Лизинг для физических лиц: плюсы и минусы финансовой услуги

Плюсы и минусы лизинга автомобилей для физических лиц

Представляется разумным провести перечисление преимуществ и недостатков лизинговой схемы короткими строками.

Недостатки

Обычно в таких случаях следует определять: недостатки по сравнению с чем? Однако с чем ни сравнишь лизинг, ничто не выглядит выгоднее, чем возможность значительного снижения ставки лизингодателем за счет возврата НДС, а также привлекательнее возможности вовлечения на лизинговый рынок субъектов, для которых закрыта дорога на рынок кредитный.

Итак, присутствуют ли у лизинга недостатки? Нет. Выгоден ли лизинг автомобиля для физических лиц? Несомненно.

Преимущества

Итак, несомненными плюсами лизинга для физических лиц являются следующие обстоятельства:

  1. У клиентов присутствует объективная возможность требовать по лизинговой сделке процентную ставку, существенно более низкую, чем предоставляют банки в рамках своих кредитных продуктов.
  2. Лизинг возвращает право приобретать в кредит автомобили даже тем клиентам, которые имеют «подмоченную» кредитную историю в прошлом. Кредитная история при лизинговой процедуре не имеет никакого значения. При этом данное обстоятельство совершенно никак не сказывается на безопасности лизингодателя, который будет держать этот автомобиль у себя на балансе до момента его полного выкупа.

Некоторые лизинговые компании проводят только проверку своих клиентов на предмет четкости выплат по лизинговым договорам, если таковые у клиентов имели место в прошлом. Да, в целом, лизинговая компания не рискует ничем, но она стремится зарабатывать деньги, а если ее клиенты не будут ей регулярно платить, то это понизит ликвидность фирмы в моменте. Никому не нужны неплатежеспособные клиенты, поэтому их предпочитают отсеивать на «ранних подступах».

  1. Лизинг – это один из видов обеспечения имущественной конфиденциальности. Те частные лица, которые не желают демонстрировать наличие у них дорогостоящих транспортных средств, прибегают к услугам лизинговых компаний. При попытке выяснения настоящего владельца высветится название компании, но никак не лизингополучателя, который является всего лишь скромным арендатором. (Как тут не вспомнить Навального с его расследованиями).
  2. Лизинг – это еще один, по сути, кредитный продукт, который предоставляется лизинговыми компаниями (а не только банками – это важно). Увеличение предложения на рынке кредитования потенциально ведет к снижению цен (то есть, процентных ставок) на нем.
  3. При лизинге процент на сумму кредитных средств начисляется на остаток кредитной суммы. При этом, величина каждого лизингового платежа содержит не только проценты по кредиту, но и часть основной суммы долга (она составляет 1/кол-во месяцев, на который взят кредит).

Лизинговая компания будет начислять проценты в любом случае: привлекала ли она эти средства в сторонних финансовых институтах или же использовала собственные.

Сумма уменьшается, а следом за ней падает и абсолютное значение процентного платежа за каждый месяц. В итоге совокупный процент удорожания зачастую получается меньше, чем совокупная инфляция за весь срок лизинга! (И при этом все остаются довольны, то есть, с прибылью).

  1. Лизингополучатель до окончания процедуры лизинга не вступает в права пользования своим автомобилем. А это значит, что он не должен платить за него никаких налогов.

Теоретически, справедливым будет вычесть из общей величины удорожания объекта лизинга за весь период договора накопленную величину потенциального налога – в этом случае относительно инфляции лизингополучатель существенно выигрывает.

  1. И наконец, лизинг, как и кредитование, дает возможность клиентам экономить собственную ликвидность: можно с помощью лизинга сохранить большую часть своих сбережений в неприкосновенности, или же позволить себе купить такой автомобиль, на который нет полной суммы.

Немного статистики о лизинге для физлиц

Лизинг — один из основных способов продажи автомобилей в мире. При этом больше 30% автомобильного рынка США и Европы составляют лизинговые сделки с физическими лицами. Американцы и граждане ЕС давно оценили все те преимущества, которые дает лизинг автомобиля, а вот российские автолюбители менее доверчивые и лояльные к новым схемам приобретения транспортных средств.

На территории РФ только 3% граждан приобретают автомобили в лизинг. Почему так мало? Ключевая причина — население просто не в курсе о возможности покупки авто в лизинг. Финансовые опросы показывают, что только 14% россиян осведомлены о возможности приобретения транспорта по лизинговой схеме.

Более активному развитию лизинга для физических лиц могло бы поспособствовать освобождение лизинговых операций/аренды автомобилей для физических лиц от налогообложения НДС (по аналогии с арендой жилой недвижимости). В контексте реформы лизинговой отрасли, которая сейчас ведется Банком России и Минфином РФ, лизинг для физических лиц, скорее всего, трансформируется в операционную аренду (без выкупа автомобиля и с полным сервисным пакетом от арендодателя).По мере смещения потребительских предпочтений от владения к пользованию по принципу «все включено», постепенно клиент будет все чаще выбирать операционный лизинг (аренду), прокат либо каршеринг.

Развитие лизинга для физических лиц в России идет не так сильно. При этом данный вид лизинга имеет ряд преимуществ над автокредитом за счет своей сервисной составляющей и итоговой стоимости владения автомобилем. Этот продукт начнет значительно быстрее развиваться в случае принятия налоговых поправок, которые позволили бы отменить выплату НДС с лизинговых платежей физических лиц.

Немаловажной причиной является и то, что в России отсутствует культура финансовой аренды машин. Большинство соотечественников беспокоится о том, что владелец автомобиля — лизинговая компания, в то время как в российском менталитете первостепенную важность играет факт владения машиной. Поэтому автолюбители оформляют чаще автокредиты вместо того, чтобы приобрести машину в лизинг.

Лизинг для физлиц существует в нашей стране достаточно давно, но развивается не слишком успешно. Стать «подписным» продуктом ему мешает резкое удешевление автомобиля в течение первого года эксплуатации, которое ложится на лизингополучателя и делает ежегодную замену автомобиля слишком дорогой для него.Кроме того, стоит помнить, что лизинг для физлиц возник на Западе в качестве нового стимулятора авторынка, когда автокредитование уже не могло поддерживать высокий темп его роста.

Чем лизинг отличается от банковского автокредитования

Большой плюс в том, что регистрацию машины и общение с официальными органами берет на себя лизинговая компания. Лизингополучатель не тратит свое время на решение необходимых при покупке и дальнейшей эксплуатации авто вопросов.

Второй положительный момент в том, что у лизингополучателя есть больше опций по окончанию сделки:

  • Выкупить автомобиль по остаточной стоимости и стать его полноправным владельцем.
  • Вернуть лизинговое авто компании-лизингодателю и взять новое в лизинг.
  • Продлить договор и дальше пользоваться тем же автомобилем.

По окончании кредитного договора у автовладельца нет такого широкого выбора. В его собственности остается уже использованный им автомобиль, который он будет продавать своими силами, если захочет приобрести новую машину.

Есть автолюбители, которых смущает тот факт, что лизинговый автомобиль — собственность ЛК. При этом кредитный — свой «родной». Но если рассмотреть ситуацию более детально, выяснится, что права клиента банка, так же как и клиента лизинговой компании, сильно ограничены:

  • Нет возможности продать машину, не выкупив ее полностью у банка.
  • Нельзя выписать доверенность другому водителю, не вписав ее в страховку каско.
  • Запрещено видоизменять кредитный автомобиль, делать тюнинг.

Чем отличается лизинг от аренды и от покупки

Эксперты прогнозируют ухудшение условий автокредитов Аренда — это временное пользование автомобилем за определённую сумму. Практически то же самое происходит и при заключении лизингового договора. И в том, и в другом случае настоящий владелец автомобиля получает прибыль от того, что машиной пользуются другие люди. Но лизинговый автомобиль в конце срока использования становится собственностью арендатора, а не возвращается к владельцу.

В практическом смысле аренда стоит дороже, но требует меньше затрат, поскольку нет первоначального взноса, как в лизинге, а есть только небольшой залог. Ею чаще пользуются, если автомобиль нужен на непродолжительный срок (от нескольких часов, до нескольких месяцев), соответственно арендатор не заботится о получении полиса ОСАГО, прохождении ТО, сезонной смене шин и прочем обслуживании автомобиля. Он тратится только на топливо. Ставки при аренде зависят от срока, на который берётся автомобиль. При лизинге платежи всегда одинаковы.

При покупке автомобиля он сразу становится собственностью покупателя. Вместе с правом собственности на нового владельца ложатся все обязанности по содержанию и обслуживанию машины. И хорошо, если нашлась сразу вся сумма, необходимая для покупки. Но, по статистике, в нашей стране около половины новых автомобилей приобретается в кредит, за который платятся проценты и другие обязательные платежи.

Страховка, налоги и штрафы при лизинге

Все дополнительные затраты, которые требует нормальная эксплуатация автомобиля, в конечном итоге несёт лизингополучатель. Это может быть и покупка дополнительного оборудования, и страхование (обязательное и добровольное, впрочем, оно тоже является обязательным, поскольку машина является собственностью компании), и транспортный налог. Просто эти траты включаются в конечную сумму договора лизинга, и платежи по ним разбиваются на весь срок его действия.

Что же касается штрафов, которые приходят с камер фото- и видеофиксации, то их будет оплачивать арендатор. Постановления приходят на собственника, а он их пересылает клиенту. При этом оплата штрафов становится основным платежом, и пока он не будет осуществлён, поступающие ежемесячные платежи не будут засчитываться. Вернее, из этих сумм погасят задолженность по штрафам, а потом уже примут как плату по договору.

Проблемы и перспективы лизинга для физических лиц

Генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов говорит о том, что есть целый ряд факторов, затрудняющих активное развитие лизинга для физических лиц в России. «Это и недостатки в существующей нормативно-правовой базе, регулирующей сферу лизинга в целом, и отсутствие культуры финансовой аренды автомобилей частными лицами. В известной степени развитие лизинга для физлиц сдерживает и неопределённая ситуация в экономике. На данном этапе автолизинг в нашей стране всё же более ориентирован на потребности предпринимателей и организаций.

При этом я считаю, что перспективы для развития лизинга для физлиц в нашей стране достаточно неплохие. Лизинг для физических лиц в России может составить конкуренцию автокредитным продуктам при условии, когда лизинговые операторы выведут на рынок достаточное количество вариативных предложений лизинга для физлиц.

Каждый продукт — лизинговый или кредитный — должен иметь своё уникальное преимущество и быть направлен на свой целевой сегмент. Опыт нашей компании в настоящее время это успешно подтверждает, предлагая разным группам клиентов подходящее финансовое решение для приобретения автомобилей».

Михаил Бахтиаров надеется, что при максимальном развитии программы в российском лизинге будет продавать до миллиона автомобилей в год.

Варианты лизинга для физлиц

Выбор варианта договора зависит от того, какую сумму комфортно выплачивать лизингополучателю ежемесячно и какова его конечная цель — выкупить авто или поменять его на новое.

Варианты лизинговых программ:

  • С минимальным удорожанием. Будет оптимальным выбором для клиентов, которые хотят пользоваться авто больше трех лет или для тех, кто готов платить более высокие ежемесячные платежи с целью уменьшить переплату по лизингу.
  • С небольшими платежами. Выбор тех клиентов, которые стремятся сократить свои расходы, а также тех, кто хочет обменять авто в конце сделки или вернуть его лизинговой компании. Такая программа позволяет сэкономить на регулярных платежах и избавиться от рисков потери в стоимости авто.

Операционный лизинг для физлиц

Напомню, главное отличие операционного от классического финансового лизинга: операционный лизинг не предполагает выкупа имущества в конце срока действия договора (!).

Собственником всегда остается лизинговая компания. И это серьезный «понятийный» минус для нас, получается, что клиенты операционного лизинга платят только за текущее владение и пользование автомобилем, но полноценными собственниками с правом распоряжения имуществом по условиям договора не станут.

При этом договоры операционного лизинга, как правило, заключаются на более короткий срок (1 год) по сравнению с финансовым лизингом (до 5 лет).

Но с другой стороны, операционный лизинг предлагает для клиентов-физиков и ряд ощутимых преимуществ:

  1. нет никаких авансовых или первоначальных платежей по договору лизинга, никто не предлагает заплатить первым платежом 10-20-30 и более процентов, только равные ежемесячные платежи — а это означает минимальные стартовые затраты для клиента;
  2. упрощенный документооборот, для заключения договоров требуют 2-3 документа от физлица;
  3. никакой налоговой нагрузки, даже транспортный налог будет оплачивать лизингодатель;
  4. автомобиль передается клиенту уже на номерах, не нужно заниматься регистрацией в ГАИ;
  5. страховки как каско, так и ОСАГО уже включены в стоимость ежемесячных платежей — нет дополнительных затрат на страхование;
  6. лизинговая компания оплачивает за свой счет все нормативные ТО в соответствии с пробегом по договору, а в некоторых случаях — даже сезонную смену шин. То есть лизингополучателю-физику нужно будет оплачивать только лизинговые платежи + заправку топливом. Желательные, но не обязательные дополнительные траты — автомойки и охраняемые парковки. Обязательные, но нежелательные траты — штрафы за нарушения ПДД.
  7. возможность ежегодно пересаживаться на новый автомобиль практически без дополнительных затрат со стороны клиента. Старый договор закончился, сдал годовалый автомобиль в компанию, выбрал новый, заключил новый договор (если не было проблем с платежами и авариями ранее — даже документы собирать не придется заново), забрал страховку, сел, уехал.

Рынок операционного лизинга в РФ находится еще в начальной стадии своего развития, но у нас уже появились и работают несколько сильных игроков:

  • мультибрендовый проект «Сбербанк Лизинга» — СберАвтопарк ;
  • монобрендовый проект автоконцерна VOLVO — Volvo Car Drive ;
  • монобрендовый проект автоконцерна HYUNDAI — Hyundai Mobility ;
  • о планах выйти на рынок операционного лизинга в РФ так же недавно заявили в Jaguar-Land Rover. Начали они с договоров для юрлиц и ИП , на следующем этапе планируют работать и с физиками, но, скорее всего раньше 2021 мы об этом не услышим.

Давайте посмотрим внимательнее, что же нам предлагает один из вышеперечисленных сервисов — Сберавтопарк.

важное замечание: услуги по аренде авто на несколько часов или на сутки — это уже довольно развитый и привычный для нас каршеринг. Аренда автомобиля от нескольких дней до нескольких месяцев — классическая аренда, рент-а-кар.

Поэтому при дальнейшем сравнении условий операционного лизинга я буду рассматривать варианты договоров продолжительностью не менее одного года, которые каршеринг и рент-а-кары не предлагают.

Условия на лизинг подержанных автомобилей

  • Аванс от 20% до 49%
  • Срок лизинга от 6 месяцев до 5 лет
  • Платежи равные или убывающие
  • Обязательное страхование предмета лизинга
  • Удорожание от 4,35%

Как взять в лизинг автомобиль физическому лицу

Как правило, любой автосалон предлагает своим клиентам услугу лизинга, потому что сотрудничает по этой теме с банком или профильной компанией. Для того, чтобы взять автомобиль в лизинг, потребуется:

  1. Оплатить первоначальный взнос, если он предусмотрен по условиям взаимодействия автосалона и лизинговой компании. Обычно он не превышает 25%, но в связи с ростом эффективности лизингового рынка в настоящее время этот процент стремится к нулю. (То есть, лизинг становится без первоначального платежа).
  2. Требуется написать заявление на имя директора лизинговой компании. (Вообще, все бумаги обычно уже составлены, и клиенту остается их только подписать).
  3. Из неприятного и опасного: от клиента потребуется предоставить копию своего паспорта. (Мало ли в каких базах потом придется ловить этот «отпечаток»).
  4. Также потребуется копия водительских прав.
  5. Лизинговые компании требуют от частных лиц документ, подтверждающий наличие у них постоянного источника доходов. (Вот на этот момент обращается пристальное внимание, потому что никому не нужны люди, которые изначально не смогут обслуживать свои обязательства).
  6. Кроме того, потребуется предоставить справку по форме 2-НДФЛ.

В качестве источника доходов может значиться не только зарплата, но и договор сдачи недвижимости в аренду (к примеру). Однако, если все-таки в качестве источника указана зарплата, то опыт работы на последнем месте должен составлять более 6 месяцев.

При предоставлении всех указанных документов, а также внесения первоначального взноса, на автомобиле, взятом в лизинг, можно уехать прямо из салона.

Куда обращаться

Большинство лизинговых компаний сотрудничает с юридическими лицами. Но все же стоит рассмотреть предложения наиболее крупных организаций:

  • ВТБ24 Лизинг;
  • Major Лизинг;
  • Европлан;
  • Сбербанк Лизинг;
  • ВЭБ Лизинг;
  • Интеза Лизинг.

Стоит учитывать, что практически все лизинговые компании работают только с Московской и Ленинградской областью. У них имеются оборудованные автопарки, где содержатся автомобили для лизинга.

При выборе лизинговой компании следует опираться на несколько важных параметров:

  • срок существования компании – чем дольше она присутствует на рынке, тем больше ей можно доверять;
  • финансовое состояние компании – если организация на стадии банкротства, то оформленный в лизинг автомобиль может быть изъят приставами для погашения долгов;
  • наличие отзывов – важны как положительные, так и отрицательные отзывы (безусловно, первых должно быть больше);
  • условия предоставления лизинга.

Также есть возможность взять автомобиль в лизинг у физического лица. В этом случае нужно предусмотреть все нюансы – смерть владельца, его долги и т.д. Обращаться нужно только к проверенному и надежному человеку.

С пробегом

Оформить лизинг на авто с пробегом физическому лицу проще по той причине, что актуальная стоимость машины снижена, поэтому отсутствует необходимость в оформлении КАСКО.

Такой вид сделки предусматривает получение транспортного средства с правом выкупа или при условии возврата по окончании срока действия договора.

Лизингополучатель должен внимательно относиться к сделкам, где фигурирует подержанное авто. Недобросовестные компании выдают за работающие машины неисправные ТС, а затем требуют осуществить ремонт.

Чтобы не быть обманутым, перед заключением договора нужно предпринять меры предосторожности:

  • тщательно проверять автомобиль, лучше – обратиться к опытному автослесарю для тщательной диагностики машины;
  • в договоре предусмотреть пункт «гарантия, в котором указывается гарантийный срок на автомобиль (если в течение этого периода происходит поломка, по независящим от арендатора причинам, то лизингодатель должен заменить автомобиль или произвести ремонт за свой счет);
  • не выбирать автомобиль из сильно изношенных моделей.

Новый

Преимущественно в лизинг приобретаются новые автомобили. Данную услугу предлагают банки, финансовые компании, а также автосалоны. Как правило, новые автомобили оформляются в лизинг с правом дальнейшего выкупа.

Особенность оформления лизинга на новый автомобиль является требование по покупке КАСКО. Это необходимо для того, чтобы в случае утраты товарной стоимости машины убытки покрыла страхования компания.

Лизингодатель таким способом защищается от убытков, связанных с невыплатой платежей. Если же арендатор от КАСКО отказывается, то увеличивается размер первоначального взноса. Он может составлять от 10% до 50%.

Расчет лизинга

Чтобы рассчитать сумму ежемесячных платежей по лизингу, воспользуйтесь онлайн-калькулятором, который есть на официальном сайте многих лизинговых организаций. Для этого необходимо заполнить все поля, а программа выдаст информацию по сумме ежемесячных платежей.

Требования к физлицу для оформления лизинга

  • Российское гражданство.
  • Возраст — от 18 лет.
  • Официальное трудоустройство и стабильный доход.
  • Стаж не меньше полугода на последнем месте работы.

Документы для оформления машины в лизинг

  • Паспорт РФ. Прописка должна быть постоянной.
  • Водительские права.
  • Справка о доходах.
  • Копия трудовой книжки или договора.

Автомобиль в лизинг могут взять нерезиденты, в отличие от автокредита, который дают только гражданам РФ.

Лизинг авто — оптимальный способ на комфортных условиях приобрести новый автомобиль во владение и пользование на определенный срок.

Договор лизинга

Договор лизинга между физическими лицами, а также между физическим и юридическим лицом составляется примерно по одной схеме.

В документе должны быть предусмотрены следующие пункты:

  1. Предмет соглашения. Здесь подробно описывается автомобиль: марка, модель, год выпуска, код VIN и т.д. Характеристики списываются с техпаспорта.
  2. График платежей. Расписывается схема погашения долга. Нужно указывать сумму на каждый месяц до конца срока сделки.
  3. Нарушения договора и ответственность сторон. Здесь указывается, что является нарушением сделки. Например, если просрочка платежа, то обязательно со сроком. И предусмотренная ответственность за нарушения.
  4. Иные пункты. Стороны на свое усмотрение могут включить в договор и другие пункты, если в этом есть необходимость.
Источники
  • https://europlan.ru/personal-leasing
  • https://ardma.ru/finansy/lichnye-finansy/664-lizing-avtomobilya-dlya-fizicheskikh-lits/
  • https://www.all-leasing.ru/analitic/detail/1033198/
  • https://aif.ru/auto/support/1175738
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5df5ff1b43fdc000b2d1c628/avto-v-lizing-dlia-fizikov-v-rf-2021g-5efdfe415f8e241f5371249d
  • https://www.Major-Expert.ru/cars/special-programm/major-leasing/
  • http://avtopravozashita.ru/lizing/lizing-avto-dlja-fizicheskih-lic.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах