Zarplatto.ru

Федеральный закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание

Общие положения 103 ФЗ

Федеральный закон № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 1995 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 15 июля 1995 года.

ФЗ-103 устанавливает порядок и условия содержания под стражей лиц, которые были задержаны по подозрению или обвинению в совершении преступлений в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Законодательство состоит из 53 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 содержит общие положения закона, она обозначает его цели и задачи, определяет принципы, основания и места содержания под стражей, а также особенности внутреннего распорядка, режима и сроков заключения;
  • Глава 2 предусматривает права и обязанности лиц, которые содержатся под стражей по причине подозрения или обвинения в преступлении, а также правила их обеспечения;
  • Глава 3 устанавливает требования к изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей;
  • Глава 4 содержит заключительные положения законодательства об условиях и правилах освобождения и о вступлении закона в силу;

Во время содержания под стражей обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, должны соблюдаться следующие принципы:

  • законность;
  • презумпция невиновности;
  • справедливость;
  • равенство перед законом;
  • гуманизм;
  • уважение человеческого достоинства;
  • соблюдение конституционных прав гражданина.

При содержании категорически запрещены пытки и другие действия, которые причиняют физические и нравственные страдания подозреваемым или обвиняемым.

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

подозреваемый и обвиняемый – лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)

Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Принципы содержания под стражей

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее – подозреваемые и обвиняемые) (статья дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Статья 5. Основания содержания под стражей

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Статья 7. Места содержания под стражей

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;абзац утратил силу. – Федеральный закон от 15.04.2006 N 50-ФЗ;изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.В целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право:Президент Российской Федерации;Председатель Правительства Российской Федерации;Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации;высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий;Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий;члены общественных наблюдательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания”, в пределах соответствующих территорий.

Статья 8. Следственные изоляторы

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее – следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.Часть третья утратила силу. – Федеральный закон от 15.04.2006 N 50-ФЗ.Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Часть пятая утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, – изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.Часть четвертая утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных частях, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Обязательно почитайте!  Ипотечный кредит на долю квартиры, можно ли и как взять долю в квартире в ипотеку у родственников

Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения закона о содержании под стражей были совершены 28 декабря 2016 года. В ходе редактирования были внесены следующие поправки:

  • изложена в новой редакции статья 43, предусматривающая, что физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие может применяться сотрудниками охраны следственных изоляторов в соответствии с требованиями законов № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ФЗ-3 “О полиции”;
  • статьи 44-47 были признаны утратившими силу.

Статья 13 устанавливает основания для перевода подозреваемых или обвиняемых, которые содержатся в следственных изоляторах, в изоляторах временного содержания. Подобным основанием является необходимость ведения следствия или судебного разбирательства, если данные процессы проводятся в отдалённом от следственного изолятора места и при отсутствии возможности ежедневно доставлять подследственных лиц. Решение о переводе принимается судом или следователем, ведущим соответствующее дело. Подозреваемый или обвиняемый может быть переведён в изолятор временного содержания только на срок не более десяти суток в течение каждого месяца.

Статья 17 перечисляет перечень прав, содержащихся под стражей, лиц. Согласно закону, подозреваемые и обвиняемые обладают следующими правами:

  • получение информации о своих правах и обязанностях, а также сведений о требованиях дисциплины, режиме содержания и особенностей подачи жалоб и заявлений;
  • личная безопасность;
  • обращения к начальнику места содержания с просьбами о личных приёмах;
  • свидание с адвокатом;
  • встречи с родственниками;
  • хранение документов и записей, которые относятся к уголовному делу или связаны с реализацией прав заключённых;
  • обращаться с заявлениями и жалобами, включая судебные инстанции, и оспаривать основания их содержания под стражей;
  • ведение переписок и использование письменных принадлежностей;
  • получение бесплатного питания, а также медико-санитарного и материально-бытового обеспечения;
  • сон в ночное время в течение 8 часов;
  • дневные прогулки продолжительностью не менее часа;
  • пользование литературой, печатными изданиями и настольными играми;
  • проведение религиозных обрядов и владение религиозной литературой, а также соответствующей атрибутики, которая допускается в соответствии с правилами безопасности;
  • получение посылок;
  • участие в гражданско-правовых сделках.

Для лиц, которые содержатся под стражей в качестве меры пресечения, предусмотрены дополнительные права:

  • получение и отправка денежных переводов;
  • заключение и расторжение брака, а также участие в других допустимых семейно-правовых отношениях;
  • приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
  • оформление подписки на газеты и журналы;
  • осуществление платных телефонных звонков.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право также осуществлять трудовую деятельность, если для этого есть необходимые условия.

Статья 18 предусматривает порядок осуществления свиданий с защитником, родственниками и другими лицами.

Подозреваемый или обвиняемый получает право на встречи с адвокатом с момента задержания. Встречи с защитником проводятся конфиденциально и без лимита по времени, однако сотрудник стражи должен иметь возможность наблюдать за свиданием, но не слышать разговора. При попытке передачи запрещённых предметов встреча немедленно прерывается.

Два раза в месяц подозреваемый или обвиняемый может встретиться с родственниками. Для свидания требуется разрешение органа, который ведёт следствие по уголовному делу задержанного. Встреча может длиться не более трёх часов и осуществляется под контролем сотрудника стражи, для пресечения попыток передачи запрещённых предметов.

Подозреваемый или обвиняемый имеет право на встречу с нотариусом и представителями Европейского Суда по правам человека, на основании соответствующего разрешения от органа, который осуществляет производство уголовного дела.

Статья 33 определяет следующие принципы раздельного размещения в камерах следственного изолятора:

  • мужчины располагаются отдельно от женщин;
  • взрослые и несовершеннолетние;
  • лица обвиняемые и подозреваемые по одному и тому же уголовному делу;
  • осуждённые, приговоры которых вступили в силу и те, которые ещё находятся в производстве;
  • лица которые ранее привлекались к уголовной ответственности и те, которые привлечены впервые;
  • Также отдельно от остальных располагаются следующие категории лиц:
    • государственные преступники;
    • подозреваемые и осуждённые в особо тяжких преступлениях;
    • приговоренные к смерти;
    • больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в медицинском наблюдении.

Также отдельно от всех располагаются бывшие государственные и военные служащие.

Сроки заключения под стражу

Сроки заключения под стражу установлены статьей 109 УПК РФ.

Согласно данной статье содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. Этот срок исчисляется с момента заключения лица под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Однако срок содержания под стражей может быть продлен:

  • до 6 месяцев – если закончить предварительное следствие в срок не представляется возможным, при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения
  • до 12 месяцев – в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации (дознавателя с согласия прокурора субъекта РФ);
  • до 18 месяцев – в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ (военного суда соответствующего уровня) по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа другого соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее, чем за 7 суток до его истечения.

Не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства судья должен принять одно из следующих решений:

  • о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 109 УПК РФ, в которой говорится о том, что если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению);
  • об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

В срок содержания под стражей засчитывается время:

  • задержания в качестве подозреваемого;
  • домашнего ареста;
  • принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;
  • в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации.

На практике возникают случаи, когда продление срока содержания под стражей связано с окончанием расследования и необходимостью ознакомления сторон с материалами уголовного дела. Для этих случаев законодатель установил особые правила:

  • такие материалы должны быть представлены содержащемуся под стражей обвиняемому и его защитнику не позднее 30 сток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если материалы уголовного дела предъявлены для ознакомления позднее, то по истечении срока содержания под стражей обвиняемый должен быть немедленно освобождению
  • если 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации не позднее 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбуждает ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта Российской Федерации. Предельный срок содержания обвиняемого под стражей применительно к подобным случаям законом не определен.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.

Что входит в срок содержания под стражей?

В срок содержания под стражей входит период предварительного расследования до направления прокурором уголовного дела в суд. Период предварительного расследования начинается с момента заключения обвиняемого (или подозреваемого).
В срок содержания под стражей также может входить:

  • задержание в качестве подозреваемого;
  • домашний арест;
  • принудительное нахождение в медицинском учреждении для проверки состояния, а также может иметь место принудительное направление в психиатрическое заведение по решению суда;
  • период пребывания под стражей на территории другой страны по запросу Российской Федерации.
Обязательно почитайте!  Внесение изменений в коллективный договор в 2020 (порядок и регистрация изменений)

При повторном сроке заключения обвиняемого под стражу по тому же делу или по связанному с этим делом учитывается время, которое обвиняемый провел в первый раз нахождения под стражей.

Условия содержания подследственных в камерах СИЗО

Условия содержания подследственных в камерах СИЗО определяются “Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы” (утв. приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий

    • соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых,
    • исполнение ими своих обязанностей,
    • их изоляцию, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых и сотрудников мест содержания под стражей, а также
    • выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

Режим регламентирует жизнь в местах содержания под стражей. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении подозреваемых и обвиняемых, и таким образом определяется их правовое положение.

Режим — это совокупность правил, определяющих порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и порядок их обес-печения администрацией мест содержания под стражей.

Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в СИЗО, производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.

Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб.

Лица, принятые в СИЗО, в день их поступления проходят первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку.

Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи — досмотру.

Помещения, в которых они размещаются, также подвергаются обыску.

Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей.

Для размещения подозреваемых и обвиняемых оборудуются камеры — сухие, вентилируемые, с естественным и электрическим освещением помещения из расчета не менее 2,5 кв. м жилой площади на человека, что на 1,5 кв. м ниже установленной санитарной нормы. Указанная норма в 2,5 кв. м — временно действующая и вызвана недостатком необходимых площадей. Строительство новых и реконст-рукция старых учреждений позволит в будущем привести указанный показатель в соответствие в требованиями закона (4 кв. м на человека).
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья по нормам, определяемым Правительством РФ. Согласно этим нормам питание подозреваемых и обвиняемых дифференцируется в зависимости от возраста, состояния здоровья, наличия беременности и малолетних детей у женщин, содержащихся под стражей, и других факторов.

Нормы питания не ставятся в зависимость от характера и тяжести совершенного преступления, количества судимостей и других уголовно-правовых признаков. Они также не различаются в зависимости от признаков пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями,  полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой); туалетной бумагой, индивидуальными средствами гигиены, одеждой установленного образца по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки следственного изолятора.

Подозреваемому или обвиняемому не реже одного раза в неделю предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Подозреваемым или обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка) для написания предложений, заявлений и жалоб.

Им оказывается медицинская помощь. При медицинских частях следственных изоляторов организуются стационарные отделения.

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения.

Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором.

Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей.
В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и ви-деотехника.

Продление срока содержания под стражей

Рассмотрение ходатайства следователя (дознавателя) о продлении срока содержания под стражей судом осуществляется в том же прядке, что и решение вопроса о заключении под стражу.

В своем Постановлении от 29.10.2009 № 22 “О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста” Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание нижестоящих судов на то, что при разрешении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемых под стражей суду следует выяснять обоснованность утверждений органов предварительного следствия и дознания о невозможности своевременного окончания расследования по объективным причинам. Если ходатайство о продлении срока содержания под стражей возбуждается перед судом неоднократно и по мотивам необходимости выполнения тех же следственных действий, на которые указывал следователь (дознаватель) в предыдущих ходатайствах, надлежит устанавливать, по каким причинам они не были произведены (п.18).

Следователи (дознаватели) нередко не только не представляют в суд достоверные сведения о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о необходимости заключения лица под стражу, но и умышленно вводят суд в заблуждение по поводу причин, по которым уголовное дело не может быть рассмотрено в установленные сроки.

Так, например, по одному из уголовных дел, где автор участвовал в качестве защитника обвиняемого следователь пояснил суду, что по делу не закончено производство судебных экспертиз, хотя на самом деле заключения этих экспертиз уже давно находились в материалах уголовного дела.

По нашему мнению, это стало возможным по следующей причине.

УПК РФ в ч. 3 ст.108 содержит требование, согласно которому следователь (дознаватель) должен прилагать к ходатайству материалы, обосновывающие ходатайство (копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, иные материалы о причастности лица к преступлению), но не материалы уголовного дела в целом. Поэтому судья не может знать имеются ли в материалах дела документы, на отсутствие которых ссылается следователь (дознаватель).

Читайте также:  Особенности применения криминалистической техники для извлечения и анализа данных мобильных устройств

С одной стороны, в постановлении о рассмотрении ходатайства о заключении под стражу суд должен убедиться в достаточности данных об имевшем место событии преступления и о причастности к нему подозреваемого. С другой – суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом преступлении (п.19).

Как представляется, соблюсти баланс между этими требованиями достаточно трудно. Мы полаем, что утверждение о наличии достаточных данных (читай – доказательств) о причастности лица к преступлению можно толковать как установленную его виновность в совершении этого преступления.

Кроме того, в случае продления срока содержания лица под стражей, так же как и при избрании данной меры пресечения, суд должен указать конкретные обстоятельства, обосновывающие продление срока, а также доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств (п.12).

Рассмотрение ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев его нахождения на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

Как принимается решение о продлении срока?

Как принимается решение о продлении срока?
Рассмотрение ходатайства о продлении срока нахождения в следственном изоляторе рассматривается в таком же порядке, как решение о заключении обвиняемого под стражу.

Прокурор предоставляет определенные материалы судье к ходатайству, доказывающие важность продления срока содержания под стражей, а судья в такой ситуации должен понять, имеет ли место в преступлении данное ходатайство или обвиняемый не причастен к преступлению.

Здесь важно найти баланс. Также при принятии решения о продлении срока судья должен указать конкретные обстоятельства, подтверждающие продление срока, а также доказательства, подтверждающие наличие данных доказательств.

Принятие ходатайства о продлении срока содержания не рассматривается в случае нахождения обвиняемого (или подозреваемого) на судебно-психиатрической экспертизе или в любом другом заведении в случае, когда обвиняемый не может быть доставлен в суд.

Но участие защитника в судебном заседании является обязательным действием.

Заключение

Сроки содержания под стражей варьируют, согласно УПК РФ 2020 года. Важно знать, что максимальный срок содержания под стражей — 18 месяцев.

Однако есть ситуации, когда срок может быть продлен, но это должно осуществляться в соответствии с нормами, указанными в УПК РФ.

Компетентность и опыт судьи также играет определенную роль, т.к. он решает, продлить срок содержания под стражей или отклонить ходатайство и отпустить обвиняемого.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, например, незаконное продление срока свыше 18 месяцев, нужно знать законодательную базу по этому делу, свои права и обязанности.

Источники

  • https://lawlinks.ru/103-fz-o-soderzhanii-pod-strazhej/
  • https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/1511/release_id/7628/sec_id/32819/
  • https://dokipedia.ru/document/1720052
  • https://advokatsidorov.ru/srok-soderzhaniya-pod-strazhej-2.html
  • http://ugolovnyi-expert.com/sroki-soderzhaniya-pod-strazhej/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/soderzhanie-pod-strazhey-podozrevaemich-i-obvinyaemich-v-sovershenii-prestupleniy-usloviya-soderzhaniya-podsledstvennich-v-kamerach-sizo

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию