Полномочия, права и обязанности полиции согласно ФЗ “О полиции”

Содержание
  1. Система полиции и ее задачи
  2. Федеральный Закон «О Полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011
  3. Статья 8. Закона о Полиции РФ. Открытость и публичность
  4. Комментарий к ст. 8 Закона о Полиции
  5. Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
  6. Комментарий к Ст. 9 федерального закона «О полиции» в РФ
  7. История полиции России
  8. XVI век
  9. XVII век
  10. Основные задачи и деятельность министерства внутренних дел РФ
  11. Полномочия и обязанности сотрудников
  12. Условия службы
  13. Функции
  14. Оцепление жилых домов и применение оружия
  15. Проникновение в жилье
  16. О внештатных сотрудниках
  17. Какие есть подразделения?
  18. О налоговой полиции
  19. О военной полиции
  20. Военная полиция
  21. Как можно поступить на службу?
  22. Экипировка
  23. 7 указаний полицейских, которым можно не подчиняться
  24. Далеко не все требования полиции являются законными. Обязательными к исполнению
  25. Вот самые частые просьбы полицейских, которые вы можете игнорировать

Система полиции и ее задачи

Полиция, как основной элемент структуры ОВД, защищает жизнь, здоровье, права и свободы жителей страны, иностранных гостей, субъектов без гражданства, препятствует преступности, охраняет порядок, собственность и безопасность в обществе. Любые нарушения, незаконные действия против человека могут быть предотвращены с помощью полиции.

Система полиции включает в себя целый комплекс отделов, соединенных в общую структуру, и выполняет важную роль в соответствии с Указами Президента РФ.

Статья 2 Закона О полиции описывает ключевые задачи, права и обязательства полиции. Они заключаются в следующем:

  • охрана от любой попытки нарушить права граждан, общества и страны;
  • борьба с преступностью и административными нарушениями закона;
  • обнаружение и раскрывание преступных деяний, организация расследования уголовных дел;
  • поиск людей;
  • организация работы по административным нарушениям, выполнение санкций;
  • гарантия порядка в зонах скопления людей;
  • гарантия безопасности движения на дорогах;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в оружейной сфере;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в работе детективов и охранников;
  • обеспечение сохранности недвижимости по договорам;
  • охрана пострадавших, очевидцев и других причастных лиц к совершенным преступлениям, работников судов, прокуратуры, следственных и других органов;
  • выполнение работы по экспертизе криминальных деяний.

Указ Президента гласит, что полицейские имеют право принимать участие в организации работы по сохранению, а также воссозданию мира и международной безопасности.

В сфере защиты от преступлений и административных нарушений закона полиция должна:

  • организовать работу по приему и ведению учета (в том числе в электронной форме) обращений и сообщений о правонарушениях и административных нарушениях закона, о происшествиях;
  • осуществлять действия, которые указаны в законе;
  • появляться в срочном порядке на место происшествия, административного нарушения закона;
  • останавливать противоправные деяния;
  • обеспечивать безопасное нахождение граждан в обществе
  • организовывать поиск лиц, виновных в совершении преступления;
  • устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Одной из основных обязанностей полиции является содействие в выполнении работы иным органам власти. В эти обязанности входит: помощь в административном задержании по решению суда; защита и сопровождение подозреваемых и виновных; принятие участия в осуществлении особого режима в местах осуществления специальных операций; охрана сотрудников судов, органов, осуществляющих контроль, пострадавших, очевидцев и других лиц, причастных к уголовному делу; осуществление безопасности в области гражданской авиации и другие.

Федеральный Закон «О Полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011

Федеральный Закон «О Полиции» № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 определяет направления деятельности данной структуры, функции, полномочия, а также порядок действий полицейских в различных ситуациях.

В документе сказано, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Статья 8. Закона о Полиции РФ. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Комментарий к ст. 8 Закона о Полиции

1. Деятельность полиции может быть открытой и негласной. Несмотря на это, в комментируемой норме закреплено то обстоятельство, что деятельность полиции строится на принципе открытости в той мере, в какой это не противоречит требованиям УПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону “Об оперативно-розыскной деятельности”, Закона РФ от 21 июля 1993 года “О государственной тайне”, о защите иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Несомненно, в полной мере положения данного принципа могут касаться лишь гласной деятельности полиции.

2. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Указанный в настоящей статье принцип действует на всех этапах осуществляемой полицией деятельности при реализации ею всех предусмотренных законом форм и видов правоприменения.

4. Согласно ст. 2 Закона РФ “О средствах массовой информации” под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации и, соответственно, под массовой информацией – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

5. Под редакцией средства массовой информации понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; а под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

6. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 9 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Впервые в практике издания в России статусных законов в числе принципов деятельности органов государственной власти, в данном случае полиции, закреплен принцип общественного доверия и поддержки граждан. Строго говоря, именно кризис общественного доверия к работе милиции во многом инициировал появление Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 “О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации” <1>, положившего начало реформированию системы МВД России.

В последние годы уровень доверия населения к органам власти, в том числе к правоохранительным органам, при всем желании нельзя назвать высоким. Это подтверждают и регулярные мониторинги общественного мнения. Так, 29 января – 1 февраля 2010 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Результаты опроса показали, что в России наблюдается устойчивое недоверие населения к правоохранительным органам. Особенно низко респонденты оценивают деятельность милиции. Страх перед произволом милиционеров как представителей власти лишь незначительно уступает страху перед террористами, нападением хулиганов и преступников.

Не случайно поэтому в систему норм о принципах деятельности полиции как нового правоохранительного института законодатель включил предписание о том, что “полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку со стороны граждан” (часть 1 статьи 9), а затем раскрыл основные направления решения этой задачи, которые можно объединить в две группы.

2. Первое направление – это, по существу, нравственные императивы поведения сотрудника полиции, облеченные в форму правовых предписаний. Закон обязывает сотрудника к тому, чтобы его действия были обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9). Специфика полицейской службы, обстоятельства, в которых сотруднику приходится принимать решения, например о задержании гражданина, применении иных предусмотренных законодательством мер государственного принуждения, могут порождать ситуации нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций. В подобных случаях Закон обязывает сотрудника в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав. Впервые в практике правового регулирования комментируемая норма предписывает сотруднику полиции публично принести извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены, по месту нахождения, работы, учебы или по месту жительства в соответствии с его пожеланиями (часть 3 статьи 9).

Впервые также, следуя общеправовому принципу о публичном опровержении недостоверных сведений <1>, установлено, что сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не позднее чем через один месяц со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (часть 4 статьи 9).

3. Второе направление – это комплекс предписаний организационно-правового характера, предусматривающих, в частности, проведение постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (часть 5 статьи 9) и определяющих в качестве одного из основных критериев официальной оценки деятельности полиции общественное мнение (часть 6 статьи 9).

Мониторинг (отслеживание) – это исследовательская, аналитическая работа, связанная с систематическим сбором и обработкой информации, которая может быть использована для улучшения процессов принятия управленческих решений в сфере деятельности органов внутренних дел, информирования общественности о результативности этой деятельности. Из возможных организационно-аналитических функций мониторинга часть 5 комментируемой статьи закрепляет лишь проведение мониторинга общественного мнения о деятельности полиции. Организационной основой проведения такого мониторинга может считаться Приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. N 1246 “О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации”. Утвержденной инструкцией установлено, что изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел осуществляется ежегодно с 1 марта по 20 апреля и с 1 сентября по 20 октября путем опросов населения с использованием анкет и опросных листов. В каждом из субъектов Российской Федерации опросом должно быть охвачено не менее 300 местных жителей и 200 сотрудников внутренних дел.

Часть 6 комментируемой статьи в качестве одного из основных критериев официальной оценки деятельности полиции закрепляет общественное мнение. Здесь законодатель исходит из мировой практики оценки работы полиции и взаимодействия сил правоохраны с институтами гражданского общества, общая конфигурация которого сложилась уже в начале XX в. и остается актуальной в наши дни <1>. Идеи постоянного учета общественного мнения в процессе управления органами внутренних дел неоднократно высказывались и российскими учеными <2>. Сейчас это положение нашло отражение в системе критериев оценки оперативно-служебной деятельности, установленной Инструкцией по оценке деятельности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 26 декабря 2011 г. N 1310.

Необходимо иметь в виду, что общественное мнение – острый инструмент оценки любых явлений и процессов, и пользоваться им следует весьма осторожно. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что, во-первых, мониторинг общественного мнения не может заменить иные способы оценки результативности и качества деятельности полиции; во-вторых, проведение мониторинга и оценка его результатов должны проводиться специалистами, желательно независимыми экспертами из организаций, не подчиненных органам внутренних дел.

4. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Обозначены основные направления их деятельности.

Свою конкретизацию нормы части 7 нашли в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 “Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах” <1> и от 28 июля 2011 г. N 1027 “Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации”.

История полиции России

Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи вновь организована с 1 марта 2011 года в Российской Федерации (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

XVI век

В 1504 году на Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу без освещения. Впоследствии Великий князь Иван Грозный учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. К. А. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

XVII век

По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решёточных «прикащиков» (то есть приказчиков) и «один человек с 10 дворов» с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.

Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки. Земские ярышки (по правилам современной орфографии — ярыжки) в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».

В 1669 году вместо Губных старост и Губных целовальников были повсеместно введены сыщики.

Основные задачи и деятельность министерства внутренних дел РФ

Полиция создавалась для защиты жизни граждан, а также их охраны прав и свобод. Правовую основу составляют Конституция, международные права и договоры, конституционные законы, законы о полиции и иные федеральные законы, указы Президента и Правительства России.

Деятельность полиции осуществляется по направлениям:

  • Защита общества, личности от посягательств;
  • Предупреждение нарушений;
  • Розыск лиц;
  • Производство по делам об административных нарушениях;
  • Обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • Обеспечение безопасности ПДД;
  • Контроль за соблюдение закона;
  • Охрана имущества;
  • Пресечение правонарушений.

При осуществлении деятельности полиция руководствуется следующими принципами:

  • Законности;
  • Беспристрастности;
  • Соблюдения и уважения прав;
  • Открытости;
  • Публичности в деятельности;
  • Общественного доверия;
  • Поддержки граждан;
  • Взаимодействия и сотрудничества;
  • Использования в деятельности достижений техники, науки;
  • Соблюдения свобод человека.

Руководит полицией Президент через МВД. Управлением занимает министр, руководители органов, руководители подразделений.

Полномочия и обязанности сотрудников

Сотрудник полиции должен знать и соблюдать Конституцию РФ, а также законодательные и нормативные правовые акты. Кроме того, необходимо:

  • Знать и исполнять должностной регламент, положения иных документов, определяющих права и служебные обязанности;
  • Обращаться по служебным вопросам к непосредственному руководителю или к начальству;
  • Соблюдать выполнение служебных обязанностей прав и интересов граждан;
  • Поддерживать уровень квалификации для выполнения служебных обязанностей;
  • Обеспечивать организацию собраний и митингов;
  • Соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • Не разглашать сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой законом тайной;
  • Обеспечивать безопасность граждан, а также порядок на улицах.
  • Прибывать на место совершения преступления или административного правонарушения;
  • Беречь имущество государства;
  • Представлять в обязательном порядке сведения о доходах или расходах.

Полицейский должен рассматривать заявления, поступающие к нему от граждан, участвовать в патрулировании. В его обязанности выходит выявлять причины преступлений и административных правонарушений.

Условия службы

Для поступления на службу в органы внутренних дел необходимо соответствовать единым требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-Φ3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Лицо, желающее проходить службу в структуре полиции РФ, должны:

  • являться гражданином Российской Федерации от 18 и до 35 лет;
  • говорить на русском языке;
  • иметь необходимое образование и опыт, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом;
  • быть здоровым, физически развитым.

При исполнении своего служебного долга полицейский должен соблюдать все условия, приведенные в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Φ3 «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если эти ограничения и запреты не останавливают выполнение работы.

Следует иметь в виду, что в связи со сложной работой, Законом предусмотрены не только высокие требования к претендентам, но и ограничения, не позволяющие рассматривать граждан на государственную службу.

В части 3 статьи 35 Закона о полиции приводится перечень таких ограничений. Если гражданин, изъявивший желание поступить на службу имеет какой-либо из признаков, то он не может быть принят на работу:

  • был признан недееспособным/ ограниченно дееспособным по решению суда,
  • имеет судимость;
  • когда-либо попал под следствие, которое было закрыто;
  • не прошел этап оформления допуска к государственной тайне, если исполнение служебных функций должно быть связано с использованием таких сведений;
  • имеет болезни из списка, утвержденные Правительством РФ, которые не позволяют служить в полиции;
  • имеет кого-либо из близких, уже работающих в полиции и являющихся подчиненными претенденту;
  • перестал быть гражданином Российской Федерации;
  • стал гражданином другого государства;
  • предоставил неверные данные и документы при оформлении на службу.

Стоит особо отметить, что по итогам нововведений и преобразований в структуре полиции России, значительно претерпел изменения предоставляемый социальный пакет, подробно описанный в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В частности, в этом документе описаны правила и требования для определения размера выплат при нахождении на службе или увольнения с нее; при покупке или строительстве жилья; лечении или поездке в санаторий; при гибели, пропаже без вести членам семьи сотрудника и прочее.

Президент РФ принимает решения о приеме на службу или увольнение с нее министров, начальников управлений МВД, которые, в свою очередь осуществляют контроль в подразделениях субъектов РФ.

Функции

Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» определены правила образования и ликвидации подразделений полиции, а также составляющие структуры полиции, такие как подразделения, организации и службы.

В их функции входят:

  • прием и учет обращений и сообщений о правонарушениях, об административных нарушениях закона и о происшествиях;
  • обнаружение, предотвращение, прекращение и раскрытие преступлений, поиск виновных;
  • обнаружение поводов для совершения преступлений и административных нарушений, работа по снижению уровня безнадзорности и нарушений лицами, не достигших 18 лет;
  • охрана жителей и порядка, в том числе в местах массового скопления людей, в том числе в условиях сложной обстановки;
  • организация безопасного движения;
  • осуществление дознавательных процедур, а также всех действий, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;
  • реализация всех мероприятий по розыскной и поисковой деятельности;
  • исполнение антикоррупционного законодательства;
  • гарантия безопасности в коллективе;
  • выполнение контроля за работой, требующей наличия лицензии или разрешения;
  • выполнение работы по криминальной экспертизе;
  • защита объектов, принадлежащих государству, обществу и предприятиям;
  • охрана пострадавших, очевидцев, и других участников расследований, работников судов, прокуратуры, следственных подразделений и данных, полученных в результате оперативно-розыскной информации;
  • содержание, защита и сопровождение подозреваемых и виновных;
  • наблюдение за уже освобожденными и осужденными;
  • обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров;

Оцепление жилых домов и применение оружия

Кроме того, законопроектом закрепляется право полиции проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов. Сейчас в законе “О полиции” прописано право сотрудников блокировать только участки местности. В границах оцепления полиция сможет осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, осмотр транспортных средств и перевозимых грузов. Если гражданин отказывается от осмотра, правоохранители вправе не впускать его на оцепленную территорию или не выпустить с нее.

Расширяется перечень обстоятельств, при которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие: в соответствии с действующим законодательством это, в частности, попытка задерживаемого приблизиться, сократив при этом указанное полицейским расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию. Инициативой предлагается установить, что применить оружие позволено также в случае, когда задерживаемое лицо пытается “совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции”.

Проникновение в жилье

Статью 15 закона “О полиции” предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление.

Кроме того, статья 13 закона дополняется нормой, согласно которой сотрудники полиции вправе “осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях”. В кабмине отмечают, что на данный момент закон предоставляет правоохранителям право производить осмотр лишь в некоторых специальных случаях.

Закрепляется право сотрудников органов правопорядка “обозначать доступными средствами, в том числе визуальными”, и временно ограждать места проведения публичных и массовых мероприятий. Прописываются полномочия сотрудника органов правопорядка проводить досмотр граждан, их личных вещей и транспорта не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они “скрывают предметы хищения”.

О внештатных сотрудниках

Внештатные сотрудники полиции также принимают участие в жизни граждан. Рядовые используются в полиции для охраны общественного порядка и в службе по оперативной работе.

В подразделение полиции по охране общественного порядка входят участковые инспектора, сотрудники Госавтоинспекции и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Порядок подбора внештатных сотрудников полиции определяется приказом МВД. Привлекаться могут граждане не моложе 18 лет. При этом рядовые должны положительно характеризоваться на производстве, по месту учебы и месту жительства.

Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по направлениям:

  • Розыск преступников;
  • Защита общества, личности, государств;
  • Предупреждение преступлений;
  • Осуществление безопасности дорожного движения;
  • Обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • Производство криминалистической деятельности.

При рассмотрении привлечения сотрудников в внештатной деятельности учитывают ограничения, связанные со службой МВД.

Какие есть подразделения?

Существуют следующие подразделения полиции:

  • Центр кинологической службы. Подразделения проводят проверку по сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях, ведут расследование уголовных дел средней и небольшой тяжестей.
  • Отдел уголовного розыска. Предупреждает, выявляет, а также пресекает преступления. Проводится борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом психотропных, наркотических средств.
  • Оперативно- розыскная часть. Организуется госзащита сотрудников МВД, отдельных предприятий, подразделений. Также предотвращают проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные деяний.
  • Управление компанией дознания. Подразделения проводят проверку по уголовным делам и правонарушениям. Ведутся расследования, и сотрудники дознания пресекают дела еще на ранней стадии совершения правонарушения.
  • Управление по вопросам миграции. Основная задача – производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов россиянам, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

О налоговой полиции

Налоговая полиция создана на основании закона России «О федеральных органах налоговой полиции».

Согласно статье 5 закона в число налоговой полиции входят:

  • Органы федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Федеральное значение, автономной области в сфере налогового контроля;
  • Органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт- Петербурге.

Органы налоговой полиции выявляют и предупреждают налоговые преступления. Налоговая полиция должна проинформировать правоохранительные органы для предупреждения, выявления и пресечения коррупции в налоговых органах.

Налоговая полиция подразумевает два состава преступлений:

  • Ответственность за уклонение о подачи отчетности;
  • Сокрытие прибыли, иных объектов налогообложения.

О военной полиции

Военная полиция – служба в ВС для поддержания порядка и законности. Несколько лет планировалось ввести институт военной полиции. Данное подразделение должно было находиться в ведении Минобороны РФ еще в 2006 году. Однако создание военной полиции в 2010 году было приостановлено. По прошествии года данный орган управления был создан. Сейчас военная полиция, по сути, видоизмененная военная комендатура. Военную полицию создали для защиты и охраны военных, гражданских лиц, которые находятся на сборах.

Основные задачи:

  • Обеспечение безопасности дорожного движения в ВС;
  • Обеспечение охраны важных объектов Минобороны;
  • Разработка проектов законодательных и иных НПА РФ;
  • Разработка и реализация планов строительства;
  • Первая помощь, поддержка в особых случаях;
  • Координация действий полиции при чрезвычайном положении и военном режиме.

Военные носят форму образца ВС РФ. Знаки особого различия военной полиции – берет красного цвета и нарукавный знак «военная полиция».

Военная полиция

Военная полиция – служба в ВС для поддержания порядка и законности. Несколько лет планировалось ввести институт военной полиции. Данное подразделение должно было находиться в ведении Минобороны РФ еще в 2006 году. Однако создание военной полиции в 2010 году было приостановлено. По прошествии года данный орган управления был создан. Сейчас военная полиция, по сути, видоизмененная военная комендатура. Военную полицию создали для защиты и охраны военных, гражданских лиц, которые находятся на сборах.

Основные задачи:

  • Обеспечение безопасности дорожного движения в ВС;
  • Обеспечение охраны важных объектов Минобороны;
  • Разработка проектов законодательных и иных НПА РФ;
  • Разработка и реализация планов строительства;
  • Первая помощь, поддержка в особых случаях;
  • Координация действий полиции при чрезвычайном положении и военном режиме.

Военные носят форму образца ВС РФ. Знаки особого различия военной полиции – берет красного цвета и нарукавный знак «военная полиция».

Как можно поступить на службу?

Для того чтобы стать полицейским нужно иметь высшее профессиональное образование по специальности. Для ведения деятельности достаточно диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного в колледже или техникуме.

Рядовые полицейские могут занять положение после службы в Вооруженных силах. Для этого нужно узнать в ОВД есть ли вакансии. Однако необходимо понимать, что вакантное место не достанется человеку без специальных знаний. Получить образование можно в заведениях системы внутренних дел:

  • Академия управления МВД;
  • Краснодарский институт МВД;
  • Московский институт МВД;
  • Санкт- Петербургский университет МВД;
  • Академия в Волгограде.

Для поступления и обучения необходимы результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознания, истории. Так же нужно сдать нормативы по физической подготовке.

Экипировка

Сотрудники МВД имеют право применять специальные средства если:

  • Производится нападение на гражданина или сотрудника полиции;
  • Пресекать преступления или административного правонарушения;
  • Освобождать насильственно удерживаемых лиц захваченных в зданиях;
  • Пресекать сопротивления;
  • Задерживать лиц, застигнутых при совершении преступлений или в попытках скрыться.

7 указаний полицейских, которым можно не подчиняться

Статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях обязывает нас подчиняться сотрудникам полиции

Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток

Далеко не все требования полиции являются законными. Обязательными к исполнению

  • 60% требований нарушают уголовно-правовые нормы и Конституцию.
  • Полицейские пользуются тем, что люди не знают законов.
  • Половина доверяет полиции. Вторая часть – боится не подчиниться, потому что не знает, чем это закончится для них.

Вот самые частые просьбы полицейских, которые вы можете игнорировать

1. Давать показания или объяснения. На беседе, в ходе опроса либо на допросе.

Статья 51 Конституции гарантирует право молчать в любой ситуации. Это относится не только к показаниям, а даже к устным пояснениям. Не важно, обвиняемый, подозреваемый, или свидетель.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. В отделе полиции предлагают снять отпечатки пальцев, дать образцы голоса, почерка и т.д.

Вы вправе решать, соглашаться или нет.

УПК не предусматривает принудительного механизма для изъятия образцов для сравнительного исследования. Никто не может заставить это сделать.

3. Полицейский не может отговорить от подачи заявления.

Совершена кража. Потерпевший в полиции подает в заявление. Дежурный отговаривает его, так как очевидцев нет и дело бесперспективно.

Полицейский превышает должностные полномочия. В его действиях – состав преступления, предусмотренный ст.286 УК РФ.

4 Сообщать пароли доступа к ноутбуку, телефону и т.д.

Технического работника предприятия вызывают в отдел по экономическим преступлениям. Просят выдать пароли доступа к файлам, которые известны ему.

Данная информация может навредить свидетелю. Из свидетеля он может стать обвиняемым.

На основании ст.51 Конституции можно хранить молчание. Ничего не сообщать.

5. Сотрудники ГИБДД или полиции просят быть понятым.

Это дело добровольное. В КоАП РФ или в УК РФ нет ответственности за отказ засвидетельствовать какое-либо событие. Помогать сотрудникам полиции.

6. Сотрудники полиции просят пройти к вам в квартиру и осмотреть.

Просят, значит у них нет судебного решения. Либо безотлагательного случая, когда это возможно. В соответствии со ст.177 УПК РФ, осмотр жилища возможен лишь с согласия проживающего в нем лица. Отказывайте. Они уйдут. Можно даже не открывать.

7. Прекратить видеосъемку или аудиозапись.

Статья 8 “Закона о полиции» говорит об открытости и гласности. Люди имеют право знать, чем занимается полиция. Как охраняет закон. И нас с вами. Сотрудников ГИБДД можно снимать при проверке документов на дороге. Полицейских – за работой на улице или в отделении.

Источники
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/struktura-polnomochija-politsii/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://consultant-mos.ru/zakony/zop/statya-8-zop-rf.html
  • https://RuLaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-07.02.2011-N-3-FZ/Statya-9/
  • http://ZakonOPolitsii.ru/glava-2/statya-9
  • https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/policiia-rossii-5d276a70a2d6ed00ad7abcae
  • https://tass.ru/politika/10202793
  • https://zen.yandex.ru/media/advokat_anton_samoha/7-ukazanii-policeiskih-kotorym-mojno-ne-podchiniatsia-5d4f2a6f44742600ad04d7d1

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector