Принятие решения о ликвидации юридического лица

Содержание
  1. Понятие ликвидации юридического лица
  2. Правовое регулирование
  3. Статья № 61 Гражданского кодекса Российской Федерации
  4. Причины и основания для ликвидации
  5. Виды ликвидации юридических лиц
  6. Основания для принудительной ликвидации коммерческой организации
  7. Смена вида деятельности юридического лица
  8. Прекращение функционирования
  9. Закрытие юридического лица по решению собственника
  10. Реструктуризация юридического лица
  11. На основании отсутствия деятельности
  12. При обнаружении некорректных сведений в реестре
  13. Порядок ликвидации юридического лица
  14. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии
  15. Создание и работа ликвидационной комиссии
  16. Представление отчетности во время процедуры ликвидации
  17. Публикация о ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации»
  18. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении
  19. Отчетность за сотрудников
  20. Уведомление каждого кредитора о ликвидации общества
  21. Особенности ликвидации в рамках банкротства
  22. Составление итогового ликвидационного баланса
  23. Передача заключительного пакета документов налоговой службе и получение свидетельства о ликвидации
  24. Послеликвидационные мероприятия
  25. Закрытие расчетного счета
  26. Передача документов в архив
  27. Уничтожение печатей и штампов
  28. Госпошлина при подаче уведомления о ликвидации юридического лица
  29. Когда юридическое лицо может быть ликвидировано по ст. 61 ГК РФ?
  30. Когда юридическое лицо не может быть ликвидировано по ст. 61 ГК РФ?
  31. Принятие решения о ликвидации предприятия
  32. По решению какого органа юридическое лицо может быть ликвидировано?
  33. По решению какого органа юридическое лицо не может быть ликвидировано?
  34. Альтернативная форма ликвидации юридического лица

Понятие ликвидации юридического лица

Ликвидация юридических лиц − это процесс, вследствие которого происходит прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей к иным лицам в порядке универсального правопреемства. После внесения в ЕГРЮЛ записи об упразднении юрлица компания считается ликвидированной.

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Статья № 61 Гражданского кодекса Российской Федерации

Под процедурой прекращения деятельности юрлица понимают ликвидацию компании, права и обязанности которой не переходят в порядке универсального правопреемства к иным лицам. Так, законодатель при закрытии организации не исключает того, что могут перейти части прав, а также обязанностей к совершенно другому субъекту. Вместе с тем не должна происходить полная замена самого субъекта на правопреемника. Таким образом, при ликвидации ООО может применяться сингулярное правопреемство.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ликвидация компаний происходит по решению участников (учредителей) или же органа юрлица, которое имеет на то полномочия. А также закрыть ООО можно по истечении срока, на который учредители создали компанию.

Согласно части 3 этой статьи, суд принимает решение о ликвидации юридических лиц по искам:

  • участников (учредителей);
  • государственного органа;
  • органа местного самоуправления.

Причины и основания для ликвидации

Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной. Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

Законодательно предусмотрено две разновидности ликвидации ООО: в добровольном и принудительном порядке. Есть еще один способ закрытия компании – исключить информацию о ней из ЕГРЮЛ. Но так как по результатам компания закрывается и лишается права заниматься деятельностью, то этот способ можно приравнять к ликвидации.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа. Закрытие компании может быть инициировано:

  1. Налоговой инспекцией (наиболее распространено).
  2. Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  3. Антимонопольными органами.
  4. Центробанком РФ.
  5. Пенсионным фондом.
  6. Кредиторами компании.
  7. Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением.

Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  1. Судебного решения.
  2. Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается. В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  • с грубыми нарушениями законодательства;
  • при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  • при ведении деятельности, противоречащей уставу;
  • при неуплате налогов и пр.

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований. В их числе такие:

  1. Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то ликвидировать его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных признаков.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.
  3. Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2017 года.

Не все некорректные данные могут стать основанием для исключения сведений о компании из реестра. Речь идет, в первую очередь, о такой информации, как неправильный юридический адрес или некорректная информация о руководстве юрлица (директоре компании).

Если в ходе проверки будет установлено, что юридический адрес в ЕГРЮЛ не имеет никакого отношения к деятельности компании (то есть по указанному адресу у компании нет офисного помещения, торгового помещения, производственной базы или склада), то она подлежит исключению из реестра.

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому. Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону. Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок.

Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  1. По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.
  2. Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».
Косвенно указывает на недостоверность юридического адреса тот факт, что это адрес массовой регистрации, то есть по нему зарегистрировано слишком много компаний: 10 и более. Это служит подтверждением того, что компания попросту «купила» юрадрес и не собиралась вести там бизнес. Если компания работает на рынке более года, то под критерий «массовости» подпадает адрес с зарегистрированными по нему 50 и более компаниями.

Также к недостоверным сведениям относят неполный адрес: например, отсутствие квартиры, офиса и прочих важных данных.

Указывают на недостоверный адрес регистрации компании и такие обстоятельства:

  1. Данное помещение не предназначено для занятия подобной деятельностью (например, это гараж или недострой).
  2. Жилое помещение, в котором была зарегистрирована компания, не является собственностью директора юрлица или его участников.
  3. Договор аренды с собственниками жилых помещений не был подписан.
Другим основанием для предъявления претензий к юрлицу являются недостоверные данные о директоре, что также служит нарушением налогового законодательства. Например, данное лицо является учредителем множества компаний или относится к дисквалифицированным лицам и не вправе учреждать компанию, руководитель не получает доходов от своей деятельности и пр.

При добровольной и принудительной ликвидации компания ликвидируется ликвидационной комиссией. Именно она ответственна за соблюдение порядка ликвидации общества. Но при добровольной ликвидации состав комиссии определяют участники общества, а при принудительной – налоговая инспекция.

Виды ликвидации юридических лиц

Под процедурой прекращения деятельности юрлица понимают процесс его закрытия, после которого ни обязанности, ни права ликвидированной компании не переходят к третьим лицам. Ликвидировать организацию можно по решению суда, а также добровольно, т. е. по решению учредителей (учредителя).

Процедура закрытия компании возможна в добровольном и принудительном порядках. Учредители компании (единственный участник фирмы) принимают решение о прекращении деятельности предприятия.

Принудительная ликвидация организации происходит в тех случаях, когда в суд предоставляется исковое заявление и доказательства нарушения деятельности юрлица, которые противоречат законодательству РФ.

Основания для принудительной ликвидации коммерческой организации

Согласно Гражданскому кодексу РФ пункту 3 статье 62 деятельность коммерческих компаний может быть прекращена по инициативе уполномоченного органа. Так, подать исковое заявление в суд имею право органы власти, к примеру, налоговая, местный орган управления.

Отметим, что возможна принудительная ликвидация по иску одного или нескольких учредителей ООО (ГК РФ подпункт 5 п. 3 ст. 61).

Основными причинами закрытия организации являются:

  • признание государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • осуществления юридическим лицом коммерческой деятельности без надлежащего разрешения, то есть лицензии;
  • отсутствие обязательного членства в СРО;
  • ведется деятельность, которая запрещена законами РФ либо имеются другие неоднократные или грубые нарушения;
  • невозможность достижения целей;
  • иные случаи.

Смена вида деятельности юридического лица

Представители компании по истечении времени имеют полное право на смену деятельности. Вот только данная процедура должны быть произведена с учетом законодательно установленного регламента по модификации уставных документов.

Прекращение функционирования

Предусматривает не смену самой деятельности, а трансформацию формы юридического лица, желающей работать в ином ключе.

Закрытие юридического лица по решению собственника

ООО как форма юридического лица популярна тем, что его можно продать. Т. е. если собственник видит, что не может больше «тянуть бизнес» или желает заняться совершенно другой деятельностью, он может просто продать свое детище.

Реструктуризация юридического лица

Связана со сменой всей системы бизнеса, на что могут оказать влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.

На основании отсутствия деятельности

Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:

  1. ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
  2. Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о закрытии юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
  3. Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в «Вестнике госрегистрации». На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
  4. Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили претензии от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
  5. Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.

При обнаружении некорректных сведений в реестре

Выше приведен алгоритм исключения сведений о юрлице из реестра на основании отсутствия деятельности. Если же речь идет об исключении компании на основе обнаружения некорректных сведений в реестре, то порядок действий будет таким:

  1. ФНС обнаруживает недостоверные сведения о юрлице, которые содержатся в реестре. Для проверки информации она вправе организовать выездную налоговую проверку.
  2. Нарушителям передаются уведомления с предупреждениями об ответственности за выявленные нарушения в виде исключения из реестра юрлиц. В них содержатся требования о незамедлительном внесении правок.
  3. На исправление сведений в ЕГРЮЛ у юрлица будет 1 месяц.
  4. При непоступлении в указанные сроки корректирующих отметок ФНС вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверной информации в реестре.
  5. В случае отсутствия реакции со стороны компании в течение полугода и непредоставления корректных сведений ФНС принимает решение об исключении компании из реестра.
  6. Решение в обязательном порядке публикуется в «Вестнике госрегистрации» в течение 3 дней после принятия.
  7. У кредиторов компании также будет три месяца для предъявления своих требований должнику. Стоит отметить, что в указанном случае также используются пролонгированные рамки для предъявления требований кредиторов: вместо 2 месяцев при добровольной ликвидации компании им дается 3 месяца.
  8. Сведения об указанном юрлице удаляются из ЕГРЮЛ.

По результатам ликвидации компания больше не имеет права на ведение деятельности. Если ее собственники захотят продолжить бизнес, то им предстоит открыть новое юридическое лицо.

Для того чтобы избежать исключения компании из реестра, ее учредителям нужно в обязательном порядке сдавать в положенные сроки нулевую отчетность. Также стоит регулярно проверять «Вестник госрегистрации» на предмет сообщений о ликвидации. При возможности процесс закрытия удастся приостановить.

Также компания может восстановить запись о юрлице в ЕГРЮЛ в судебном порядке, но для этого она должна обладать доказательствами проведения процедуры исключения из реестра с нарушениями законодательства, в частности если у учредителей есть доказательства ведения деятельности, наличия поступлений на счет или сдачи отчетности. Если суд встанет на сторону юридического лица, то он обяжет налоговиков в принудительном порядке восстановить компанию в реестре.

Порядок ликвидации юридического лица

Процедура закрытия юридических лиц регламентируются законодательством РФ:

  • Гражданским кодексом;
  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Трудовым кодексом;
  • ФЗ «Об акционерных обществах», а также «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • ФЗ «О производственных кооперативах» и другими законодательными актами.

Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации – это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). На основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России №САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 №СА-4-7/13101), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, – промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3Приказа ФНС РоссииММВ-7-6/25@).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учетеи п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Публикация о ликвидации ООО в «Вестнике государственной регистрации»

Согласно п.1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации ООО. В сообщении указывают порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.

Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) установил, что изданием, в котором публикуется сообщение о ликвидации является «Вестник государственной регистрации». Разместить сообщение можно через специальную форму.

Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р15016.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р15016.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

Уведомление каждого кредитора о ликвидации общества

Кроме публикации в «Вестнике» ликвидационная комиссия должна письменно уведомить о начале процедуры ликвидации ООО всех известных кредиторов. Факт уведомления должен подтверждаться заказными письмами с уведомлением о вручении или подписью уполномоченного лица кредитора. На этапе уведомления расчеты с отдельными кредиторами еще не производятся, а только принимаются предъявленные ими требования.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве. Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225Закона о банкротстве).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Составление итогового ликвидационного баланса

Данный этап начинается только после выплаты всех долгов. Также он предусматривает дележ оставшихся активов между учредителями исходя из их доли в уставном капитале.

Передача заключительного пакета документов налоговой службе и получение свидетельства о ликвидации

Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и получения свидетельства о регистрации.

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Госпошлина при подаче уведомления о ликвидации юридического лица

С 1 января 2019 года юридические лица при регистрации ликвидации ООО, АО, ЗАО, НКО, ОАО, ПАО и других организационно-правовых форм хозяйствующего субъекта могут без уплаты госпошлины провести эту процедуру. Для этого необходимо подготовить о подать в регистрирующий орган пакет документов в электронной форме. А также допускается направление документации электронного вида через многофункциональные центры (МФЦ), нотариуса.

В остальных случаях, то есть при стандартной подаче документов размер государственной пошлины составляет 800 рублей.

Когда юридическое лицо может быть ликвидировано по ст. 61 ГК РФ?

В двух случаях ООО имеет возможность прекратить свою деятельность:

  • вследствие принятия решения об упразднении компании ее учредителями (участниками) или уполномоченного органа, который выступает от имени учредителей;
  • по решению суда.
Отметим, что юрлицо может быть признанно банкротом и, таким образом, ликвидировано в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Когда юридическое лицо не может быть ликвидировано по ст. 61 ГК РФ?

В статье не прописано норм, вследствие которых компания не может прибегнуть к процедуре ликвидации.

Принятие решения о ликвидации предприятия

Если ликвидация является добровольной, то она начинается с подачи заявления учредителями или советом учредителей. После выполнения внутренних решений и обязанностей решение о закрытие должно быть направлено в регистрационный налоговый орган. Далее дело переходит в руки налоговой, которая выдает свидетельство о прекращении деятельности организацией.

Следующий этап включает в себя уведомление банка, закрытие расчетного счета, официальное объявление о закрытии юридического лица. Чтобы процедура считалась официальной, важно дождаться проверки налоговой, которая осуществляется вместе с ее выездом на место главного штаба компании — происходит это в течении трех месяцев после закрытия компании. При этом налоговая выясняет не только то, уплачены ли налоги, но и следит за отсутствием осуществления деятельности со стороны закрытой организации.

Кроме того, налоговый орган обязательно выясняет, есть ли у организации задолженности – если они есть, осуществляется процесс по возвращению долгов. Если же такой процесс невозможен, то документы подаются в соответствующие инстанции. Важным условием для ликвидации является соглашение с увольнением всех работников и выплата денежных компенсаций в размере заработной платы. Впрочем, нередко такие моменты приводят к судебным трудовым спорам.

По решению какого органа юридическое лицо может быть ликвидировано?

Закрыть компанию могут:

  • учредители на общем собрании;
  • орган юрлица, полномочия которого прописаны в учредительных документах;
  • суд.
Согласно федеральному закону о ликвидации юридических лиц, государственная регистрация процедуры закрытия ООО осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юрлица регистрирующим органом.

По решению какого органа юридическое лицо не может быть ликвидировано?

Принимать решения о ликвидации ООО и других организационно-правовых форм юрлица могут исключительно те лица и госорганы, которые прописаны в статье 61 Гражданского кодекса РФ.

Альтернативная форма ликвидации юридического лица

Альтернативная форма связана с задействованием таких приемов, как:

  • замена генерального директора;
  • изменения в учредительном составе;
  • реорганизация путем присоединения или слияния и так далее.

В этом случае ликвидация юридического лица влечет за собой ситуацию, при которой фирма как бы продолжает иметь место и не является закрытой в прямом смысле.

Источники
  • https://urstart.ru/grazhdanskij-kodeks-rf-o-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/likvidacia-ooo-2.html
  • https://urstart.ru/protsedura-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa/
  • https://baumlex.ru/
  • https://www.malyi-biznes.ru/likvidaciya-ooo/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/392860/
  • https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/likvidaciya-ooo
  • https://advokat-kr.ru/uslugi/arbitrazhnyie-dela/likvidaciya-juridicheskogo-lica.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах