбор одного или нескольких ДК и сопоставление своих возможностей и требований в заявке. Изучение конкурсной документации.
3. Создания заявление на участия и отправка Заказчику.
4. Принятие участия в первом этапе – обсуждение.
5. Дождаться уведомления о втором этапе процедуры. Внимательно изучить на наличие изменений.
6. Принять участие во втором этапе процедуры – предоставить обеспечение заявки.
7. Дождаться результатов рассмотрения заявок.
8. В случае выигрыша дождаться проекта сделки и подписать документ не ранее 10 дней со дня опубликования результатов, но и не позднее 20 дней.
9. Произвести внесение обеспечения договора – денежным расчетом, тендерным займом или банковской гарантией.
10. После подписания сделки – приступайте к ее осуществлению.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Как следует из названия, этот вид государственной закупки проходит в 2 этапа: на первом проводится предквалификационный отбор (прием первоначальных заявок), а на втором этапе участники подают окончательные заявки.

Если кратко, то на первом этапе заказчик принимает только информацию по объекту закупки, поставщик не должен предлагать цену и вносить обеспечение. После приема всех предварительных заявок заказчик открывает к ним доступ и затем проводит первый этап конкурса. В это время проводится обсуждение технических предложений участников, которые имеют право присутствовать на этом этапе.

По его результатам заказчик может внести изменения в документацию. После этого он направляет приглашения на участие во втором этапе. В приглашении должны содержаться все изменения, которые заказчик внес в документацию.

Поставщик вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса. Если же он продолжает участвовать, то должен прислать окончательную заявку, указав свою цену контракта, а также предоставив обеспечение участия.

Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно условиям тендерной документации.

Нюансы проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Приступая к разговору о тонкостях двухэтапного конкурса по 44-ФЗ, крайне важно четко понимать, что это такое. В соответствии с названием, данная разновидность торгов состоит из двух этапов, где первый представляет собой предквалификационный отбор – обсуждение. Контракт заключают с поставщиком, прошедшим оба этапа и в результате выдвинувшим самое выгодное предложение по выполнению работ.

Данный формат торгов отличается от открытого конкурса тем, что заявки подаются дважды. Согласно ч. 4 ст. 57 закона 44-ФЗ, изначально исполнители представляют документы, при этом не указывают в них, какую сумму они хотели бы получить за осуществление определенных работ. Далее продавцам необходимо сформировать окончательные заявки, в которых прописана цена и разъяснены вопросы по условиям работ, возникшие в процессе обсуждения у заказчика (ч. 12 ст. 57 закона 44-ФЗ).

Еще одной отличительной характеристикой данного формата закупок является отсутствие обеспечения на первом этапе рассмотрения заявок – необходимость в нем возникает только на втором этапе.

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ организуют, чтобы:

  • заключить соглашение, предметом которого является проведение научных исследований, проектные работы (включая архитектурно-строительную сферу), изыскания, поставка инновационной продукции с использованием высоких технологий;
  • подписать энергосервисный контракт;
  • заключить договор на создание предмета искусства, литературы или исполнение произведения;
  • максимально точно сформулировать характеристики предмета торгов – для этого его обсуждают с потенциальными исполнителями работ.

Стоит пояснить последний пункт. Если у заказчика возникают сложности с составлением технического задания, описанием закупаемых ТРУ, выбором положений для оценки проводимых исполнителем работ, закон позволяет ему воспользоваться помощью исполнителей. Именно для этого существует обсуждение на торгах.

Какие документы необходимы для проведения двухэтапного конкурса

Часть 1 ст. 50 закона 44-ФЗ требует публикации в конкурсной документации (помимо данных, содержащихся в извещении):

  • Наименования, описания закупаемых ТРУ, условий закупки по ст. 33 закона 44-ФЗ, обоснования НМЦК.
  • Указания валюты, которую заказчик выбрал для установления цены работ.
  • Порядка применения курса иностранной валюты к рублю РФ, применяемой во время расчета по контракту. При этом используется курс, зафиксированный ЦБ РФ.
  • Требований к содержанию по ст. 51 закона 44-ФЗ – речь идет об описании предложения участника, принципах заполнения заявок на участие.
  • Информации о случаях и правилах, являющихся основой для грамотного и легитимного внесения изменений в соглашение.
  • Данных о праве заказчика заключить контракты с несколькими участниками конкурса на выполнение двух и более научно-исследовательских работ, включенных в один лот, рассматривающих один предмет (в такой ситуации для исполнителей установлены одни условия).
  • Принципов отзыва заявок на участие в двухэтапном конкурсе по 44-ФЗ, их возврата, если документы поступили после завершения срока приема, порядка внесения изменений в заявки.
  • Правил, сроков пояснения положений конкурсной документации.
  • Критериев оценки предложений, ранжирования признаков по значимости.
  • Суммы обеспечения заявки на участие, условий, срока действия гарантий, полученных от банка.
  • Размера, условия обеспечения контракта.
  • Сведений о контрактной службе, ее управляющем, ответственном за заключение контракта.
  • Срока, отведенного на подписание договора с победителем или замещающим исполнителем; условий, при которых фиксируется уклонение поставщика от подписания соглашения на поставку ТРУ.
  • Обстоятельств, необходимых для одностороннего отказа от исполнения контракта по ч. 8–25 ст. 95 закона 44-ФЗ.

Вместе с документами в ЕИС публикуется проект контракта, извещение о двухэтапном конкурсе по 44-ФЗ.

Как подать заявку на участие в двухэтапном конкурсе

Открытый двухэтапный конкурс по 44 -ФЗ отличается от других форматов наличием двух этапов, то есть исполнитель подает предварительную, а потом окончательную заявку. В соответствии ч. 2 ст. 51 закона 44-ФЗ, нет точных указаний, в какой из заявок предоставляются сведения и документы. Такая особенность закона привела к тому, заказчики поступают по своему усмотрению.

Одни указывают в конкурсной документации весь перечень обязательной информации, не предполагая разделение на предварительную и окончательную заявки. Иными словами, в их положениях просто цитируются нормы 44-ФЗ.

Другая группа заказчиков считает, что все сведения должны предоставляться в заявке, подаваемой на этапе обсуждения открытого или закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ. Тогда как заявка, предоставляемая для участия во втором этапе, предназначена для того, чтобы донести до покупателя предложение по цене. Кроме того, на данной ступени заказчик получает документ об обеспечении, описание интересующих покупателя ТРУ, если внесены поправки в конкурсную документацию на первом этапе работы с исполнителями.

Для участия в предквалификационном отборе заявка участника должна включать в себя не только информацию, зафиксированную в ч. 2 ст. 51 закона 44-ФЗ, но и документы или их копии, заверенные самим поставщиком. Последние подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям.

Заключение контракта по итогам двухэтапного конкурса.

Как известно, контракт заключается с победившим конкурсантом, в нашем случае это претендент, который прошел оба этапа и предложил самое лучше условие выполнения сделки (1 часть в 57 статье 44-ФЗ).

Напомним, что срок для подписания сделки с победителем – это не раньше, чем спустя 10 дней, но и не позже чем 20 дней с момента публикации протокола с оценкой и рассмотрением заявок в ЕИС – это регламентируется 54 статьей в части 14 и статьей 57 в Федеральном законе под номером 44.

Извещение о проведении двухэтапного конкурса

Извещение о проведении двухэтапного конкурса должно быть размещено в ЕИС не менее чем за 20-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч.3 ст.57, ч.1 ст.49 44-ФЗ).

При проведении повторного ДК срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее чем 10-ть дней (ч.3 ст.55 44-ФЗ).

В том случае, если Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки, то в извещении наряду с основными требованиями, должны быть указаны и дополнительные требования к участникам.

В извещении о проведении ДК должна содержаться та же информация, что и в извещении при проведении открытого конкурса (ч.3 ст.49 44-ФЗ). Полный перечень информации, который должен содержаться в извещении, а также дополнительные пояснения вы сможете найти здесь.

Внесение изменений в извещение допускается не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ДК.

В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений, такие изменения размещаются Заказчиком в ЕИС. При этом срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10-ть рабочих дней.

Сроки хранения документации

Согласно действующему законодательству, участник должен хранить документы по закупке не менее 3 лет. Сроки начинают отсчитываться с 1 января следующего календарного года за годом подписания контракта.

В числе документов, которые нужно сохранить:

  • протокол вскрытия конвертов;
  • протокол рассмотрения заявок;
  • протокол оценки заявок;
  • поданные заявки на участие;
  • конкурсная документация, а также вносимые в нее изменения;
  • аудиозапись процедур.

После того как указанные временные рамки для хранения документов истекли, документация подлежит архивированию.

Таким образом, конкурс является основной и наиболее распространенной процедурой проведения государственной закупки. Он состоит из следующих основных этапов: публикация извещения о проведении конкурса, прием и регистрация поступивших заявок от участников, вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение поступивших заявок, оформление итогового протокола и подписание контракта с победителем. Различают несколько разновидностей конкурсов: открытый и закрытый, с предварительным отбором, совместный. При возникновении необходимости заказчик может отменить конкурс в установленные сроки. Если процедура была признана несостоявшейся, то заказчик проводит повторный конкурс, при этом он вправе увеличить максимальную цену на 10%. После подписания контракта с победителем необходимо сохранять все документы по закупке не менее 3 лет.

Сроки проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

В таблице указаны основные сроки проведения торгов в данном формате:

Почему двухэтапный конкурс могут признать несостоявшимся

Закон устанавливает шесть случаев, в которых торги, проводимые в два этапа, официально признаются несостоявшимся. Все случаи прописаны в ч. 10 и 15 ст. 57 закона 44-ФЗ:

  • Первый этап не выявил участников, соответствующих единым и дополнительным требованиям. В такой ситуации организатор при необходимости изменяет план-график и план закупок, после чего снова проводит торги (ч. 5 ст. 55 закона 44-ФЗ).
  • Отбор позволил найти одного исполнителя, предложение которого соответствует требованиям закупки и организатора. Тогда заказчик действует по схеме, представленной в описанном выше случае.
  • Из всех участников, прошедших отбор, только один подал окончательную заявку. При подобном стечении обстоятельств заказчик работает с единственным исполнителем, о чем говорится в п. 25 ч. 1 ст. 93 и ч. 7 ст. 55 закона 44-ФЗ.
  • Не было подано ни одной окончательной заявки за выделенное для этого время. Заказчик вносит корректировки в план-график, план закупок, проводит конкурс в соответствии с ч. 3 ст. 55 закона 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц либо использует формат повторных торгов (ч. 6 ст. 55 закона 44-ФЗ).
  • Была подана только одна окончательная заявка, отвечающая требованиям 44-ФЗ. Тогда соглашение заключается с единственным исполнителем, по п. 25 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ (ч. 7 ст. 55 закона 44-ФЗ).
  • Все окончательные заявки, предоставленные исполнителями, не прошли проверку комиссии и были отклонены. В подобной ситуации заказчик корректирует план-график и план закупок, далее должен последовать повторный конкурс (согласно ч. 3 ст. 55 закона 44-ФЗ). В таких торгах может принять участие неограниченный круг лиц. Либо возможно провести еще одну закупку (ч. 6 ст. 55 закона 44-ФЗ).
Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/provedenie-konkursa.html
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/dvukhetapnyy-konkurs-organizatsiya-i-osobennosti-provedeniya-po-44-fz/
  • https://goskontract.ru/tender/dvukhetapnyy-konkurs-po-44-fz
  • https://specworkgid.ru/specodezhda/dvuxetapnyj-konkurs-po-44-fz.html
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/dvukhetapnyy-konkurs-po-44-fz/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/dvuhetapnyj-konkurs-po-44-fz.html
  • https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/vybor-tendera-v-zavisimosti-ot-celej
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/dvukhetapnyy-konkurs-po-44-fz/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector