Компетенция общего собрания ООО закреплена в ст. 33 ФЗ «Об ООО» от 08.02.1998 № 14, а порядок проведения собрания установлен ст. 37 данного ФЗ, а также в ст. 182.1 ГК РФ. В данных нормах перечислены виды решений, которые собрание вправе принять, и количество голосов, которые требуются для решения того или иного вопроса.
Не всякое голосование участников организации будет признаваться состоявшимся и легитимным, поскольку для этого требуется, чтобы в голосовании приняло участие определенное законом или уставом компании количество участников.
В силу требований ст. 182.1 ГК РФ решение собрания принимается только тогда, когда за него голосует большинство присутствующих участников, и при этом в собрании приняло участие более половины членов ООО. Это общее правило, однако ФЗ № 14 предусматривает и специальные положения, согласно которым для принятия конкретного решения требуется определенное количество голосов. Разберем этот вопрос подробнее.
Кворум – это минимум голосов, требующихся, чтобы принимать юридически правомерные решения. Чаще всего достаточно, чтобы собралось больше половины имеющих право голосовать. Либо квалифицированное большинство, превышающее две трети (три четверти) от присутствующих.
Голоса подсчитываются в абсолютном либо процентном значении. Председатель собрания может учесть всех людей, пришедших на заседание, либо высчитать процент присутствующих от общего количества участников общества. Выбор метода зависит от типа разрешаемых вопросов. В локальных актах каждой организации содержится свод правил, который устанавливает минимум, требующийся, чтобы провести собрание согласно законодательным нормативам.
Прежде чем проводить собрание, его организатор уведомляет письменно всех потенциальных участников. На протяжении установленного периода им необходимо пройти регистрацию. Когда все зарегистрируются, счетная комиссия займется подсчетом тех, кто пришел на мероприятие. При их недостатке заседание будет проведено формально либо перенесено. Для подсчета присутствующих используют электронные учетные технологии, что упрощает процесс.
Для удобства восприятия информации, приведем сведения в таблице. В левой колонке отражены конкретные решения, которые могут приниматься общим собранием, а в правой – требования к кворуму общего собрания участников ООО.
По поводу нотариально удостоверения порядок следующий, по общему правилу, протокол должен быть нотариально удостоверен.
Однако участники могут предусмотреть и принять в уставе способы, альтернативные нотариальным — например обязательное подписание всеми участниками.
Принятие решения при отсутствии кворума – последствия
Нередко кворум для принятия решений отсутствует, однако это игнорируется участниками организации, и решения все равно принимаются. Отсутствие кворума может связываться с тем, что участники компании не уведомляются о проведении собрания должным образом, либо просто игнорируют уведомления.
В силу п. 6 ст. 43 ФЗ № 14 решения, принятые без кворума, не имеют юридической силы. При этом, они являются нелигитимными даже без судебного признания таких собраний недействительными. Данная позиция законодателя нашла поддержку и в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 № 14.
Помимо кворума, необходимого для принятия решения, необходим кворум, чтобы признать собрание правомочным.
Есть важные исключения из правила, согласно которым при факте отсутствия кворума решение собрания по тому или иному вопросу может признаваться состоявшимся:
Если решение в последующем подтверждено решением собрания, в котором кворум набран.
Если голос участника, не принимавшего участия в принятии решения, не может повлиять на результат, и решение не влечет каких-либо существенных негативных последствий для такого участника.
Таким образом, для принятия решений собранием участников общества необходимо наличие определенного кворума присутствия, а также кворума участников голосования. Принятое при отсутствии кворума решение не имеет юридической силы.
Возможно ли прописать положения о кворуме в уставе ООО?
Для того, чтобы общее собрание состоялось, необходимо, чтобы в нем приняли участие более 50 % от участников (кворум присутствия). Уставом этот порог изменен быть не может ни при каких условиях.
Выше в таблице мы привели минимальное количество участников ООО, которые должны проголосовать по тем или иным вопросам. Это количество может быть изменено уставом только в сторону увеличения (но не уменьшения).
Например, допускается внести в устав ООО правило о том, что:
Изменения в устав утверждаются всеми участниками (а не 2/3 по общему правилу).
Изменение размера уставного капитала утверждается всеми членами общества (а не 2/3 по общему правилу).
Изменение наименование или места нахождения ООО утверждается всеми членами общества (а не 2/3 по общему правилу).
Потребность положения о кворуме в уставе предприятия
Члены правления компании не имеют права по своему желанию уменьшать количество участников – законодательно предусмотрен запрет на такие действия. Но они вправе внести изменения в сторону увеличения показателя, вплоть до стопроцентного присутствия, что должно быть отражено в уставной документации.
Чаще всего такие моменты вносят в Устав относительно важных вопросов:
цифровых значений и операций с частями уставного фонда;
смены названия, адреса организации;
принятия новых участников.
В этих случаях вполне допустимо изменение кворума в большую сторону.
Проблемы, с которыми реально столкнуться в достижении кворума
В процессе обсуждения серьезных вопросов часто возникают сомнения относительно правильности подсчета голосов. Такая проблема образуется в случае, когда параметры кворума в уставе организации оказываются расплывчатыми и некорректными.
Также те, кто не доволен принятыми решениями, могут усомниться в добросовестности счетной комиссии. Чаще всего такие споры возникают на уровне финансовых взаимоотношений в АО, поскольку держатели акции зачастую имеют собственные, даже противоположные интересы. В подобных случаях признание форума легитимным, законность принятых на заседаниях решений определяется в судебном порядке.
Жилищный кодекс о кворуме общего собрания
Голосовать можно, присутствуя лично или передав полномочия другому гражданину РФ, путем оформления доверенности. Помимо этого, современные технологии позволяют инициировать процедуру решения коллективных вопросов – онлайн, например, в системе «Домсканер».
Для правильного составления документа на представление интересов на совещаниях МКД, обратитесь в юридическую компанию. Доверенность формируется на основании норм, прописанных в Постановлении №181/1, с изм. и доп. 2021 года.
Львиная доля решаемых вопросов обуславливает признание кворума состоявшимся, если количество участников проголосовавшего коллектива будет больше половины. Однако встречаются темы, когда требуется решение двух третьих от общего числа жильцов или единогласного принятия на заседании.
Невозможно одновременно проводить две формы встречи, т. к. ни в одном из случаев кворум для принятия решения на собрании собственников не будет достигнут, так как результаты считаются неправомочными.
Согласно законодательным записям о жилищных условиях РФ № 188/ФЗ (29 декабря 04 года), встреча владельцев многоквартирного дома проводится обязательно не реже одного раза в год. Временные рамки для этого – апрель-июнь следующего календарного периода.
Остальные сборы жильцов являются внеочередными. Инициатива может исходить от любого владельца недвижимости в МКД.
Определение кворума встречи собственников жилья МКД
Кворум собрания собственников многоквартирного дома достигается не стандартным суммированием «поднятых рук», а выявленным соотношением принадлежащих метров каждому участнику схода. Площадь выделенной единицы помещения, входящей в состав МКД, играет основополагающую роль.
К примеру, S многоквартирного дома составляет 1000 м2 , то есть это 100 %. Площадь недвижимости – 50 кв.метров, соответственно 5% от общего количества. Если жилец владеет 100 м2 , то долей в референдуме признается 10% .
Таким образом, численность лично посетивших граждан и проголосовавших на встрече, не гарантирует достижения кворума. Необходимо производить расчет пропорций – владелец и метражность принадлежащей ему недвижимости.
Вопросы, для которых достаточно простого большинства
Выборы Председателя и секретаря собрания, а иногда и комиссии жильцов обязательны на каждом таком собрании собственников жилья. Не менее важно установить место хранения копий протокола и прочих документов собрания.
Кроме этих вопросов, простым большинством также утверждается порядок уведомления владельцев о намеченном собрании собственников или о решенных на нем вопросах. Такое случается, когда установленный Жилищным Кодексом порядок такого информирования необходимо изменить.
Подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4 части 2 статьи 44 ЖК также определено, что простым большинством можно решать следующие вопросы:
выбор информационной системы, используемой для заочного голосования (например, ГИС ЖКХ);
выборы администратора общего собрания для такой системы;
утверждение Положения о проведении собраний с применением системы;
определение правил заочного голосования и приема голосов администратором.
Часть 2 статьи 161 Кодекса устанавливает обязанность владельцев жилья выбрать метод управления домом. Это может быть самостоятельное управление или через управляющую компанию, товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив.
Пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 1 статьи 46 позволяет большинством голосов утверждать выбранную управляющую компанию и договор с ней. Если речь идет о смене управляющей организации, то утверждается и прекращение контракта с предыдущей.
Размер оплаты услуг УК, вознаграждения Председателю МД, платы за комм. ресурсы на содержание общего имущества также решаются простым большинством участников собрания собственников. Как и заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов, договора с региональным оператором по вывозу ТБО, обустройство ограждений, цветников, детской и автомобильной площадки.
Другие распространенные вопросы, которые решаются большинством участвующих:
оснащение подъездов домофонами;
оборудование системы видеоконтроля;
обустройство мест отдыха у дома;
применение датчиков движения;
найм консьержей.
Для утверждения тарифов на оплату содержания таких нововведений также достаточно простого большинства участников совещания. Но уже более половины голосов всех собственников необходимы для наделения администрации МД правом решения вопросов текущего ремонта.
Как и для того, чтобы решить порядок формирования фонда кап. ремонта, открытия счета для аккумулирования взносов на его проведение, если собственниками выбран такой метод финансового обеспечения работ.
Простое большинство выбирает способ управления домом и состав совета МКД
Собственники в каждом многоквартирном доме должны определиться с тем, каким образом дом будет управляться: непосредственно, с помощью управляющей организации или ТСЖ/ЖК (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Вопрос о выборе способа управления принимается на общем собрании собственников простым большинством (п.4 ч. 2 ст. 44, ч.1 ст. 46 ЖК РФ). Столько же голосов должно быть отдано за предложенную для управления домом организацию, утверждение условий договора управления с выбранной УО, а также за расторжение договора с прежней УО, если собственники приняли решение сменить организацию.
50%+1 голос должны отдать собственник на ОСС для утверждения предложенного управляющей организацией размера платы за жилое помещение согласно договору управления (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Простое большинство голосов собственников, присутствующих на ОСС, требуется для выбора лиц, которые составят совет многоквартирного дома и его председателя. А вот наделить председателя или совет дома дополнительными полномочиями по принятию решений о проведении текущего ремонта общего имущества можно только при согласии собственников, обладающих 50% +1 голос от общего числа всех голосов в доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Предоставить председателю совета МКД дополнительные полномочия на принятие разных решений по управлению домом собственники могут только в том случае, если за это решение будет отдано не менее ⅔ от всех голосов в доме (п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Если на ОСС вынесены вопросы об установлении размера и выплате вознаграждения председателю совета дома, то решение должны поддержать собственники, обладающие большинством голосов собственников, присутствующих на ОСС.
Перечень вопросов, которые требуют 2/3 голосов
Половина жильцов МКД, проголосовавших на собрании, не хватит при распоряжении имуществом, принадлежащем совместно владельцам многоквартирного дома. Речь не идет о текущих ремонтных затратах или обслуживании.
Как вариант, такими ситуациями могут быть:
хозяйственные комнаты на 1 этаже можно сдать в аренду под предпринимательскую деятельность;
участок земли во дворе, которые планируется передать во временное пользование;
желание одного из совладельцев переоборудовать часть жилого фонда в нежилой формат, а затем заняться коммерческой деятельностью на этой площади;
планирование капитального ремонта и связанные с процедурой финансовые траты;
любые реконструкции;
установка рекламных блоков на крыше;
размещение сотовой антенны на кровле дома.
Регламентированное законом № 188/ФЗ (29 декабря 2004 года) количество человек для того, чтобы кворум состоялся, можно изменить в большую сторону решением жильцов МКД. Однако понижающая динамика недопустима.
Ситуации, когда необходимо 100% из 100 голосования
Законодательно прописано положения, при которых требуется единогласное постановление абсолютно всех владельцев и наступления 100 % кворума. Ситуация, когда собираются собственники недвижимости в одном месте и голосуют по поднятой теме только «за» или «против» – практически нереально.
Единогласное решение всех жильцов необходимо в следующих ситуациях:
Полный снос старого здания.
В соответствии с программой, работающей в регионе, все жильцы переезжают во вновь построенный дом.
Ремонт и изменение фасадной части строения , как правило, устанавливается в рамках «реконструкция старого городского жилого фонда».
Изменение в сторону уменьшения придомовой территории или снос части здания по программе реновации .
Хотя в законе оговорено, что кворум по таким вопросам составляет две трети всех голосов, но на практике, суд принимает иски по донным прецедентам.
Вопросы по капремонту решаются простым большинством, большинством или ⅔ от всех голосов в доме
Вопросы по разным аспектам капитального ремонта также частично можно отнести к обязательным: практически все дома обязаны определиться со способом формирования фонда капремонта, а при необходимости – с проведением такого ремонта.
Поэтому собственники в большинстве многоквартирных домов должны рассматривать эти вопросы на ОСС. Количество голосов, требуемое для положительного решения по разным аспектам капремонта, зависит от сути вопросов.
Чтобы принять решение о том, как будет формироваться фонд капитального ремонта, кто откроет специальный счёт, если именно так собственники решили копить средства на капремонт, «за» должны быть участники ОСС, обладающие большинством голосов от общего их количества в доме.
Не менее ⅔ голосов в доме должно быть отдано при установлении размера взноса на капремонт и размера фонда капитального ремонта выше минимального и при согласовании займа или кредита, условий кредитного договора и лица, которое будет уполномочено оформить такой кредит (п.п. 1.1-1, 1.2. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Но основная часть вопросов по капитальному ремонту принимается простым большинством голосов от участвующих в собрании в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, например:
1. Утвердить проведение капремонта общего имущества собственников: перечень работ и услуг, сроки, смету, подрядчика.
2. Определить порядок предоставления платёжных документов на оплату взносов на капремонт.
3. Определить кредитную организацию для открытия спецсчёта, утвердить текст договора с такой организацией.
Общее имущество дома предоставляется в пользование с согласия ⅔ от всех голосов в доме
Общее имущество в доме принадлежит на праве общей долевой собственности всем владельцам помещений в многоквартирном доме, поэтому решение о предоставлении его в пользование третьим лицам принимаются ⅔ от всех голосов в таком доме (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Таким количеством голосов собственники на ОСС принимают решение о передаче в пользование части земельного участка, если он входит в состав ОИ дома, например, для прокладки коммуникаций, размещения рекламы, оборудования или для других целей.
⅔ голосов от общего их числа в доме принимаются решения о размере платы за использование общего имущества собственников третьими лицами по заключённым договорам и о наделении УО полномочиями заключать такие договоры от имени собственников.
При этом утвердить порядок и сроки, в которые УО будет отчитываться перед собственниками об исполнении таких договоров, собственники могут простым большинством от числа голосов присутствующих на ОСС.
⅔ голосов всех собственников в доме требуются для установления сервитута на земельный участок и пределах его пользования в случае, если придомовая территория поставлена на кадастровый учёт и включена в состав общего имущества дома (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Уменьшение общего имущества должны согласовать все собственники в доме
Общее имущество в многоквартирном доме может не только предоставляться в пользование третьим лицам, сдаваться в аренду, но и изменяться в результате переустройства, реконструкции, включения в его состав новых элементов.
Так, если собственник выносит на ОСС вопрос о переустройстве своего помещения, в ходе которого к нему будет присоединена часть общего имущества дома, то на такие работы необходимо согласие всех собственников в доме, то есть 100% голосов (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Ведь они влекут уменьшение общего имущества, которое принадлежит всем собственникам в МКД.
Если реконструкция или переустройство, которое затеял собственник помещения, не влечёт уменьшения или увеличения общего имущества в доме, то для таких работ требуется согласие собственников, владеющих ⅔ от всех голосов в доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Увеличить ОИ дома можно с согласия большинства голосов от присутствующих на ОСС
Нередко у собственников возникают вопросы о том, сколько голосов должно быть отдано за то, чтобы установить в доме систему видеонаблюдения, ограждение, элементы озеленения и благоустройства на придомовой территории.
Так, если на ОСС вынесены вопросы об установке на земельном участке ограждений, клумб, урн, детской площадки или парковки, то собственники для положительного принятия решения должны отдать «за» 50% + 1 голос от числа присутствующих на собрании (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Также простым большинством принимаются на ОСС следующие достаточно популярные у собственников и УО вопросы:
Установка видеонаблюдения и утверждения тарифа на обслуживание системы.
Учреждение службы консьержей и утверждение тарифов на оплату услуги.
Установка домофонов, автоматических запирающих систем.
Установка датчиков движения.
Оборудование зон отдыха на придомовой территории: скамеек, столиков.
При этом изменение перечня работ и услуг и включение в размер платы за содержание жилого помещения услуг по обслуживанию новых объектов общего имущества дома также происходит при согласии простого большинства присутствующих на ОСС.
Вопросы оплаты коммунальных услуг решаются на ОСС простым большинством
Собственники в многоквартирных домах с вступления в силу № 59-ФЗ имеют право на ОСС принять решение о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов, исключив из процесса предоставления коммунальных услуг управляющую домом организацию.
Вопросы о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в помещения собственников утверждаются простым большинством: 50% + 1 голос от числа присутствующих на собрании.
Столько же голосов необходимо для утверждения текстов договоров с поставщиками ресурсов, а также договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Отдельно в этой группе для решения на ОСС можно выделить вопрос о порядке определения размера платы за коммунальные ресурсы, поставленные в дом на содержание общего имущества собственников. Утвердить расчёт платы исходя из норматива, среднемесячного потребления или показаний ОДПУ собственники могут, отдав «за» более 50% от общего количества голосов участников ОСС.
В Жилищном кодексе РФ закреплена возможность на общем собрании собственников утвердить использование информационных систем, в том числе ГИС ЖКХ, для проведения следующих ОСС, выбрать администратора общего собрания (п.п. 3.2 – 3.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Простым большинством на ОСС принимаются следующие вопросы:
Выбор информационной системы для заочного голосования и администратора ОСС.
Утверждение порядка приёма администратором решений собственников и сроков голосования в заочной форме с помощью системы.
Утверждение Положения о порядке проведения ОСС с помощью выбранной информационной системы.
Основные принципы определения требуемого кворума
Органом управления многоквартирного дома (МД), согласно 1 части 44 статьи ЖК, является собрание собственников жилых помещений в этом доме. Требуемый для принятия различных решений кворум определяется несколькими статьями данного нормативного акта. Чем более значима обсуждаемая проблема, тем выше необходимый показатель.
Возможные значения кворума для принятия различных решений перечислены в 1 пункте 2 части 44 статьи и в 1 части 46 статьи ЖК (ссылка в конце статьи). Установлены следующие варианты требуемого количества голосов: более половины, две трети и 100%.
Требование по минимально возможному представительству гарантирует невозможность организации двух легитимных собраний одновременно. На каком-то из них необходимого количества собственников не будет. Кроме того, при необходимости собрание собственников вправе изменять требуемое значение представительства в сторону увеличения.
Владельцы жилья в многоквартирном доме имеют разные по площади квартиры. Поэтому голосование идет не по простому подсчету собравшихся. Наиболее распространено соотношение 1 голос = 1 м2 жилья. С учетом этого и нужно проводить подсчет голосов на каждом собрании собственников.
Правила подсчета голосов на ОСС
При учете голосующих, следует знать, что в ситуации, когда владельцы помещений имеют неравные по метражу квартиры, процент их мнения будет неравномерен. Зачастую для упрощения подсчетов, используют формулу, где каждый квадратный метр принимается за один голос.
Если взять за основу приведенный выше пример, то весь дом – это 1000 мнений. Владелец 40 метровой квартиры имеет соответствующее количество единиц. Хозяин 150 м2 наделен 100 ед.
После того как все официальные мнения подсчитаны, счетная комиссия должна их опубликовать. При этом суммарное количество требуется более 500, т. к. только в такой ситуации будет достигнут минимальный кворум на собрании собственников жилья.
Важно правильно подбить итог референдума. Так, если в здании много квартир, то уместно приглашать специальную комиссию. Представители этой группы принимают на себя ответственность за ведение протокола собрания и занимаются оформлением итогов.
При подсчете голосов учитываются и те, которые были произведены по доверенности. Правильность оформления документа важна, иначе при судебных разбирательствах такая бюллетень будет не учтена.ответим!Задать вопрос >>>
Распространенная ошибка – изначально объявлен очный вариант голосования, но по факту кворум не состоялся, добавляют еще заочную форму. А протокол по итогу один.
Результаты передаются в управляющую организацию, а та, в свою очередь, отправляет их в государственный жилищный надзор. Между этими событиями не должно пройти больше 5 рабочих дней.
1. На основе общей площади квартиры (нежилого помещения) собственника (с учетом его доли, если собственность долевая): 1 кв. м общей площади помещения дает 1 голос.
Например, если размер квартиры — 30,6 кв. м и у неё один владелец, то он обладает 30,6 голосами. Если собственников у такой квартиры 2, а доля каждого – ½, то каждый из владельцев будет обладать 15,3 голосами.
Плюсы способа: стабильность подсчета в случае изменения суммарной площади жилых и нежилых помещений, любой житель в состоянии посчитать, сколько у него голосов.
Примеры из практики. Определение Курганского областного суда от 16.04.2021 по делу №33-1035/2021: «отклоняется судебной коллегией и довод иска о неправильном порядке подсчета голосов, поскольку избранный способ из расчета 1 кв. м площади, принадлежащей собственнику жилого помещения, равный 1 голосу, соответствует положениям ч. 3 ст. 48 ЖК РФ».
Такой же подход встречается в апелляционных определениях Московского городского суда от 26 сентября 2021 г. по делу №33-26233/2021, от 22 мая 2021 г. по делу №33-20123 и других решениях, однако суды не дают подробную оценку этому способу подсчета, а просто его используют.
2. На основе доли собственника в праве общедолевой собственности на общедомовое имущество.
Берется размер помещения жителя с учетом доли (если у помещения несколько владельцев), делится на суммарную площадь жилых и нежилых помещений всех собственников в МКД (без учета общедомового имущества), и умножается на коэффициент пропорциональности (100, 1000 или др.)
Коэффициент определяет общее количество голосов собственников. Если значение коэффициента принято равным 100, это означает, что общее число голосов всех потенциальных участников собрания равно 100. При коэффициенте = 1000 общее число голосов равно 1000. Рекомендуется принимать значение коэффициента пропорциональности исходя числа помещений: чем их больше, тем больше коэффициент, чтобы у собственников было не меньше 1 голоса.
Некоторые обходятся без этого коэффициента: количество голосов жителя берется как размер его помещения с учетом доли и делится на суммарную площадь всех жилых и нежилых помещений. Тогда голоса каждого получаются в виде сотых и тысячных долей, а их сумма дает 1.
Недостатки способа: сложность расчета – житель не может посчитать свои голоса, их приходится определять инициатору собрания. При изменении суммарной площади жилых и нежилых помещений (пристройка, реконструкция, уточнение сведений), меняется число голосов каждого собственника. С учетом того, что их надо указывать в бюллетенях, то пересчитывать потом количество и вносить исправления может быть проблематичным.
Пример из практики. Определение Мосгорсуда от 14 августа 2017 г. по делу №33-31916: «сумма долей всех собственников помещений — это 100% доли и голосов, а доля конкретного собственника — это результат деления общей площади его помещения на сумму общих площадей всех помещений в доме, которые не относятся к общедомовому имуществу».
Подсчет голосов на собрании членов ТСЖ аналогичен, однако за 100% берется лишь суммарная площадь тех помещений, которые находятся в собственности членов ТСЖ, а не всех собственников.
Пример из практики. Определение Свердловского областного суда от 17.04.2021 по делу №33-5527/2021: «правомочность общего собрания членов ТСЖ определяется в два этапа: сначала устанавливается общий размер помещений и количество голосов, принадлежащих собственникам, а после этого устанавливается общее количество членов ТСЖ и размер принадлежащих им помещений, который следует принимать за 100% и от которого следует определять наличие или отсутствие кворума на общем собрании членов ТСЖ».
Про суммарную площадь помещений.
Некоторые суды берут в расчет не суммарную площадь квартир и нежилых помещений, а площадь всего дома. Надо ли объяснять, к каким последствиям приводит такой подход? Радует, что такая практика не распространена и разумность в этом вопросе пока преобладает.
Примеры из практики.
Определение Самарского областного суда от 17.01.2021 №33-605/2021: «разрешая спор, суд исходил из того, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, площадь дома составляет 23 699,20 кв. м и именно данная площадь принята судом при расчете кворума. Однако на собрании количество голосов собственника зависит от размера его помещения. При определении голосов, которым обладает собственник, надо производить подсчет исходя из площади жилых и нежилых помещений, а не из площади здания в целом».
Определение Курганского областного суда от 16 мая 2021 г. по делу №33-1342/2021: «При подсчете кворума судом учитывалась общая площадь дома, установленная по сведениям ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости». Судебная коллегия полагает данный расчет ошибочным. Исчисление кворума исходя из общей площади дома нарушает принцип пропорции, поскольку общее количество голосов всех собственников, исчисляемое без определения их доли в общем имуществе, заведомо будет меньше 100%. Протоколом определено, что 1 голос соответствует 1 м его помещения (без учета его доли в праве общей собственности на общедомовое имущество). При этом общее количество будет равняться количеству метров занимаемых ими помещений».
Определение Курганского областного суда от 26.03.2021 по делу №33-814/2021: «Подсчет на общем собрании осуществлялся исходя из размера принадлежащих собственникам помещений, без учета приходящейся на их долю площади помещений общего пользования, в связи с чем для расчета правомерно была взята общая площадь жилых помещений дома».
Определение Мосгорсуда от 22.03.2021 по делу №33-12522/2021: при подсчете кворума суд также использовал размер помещений, находящихся в собственности граждан, при этом не учитывая балконы и лоджии. Такой же подход использован в определении этого же суда от 2 октября 2021 г. по делу №33-37649.
Определение Мосгорсуда от 16.05.2021 №33-9168/2021: это решение интересно тем, что за 100% бралась суммарная площадь помещений, право собственности на которые зарегистрировано. «Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Таким образом, суд согласился с доводами стороны ответчика, что спорные помещения в период собрания не являлись индивидуализированной собственностью и не могли учитываться при определении долей в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество. Таким образом, лица, осуществляющие подсчет, правомерно исходили из размера помещений, принадлежащих жителям, и совокупной площади всех жилых и нежилых помещений дома, зарегистрированных на праве собственности, с учетом данных реестра собственников на период проведения собрания».
Некоторые суды отдают приоритет сведениям из технического паспорта, а не Росреестра, что нужно учитывать, если есть перспектива оспаривания решения.
Примеры из практики подсчета голосов общего собрания.
Определение Омского областного суда от 22.08.2021 по делу №33-5107/2021: «Судебная коллегия отмечает, что при сопоставлении данных ЕГРН о площадях жилых помещений с данными технического паспорта дома, данными правоустанавливающих документов, очевидно, что сведения ЕГРН некорректно отражают данные о площади помещений. В указанной связи при расчете кворума коллегия сочла возможным руководствоваться сведениями технической документации».
Определение Свердловского областного суда от 6 марта 2021 г. по делу №33-3393/2021: ответчики считали, что количество голосов должно быть рассчитано, исходя из суммарной площади помещений, определенных по ЕГРН, а не по техническому паспорту, однако суды использовали для подсчета общую полезную площадь жилых и нежилых помещений, указанную именно в технической документации. Она оказалась больше, чем площадь в ЕГРН, что привело к выводу об отсутствии кворума.
Если вы проводите собрание, то старайтесь (хотя бы мысленно) ориентироваться на самую большую площадь из возможных, в различных источниках она, скорее всего, будет разная – ГИС ЖКХ, РеформаЖКХ, ЕГРН и техпаспорт.
Проведение собрания и опросов в режиме онлайн
Возможность проводить встречу жильцов МКД в онлайн должно быть решено большей частью владельцев. С точки зрения законности, ч. 47/1 ЖК России, (в последней редакции) четко говорится о возможности проведения голосования без личного присутствия жильцов в определенном месте.
Еще в июле 2014 г. в ЖК России были внесены изменения, в частности, в статью № 44, вторая часть, абзацы с 3.2 по 3.4, которые дают полномочия собственникам помещений принимать решения о способе референдума по любым темам, касаемо МКД.
В электронной системе (например, «Домсканер») ведется учет документации по собраниям жильцов. В ней же размещаются анонсы будущих мероприятий, содержится архив ранее принятых решений.
В специально отведенном месте в системе проводится онлайн-голосование, его результаты всегда в общем доступе для совладельцев. Есть возможность дополнительно переносить всю информацию на бумажный носитель.
Выбрав такую форму ведения собраний, требуется назначить администратора общей системы. Выбор производится путем голосования. В роли такого представителя МКД может выступать, как физическое, так и юридическое лицо.
Контактные данные о человеке или фирме, ответственного за онлайн-голосование, должны находится в общем доступе.
Кроме того, следует указать:
Ф.И.О. или юридическое имя;
если администратор юр. лицо, то прописывается организационно-правовая форма компании;
адрес регистрации фирмы или человека;
реальное место нахождения гражданина или офиса предприятия;
контактные телефоны;
URL сайта, где размещена общая система МКД;
наименование используемого провайдера, с которым заключен договор (только для юридических лиц).
Кроме этого, в протоколе проведенного онлайн-голосования, указывается начальная и конечная дата референдума.
Администратор системы, назначенный ранее, до определенного календарного числа, фигурирующего в протоколе, собирает все результаты согласно заполненным бюллетеням. Голосование в заочном формате выполняется в период не больше 5 суток с момента проведения сбора жильцов МКД.
Понятие «отсутствие кворума» при онлайн-голосовании такое же, как и при личном участии владельцев недвижимости.
Что делать, если кворум не состоялся
Правильное оформление требуется даже в случае неявки всех потенциальных заседателей и несостоявшегося из-за этого собрания. В регистрационном листе либо журнале для участников напротив фамилий неявившихся в графе «подпись» нужно ставить прочерки. Документ должен быть подписан организатором собрания (обычно это гендиректор), после этого ставится печать. Лист непременно должен быть приложен к протоколу собрания.
Факт! Если же люди пришли, но в числе, малом для кворума, мероприятие все же открывают, участников регистрируют. Это объясняется тем, что для различных вопросов «лимит» голосующих различается. И возможно пришедших хватит для кворума, чтобы решить хоть одну из проблем.
Если этого не происходит, заседание приобретает статус заочного. При этом организаторам необходимо оформить акт об отсутствии кворума на очном мероприятии с подтверждением в виде регистрационных листов. Далее принимается решение о проведении процедуры без личного присутствия участников. Если мероприятие очно-заочного типа, но людей пришло мало, его все равно проводят. Присутствующим раздают бюллетени, которые анализируют после окончания голосования. Затем считают голоса «заочников». Кворум определяется по итогам обеих частей мероприятия, результаты протоколируются.
Последствия решений при нехватке голосов для кворума
Если нужное число людей не было собрано, все, что принято на заседании, может оказаться по ГК РФ, оспоримым либо ничтожным. Чаще всего постановления о недействительности выносят суды из-за того, что был нарушен порядок созыва либо не набрался кворум. Причем не только из-за того, что потенциальные заседатели не явились: не захотели или не были извещены, но и по причине невыполнения установленных законодательством требований. К примеру, принятия решения без нужного числа голосующих по определенным вопросам при достаточном кворуме присутствия.
Факт! Даже если истец пропустил срок исковой давности, это не является препятствием, чтобы решение признали недействительным, если первоначальное было ничтожном.
Однако если оспариваемое решение со временем одобрили, соблюдя все законодательные требования, суд откажет в иске. При подобных обстоятельствах первый вариант ничтожным не считается согласно положения п. 2 ст. 181.4 ГК РФ. Также если установлен факт, что неявка на мероприятие преследовала цель саботировать принятие решения, суд его ничтожным не признает. Откажут в иске и тому, в чье отсутствие прошло заседание, если одобренные вопросы не принесли ему неприятных последствий.