Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени в 2024 году

Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Обязанности заказчика по 44-ФЗ: разбираемся в нормах законодательства

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.

Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства.

Кто является заказчиком по 44-ФЗ

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.

Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:

  • госорган (в том числе орган государственной власти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.

Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ

Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:

  • приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
  • проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
  • свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
  • делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
  • участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов.

К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:

  • назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
  • составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
  • публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
  • разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
  • анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
  • разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
  • выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
  • приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
  • оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
  • оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
  • направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.

Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:

Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15 % от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.

Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.

Раньше, до 12 мая 2019 г., заказчик обязан был отчитываться по результатам исполнения контракта. Но после упразднения ч. 9–12 ст. 94 44-ФЗ делать этого не требуется. Отчет по закупкам у единственного поставщика с аргументацией такой необходимости потерял актуальность с 31 июля 2019 года.

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам. Отдельное наказание предусмотрено для заказчика, как юрлица, и для его должностных лиц.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  2. Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.
Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  1. По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  2. В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  3. При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  4. Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  5. Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  6. Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  7. Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  8. Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  9. За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  10. Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  1. Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  2. Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  3. В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  4. За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  5. При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  6. В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  7. При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.
Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Материальная ответственность

Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности в отношении как заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44-ФЗ. Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта представляют собой зафиксированную в договоре сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по госконтракту. Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:

  • пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст. 34 44-ФЗ и постановлении правительства №1042 от 30.08.2017 установлены штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями. Собрали их в таблицу.

Поставщик
Пени

С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства.

С 01.04.2020 федеральным законом №98-ФЗ от 01.04.2020 изменили ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Теперь если в контракте предусмотрены этапы его исполнения и поставщик нарушил сроки исполнения обязательств по контракту, пени рассчитываются исходя из цены этапа, уменьшенной на сумму, пропорциональную исполненным по этому этапу обязательствам.

Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту».

Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором.

Штрафы Назначают только за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства по госконтракту (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (кроме случаев, предусмотренных пунктами 4 – 8 ПП №1042):

  • 10% цены госконтракта или этапа, если его цена менее 3 млн рублей;
  • 5%, если цена от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если цена от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 0,5%, если цена от 100 млн до 500 млн рублей (включительно);
  • 0,4%, если цена от 500 млн до 1 млрд рублей (включительно);
  • 0,3%, если цена от 1 млрд до 2 млрд рублей (включительно);
  • 0,25%, если цена от 2 млрд до 5 млрд рублей (включительно);
  • 0,2%, если цена от 5 млрд до 10 млрд рублей (включительно);
  • 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд рублей.
Постановление №1011 от 02.08.2019 изменило штрафы по 44-ФЗ для исполнителя по госконтракту, который заключен в результате закупок с ограничениями для малого бизнеса по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. Это постановление установило размер штрафа 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5000 и не меньше 1000 рублей.
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
  • 10% от НМЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если НМЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если НМЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:

  • 10% от ЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если ЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если ЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).
За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ.
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
  • 1000 рублей, если цена контракта менее 3 млн рублей;
  • 5000 рублей, если она от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей, если она от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей, если она превышает 100 млн рублей.
Если не выполнено предусмотренное в госконтракте условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении соисполнителей из числа СМП или СОНКО (по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно. Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.
На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность

Помимо штрафов, установленных договором при осуществлении закупочных процедур по 44-ФЗ и на этапе исполнения, существует административная ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе как для заказчика, так и для поставщика. Она предусмотрена положениями КоАП РФ. Основной вид наказания при нарушении норм закона о контрактной системе — штраф.

Некоторые правонарушения приведут к дисквалификации участника. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Стоит отметить, что такого рода санкции накладывают специализированные органы в сфере контроля закупок — ФАС России и ее территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Таблица большая. Чтобы быстро найти в ней нужную информацию, помните, что штрафы 44-ФЗ рассортированы по статьям КоАП. Итак, при каких правонарушениях наступает административная ответственность в виде штрафа и какую сумму придется заплатить.

№ п/п Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика
1 Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований ФЗ 44. Часть 1
статьи 7.29
30 000
2 Выбор иного способа определения поставщика, если оно должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Часть 2
статьи 7.29
50 000
3

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком.

Часть 2.1
статьи 7.29
50 000
4 Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа. Часть 3
статьи 7.29
Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000
5 Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика. Статья 7.29.1
6 Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. Часть 1
статьи 7.29.3
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок
7 Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). Часть 2 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — 10 000
8 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. Часть 3 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — 30 000
9 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС. Часть 4 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — от 5000 до 30 000
10 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня. Часть 1
статьи 7.30

Для должностных лиц — 5000

Для юридических — 15 000

11 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня. Часть 1.1 статьи 7.30

Для должностных лиц — 30 000

Для юридических — 100 000

12 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день. Часть 1.2 статьи 7.30

Для должностных лиц — 3000

Для юридических — 10 000

13 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день. Часть 1.3 статьи 7.30

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 50 000

14 Размещение информации с нарушением требований 44-ФЗ. Нарушение порядка:

  • предоставления конкурсной документации или документации об аукционе;
  • разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе;
  • приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений.
Часть 1.4 статьи 7.30

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 50 000

15 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. Часть 1.5 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
16 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. Часть 1.6 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
17 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. Часть 1.7 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
18 По основаниям, не предусмотренным ФЗ 44:

  • отклонение заявки на участие в конкурсе;
  • отказ в допуске к участию в аукционе;
  • признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе;
  • отстранение участника от участия в конкурсе, аукционе.

Если участнику, подавшему такую заявку, отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ 44:

  • признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;
  • признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Нарушение порядка:

  • вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • рассмотрение и оценка заявок, окончательных предложений участников, установленных конкурсной документацией.
Часть 2
статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
19 Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика. Часть 2.1 статьи 7.30 Для должностных лиц — 10 000
20 Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ 44. Часть 3 статьи 7.30

Для должностных лиц — 50 000

Для юридических — 500 000

21 Установление не предусмотренных ФЗ 44:

  • порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений участников;
  • требований к участникам;
  • требований к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требований к размеру и способам обеспечения исполнения госконтракта;
  • требования о предоставлении участниками в составе заявки на участие в определении поставщика не предусмотренных ФЗ 44 информации и документов.
Часть 4
статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
22

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 44.

Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Часть 4.1 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000
23 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством. Часть 4.2 статьи 7.30 Для должностных лиц — 3000
24

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства.

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

Часть 6
статьи 7.30
5% от НМЦК, но не более 30 000
25 Признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства. Часть 7
статьи 7.30
Для должностных лиц — 50 000
26

Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.

Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика.

Часть 8
статьи 7.30
Для должностных лиц — 30 000
27

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее того, что предусмотрено ФЗ 44.

Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года.

Часть 11
статьи 7.30
Для должностных лиц — 50 000
28 Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений не более чем на два рабочих дня. Часть 13
статьи 7.30
Для должностных лиц — 3000
29 Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений более чем на два рабочих дня. Часть 14
статьи 7.30
Для должностных лиц — 30 000
30 Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных законодательством РФ о гособоронзаказе. Часть 15
статьи 7.30
От 30 000 до 50 000
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (штрафы для должностных лиц)
31 Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков. Часть 1
статьи 7.31
50 000
32

Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Непредоставление, несвоевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации или документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются обязательными в соответствии с ФЗ 44.

Часть 2
статьи 7.31
20 000
Штрафы за нарушение сроков возврата обеспечения заявок
33 Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, не более чем на три рабочих дня. Часть 1
статьи 7.31.1

Для должностных лиц — 5000

Для юридических — 30 000

34 Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, более чем на три рабочих дня. Часть 2
статьи 7.31.1

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 90 000

Штрафы за нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов
35 Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт. Часть 1
статьи 7.32

Для должностных лиц — 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000

Для юридических — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000

36 Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Часть 2
статьи 7.32
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
37 Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения. Часть 3
статьи 7.32
Для должностных лиц — 50 000
38 Изменение условий госконтракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44. Часть 4
статьи 7.32

Для должностных лиц — 20 000

Для юридических — 200 000

39 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Часть 5
статьи 7.32
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
40 Нарушение порядка расторжения госконтракта в случае одностороннего отказа от исполнения. Часть 6
статьи 7.32
Для должностных лиц — 50 000
Для юрлиц — 200 000
41 Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. Часть 7
статьи 7.32
Влекут наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и ИП в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных госконтрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до двух лет;
  • на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных госконтрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 000.
42 Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Часть 8
статьи 7.32
Для должностных лиц — 20 000
43 Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. Часть 9
статьи 7.32
Для должностных лиц — 20 000
44 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения госконтракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Часть 10
статьи 7.32
Для должностных лиц — от 20 000 до 50 000
45 Нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. Часть 1 статьи 7.32.5 Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000
46 Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. Часть 2 статьи 7.32.5 Для должностных лиц — дисквалификация от 1 года до 2 лет
Штрафы за нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
47 Осуществление закупок товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. Часть 11 статьи 9.16

Для должностных лиц — 30 000

Для юридических — 100 000

Штрафы за невыполнение в срок законного предписания
48 Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. Часть 7
статьи 19.5

Для должностного лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, члена комиссии — 50 000

Для юрлиц — 500 000

Штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок
49 Непредоставление или несвоевременное предоставление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов, если предоставление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ 44, либо предоставление заведомо недостоверной информации и документов. Статья 19.7.2

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 100 000

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Если речь идет о невозврате средств, внесенных в качестве заявки, на срок не более трех дней, то на виновное должностное лицо налагается наказание в виде штрафа, размер которого равен пяти тысячам рублей, а на юридическое лицо, допустившее такую просрочку – в размере тридцати тысяч рублей. Если срок просрочки превышает три дня, то размер штрафа увеличивается на физическое лицо до пятнадцати тысяч рублей, а на должностное – до девяноста тысяч.

Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2021 году

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции.

Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ.

 

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% — 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% — если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% — если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% — при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% — при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% — при цене контракта более 50 миллионов рублей.
Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно , нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств.
Источники
  • https://zakonoved.su/shtrafy-po-44-fz.html
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/obyazannosti-zakazchika-po-44-fz/
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/otvetstvennost-storon-po-44-fz-shtrafy-i-peni.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/zakazchik.html
  • https://goskontract.ru/tender/shtrafy-dlya-organizatorov-goszakupok-v-2017-godu
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/pravonarushenia.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах