- Суть нормирования в сфере закупок
- На чем основана система закупочных норм
- Как формируются правила нормирования
- 1. Требования нормирования в сфере закупок
- 2. Изменения в нормировании закупок
- Кто и что должен нормировать
- Как формируются правила нормирования
- Правила нормирования закупок для муниципальных нужд
- Кто формирует
- Закупки по правилам нормирования
- Как контролируется
Суть нормирования в сфере закупок
Статья 19 закона 44-ФЗ устанавливает обязательства заказчика утвердить правила нормирования закупочной деятельности и разместить их в ЕИС. Под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам, установление их предельных цен и нормативных затрат.
Условно в нормировании можно выделить два направления:
- установление требований к характеристикам объекта — количеству, качеству, потребительским свойствам, предельной стоимости.
- установление норм на затраты.
Первое направление нормирования отвечают на вопрос: «Какие товары, работы или услуги можно приобретать заказчикам, а какие — запрещено?». Второе направление призвано определить, сколько денег позволено тратить на ту или иную закупку.
Таким образом, нормирование преследует своей целью не допустить закупку предметов роскоши, то есть слишком дорогостоящих и имеющих излишние потребительские свойства товаров, работ или услуг.
Общие правила нормирования устанавливаются Правительством. В соответствии с ними само же Правительство, а также высшие органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований, устанавливают правила нормирования для подведомственных им заказчиков.
На чем основана система закупочных норм
Нормирование в сфере закупок по 44–ФЗ (19 статья) делится на несколько уровней:
- общие правила по закупкам;
- обязательные правила;
- ведомственные требования при заказе отдельных видов необходимых товаров, работ и услуг (ТРУ).
Помимо этого, правила формируются с учетом следующих постановлений Правительства: №926, 476, 1047, 479, 927. А на местном уровне закупочную деятельность регулируют региональные правовые акты и правила, установленные муниципалитетами.
По 44-ФЗ, нормирование в сфере закупок предполагает установление требований к товарам, работам, услугам и к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). К таким требованиям относятся качественные, количественные, потребительские свойства продукции (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ).
Кроме условий к свойствам и качествам изделий, устанавливаются и нормативные затраты по 44-ФЗ — предельные цены и расходы на приобретаемые товары, работы или услуги. Главный критерий, который соблюдается при разработке таких правил, — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ч. 2 ст. 19 указано, с какой целью предусмотрено нормирование закупок 44-ФЗ, — для предотвращения заказов продукции с избыточными потребительскими свойствами. Внедрение нормативов способствует:
- целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования заказов и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
- ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего заказчики не вправе приобретать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.
В 44-ФЗ указано, кто устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — российское правительство. Размещают нормативные правила такие структуры:
- государственные;
- муниципальные;
- территориальные подразделения;
- органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
- бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.
В 2021 году нормативы регламентируют:
- Постановление правительства от 24.11.2020 № 1913.
- Постановление правительства от 09.12.2020 № 2062.
- Постановление правительства от 18.05.2015 № 476.
- Постановление правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
- Постановления правительства РФ от 02.09.2015 № 926, № 927.
Как формируются правила нормирования
Нормируются все расходы в соответствии постановлением Правительства №1047. При расчетах переходят от общих (обязательных) к конкретным (ведомственным) требованиям.
Например, рассмотрим нормирование закупок мебели по 44-ФЗ. Так Департамент образования устанавливает нормы закупок столов (парт) для классов в общеобразовательных школах. Согласно им, закупаемая мебель должна иметь прямую деревянную столешницу, регулировку по высоте и прочное металлическое основание. При этом, цена одного изделия не должна быть выше 3000 рублей, а гарантируемый срок службы — 5 лет.
Перед утверждением эти правила проверяются на соответствие требованиям от высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. Этот распорядительный орган установил предельную цену для парт в 4000 рублей при гарантийном сроке службы – 5 лет. Получается, закупочные нормы соблюдены.
1. Требования нормирования в сфере закупок
- вся продукция, которая закупается должна носить соответствие целевому назначению, она должна удовлетворять нужды по удовлетворению гос и муниципальных нужд;
- данные закупки предполагают по собой расчет нормативных затрат для будущего проведения закупок и подтверждения в документальной форме объемов бюджетных обязательств, которые запрашиваются для целей нормирования закупок;
- если происходит ограничение критериев цены, поэтому госзакупщики не могут произвести заказ товаров роскоши и товаров, которые обладают дополнительными свойствами.
2. Изменения в нормировании закупок
На окончательном этапе завершения утверждения предъявляются особые правила к отдельным видам ТРУ и происходит утверждение затрат (ч 5 ст 19 44 ФЗ.)
На следующем этапе в работу вступают высшие исполнительные органы гос власти субъектов России и местные администрации. На завершающем этапе происходит утверждение требований и нормативных затрат гос и муниципальными органами, а также органами управления гос внебюджетными фондами.
К изменениям будут относиться правила по которым, гос и муниципальные органы не должны при формировании условий к закупкам особых видов ТРУ проводить предварительные обсуждения проектов нормативных актов и созывать общественные советы. Теперь данные органы могут проводить формирование правил самостоятельно.
Кто и что должен нормировать
Упомянутая норма закона устанавливает обязанность применять положение о нормировании государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов и муниципальными органами, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.
Каждый из указанных выше типов заказчиков применяет нормирование в своем объеме. Нормативные затраты обязательны для государственных и муниципальных органов (распределителей и получателей бюджетных средств) и казенных учреждений. Что касается требований к объекту закупки, то перечень заказчиков, которые должны их устанавливать, несколько шире. Помимо государственных, муниципальных органов и казенных учреждений, это обязательно:
- для бюджетных учреждений, когда они осуществляют закупки по закону 44-ФЗ;
- для автономных учреждений, когда они расходуют бюджетные средства, выделенные на капитальные вложения по объектам государственной и муниципальной собственности (часть 4 статьи 15 закона 44-ФЗ);
- для унитарных предприятий для закупок с 1 января 2017 года.
Как формируются правила нормирования
Федеральная контрактная система устанавливает основные цели нормирования в сфере закупок — контроль над нецелевыми и избыточными заказами. Для реализации этих целей утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). После этого определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).
Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.
Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему, исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.
Правила нормирования закупок для муниципальных нужд
При выявлении каких-либо нарушений при осуществлении финансового контроля, ответственность будет налагаться на должностных лиц. Ответственность предусматривается в соответствии с положениями Постановления от 5 июня 2015 года под номером 555. В каждом из приложений должны быть отмечены цели осуществления закупки и реквизиты акта о нормировании.
Кто формирует
На первом этапе общие правила нормирования в сфере закупок устанавливает правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Нормативно-правовая база устанавливает как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие условия к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.
На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации. На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Чтобы собрать документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь к ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в ЕИС. Найдите в меню «Правила нормирования в сфере закупок» раздела «Планирование». Там найдете утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.
Закупки по правилам нормирования
Согласно 44–ФЗ, общая схема закупочного плана включает следующие этапы:
- нормирование затрат;
- экономическое обоснование;
- подготовка и утверждение закупочного плана;
- публикация установленного графика.
- Бюджетные организации и казенные учреждения не могут заниматься нормированием затрат, а только придерживаются уже установленной системы норм. Но они утверждают свои запросы к ТРУ и предельной стоимости.
Только после того, как соблюдены все правила, заказчик организует тендер и находит исполнителя. На основе требований к ТРУ рассчитывается начальная максимальная цена делового контракта.
Как контролируется
Проверка соблюдения нормативных правил в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений и операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ). Контроль на государственном и муниципальном уровнях осуществляют органы внутреннего финансового контроля.
Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.
Ответственность за нарушение несут должностные лица. Планы-графики заказчиков должны содержать приложения с включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.
- https://zakupki-kontur.ru/news/o-normirovanii-v-sfere-zakupok/
- https://uc-itcom.ru/article/normirovanie-zakupok-po-44-fz-19-statya
- https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/pravila-normirovaniya-v-sfere-zakupok-po-44-fz/
- https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/razbiraemsya-s-normirovaniem-v-sfere-goszakupok