Расчеты и удовлетворение требований при добровольной ликвидации юридического лица в 2024 году

Содержание
  1. Общая информация
  2. Законодательная база
  3. Уведомление о включении в реестр требований кредиторов при ликвидации
  4. Срок предъявления требований кредиторов при ликвидации
  5. Понятие реестра кредиторов
  6. Как попасть в реестр
  7. Регламент составления реестра
  8. По инициативе фирмы
  9. Решение госоргана
  10. Требование о включении в ликвидационный баланс
  11. Требование кредитора при добровольной ликвидации. Образец
  12. Когда составляется заявление
  13. Правила составления заявления
  14. Сроки подачи
  15. Порядок и особенности ликвидации юридических лиц
  16. Принятие решения о ликвидации
  17. Создание и работа ликвидационной комиссии
  18. Представление отчетности во время процедуры ликвидации
  19. Увольнение сотрудников
  20. Удовлетворение требований кредиторов
  21. Особенности ликвидации в рамках банкротства
  22. Завершение процедуры ликвидации
  23. Послеликвидационные мероприятия
  24. Закрытие расчетного счета
  25. Передача документов в архив
  26. Уничтожение печатей и штампов
  27. Функции ликвидационного баланса
  28. Составление и утверждение ликвидационного баланса
  29. Выявление кредиторов и порядок расчета с ними
  30. Особенности погашения требования кредиторов
  31. Очередность погашения требований кредиторов при добровольной ликвидации
  32. Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве
  33. Способы погашения требований кредиторов должником
  34. Перечень требований, которые считаются погашенными при ликвидации юридического лица
  35. Процедура распределения обнаруженного имущества
  36. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
  37. Порядок и последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
  38. Порядок списания налогов при ликвидации
  39. Недействительность ликвидационного баланса
  40. Непредъявленные требования оплате не подлежат
  41. Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке
  42. Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации
  43. Вместо заключения

Общая информация

Погашение долгов перед кредиторами — один из этапов ликвидации ЮЛ. Он обязателен, если компания ликвидируется по собственному желанию, посредством банкротства или принудительно. О том, что компания прекращает свою деятельность, ее ликвидаторы (или ликвидационная комиссия) должны уведомить кредиторов. Для этого публикуют сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и отправляют кредиторам уведомление о закрытии ЮЛ. Данная норма прописана в п. 1 ст. 63 ГК РФ.

С момента публикации или получения уведомления у кредиторов есть два месяца, чтобы заявить свои требования на получение долга. Ликвидационная комиссия, получив требование, рассматривает его и выносит решение о принятии или отклонении документа.

Важно! Если кредитор решил, что его требование отклонили неправомерно, то он вправе обратиться в суд.

Кто может быть кредитором ООО при ликвидации:

  • контрагенты компании (ООО, физлица, ИП);
  • сотрудники ликвидируемой компании;
  • кредитные учреждения;
  • госучреждения.

Все они могут быть включены в реестр кредиторов, если обязательства появились до начала процедуры ликвидации (обязательства должны быть удостоверены документально), ими было подано указанное выше требование, соблюден срок его подачи.

Законодательная база

Ликвидационная процедура на предприятии запускается и завершается в соответствии с регламентом, утвержденным ГК РФ, законом №129-ФЗ от 08.08.2001 г., №127-ФЗ от 26.10.2002 г. и другими нормативно-правовыми актами. При составлении реестра кредиторов при добровольном завершении бизнеса ликвидатор руководствуется ст. 64 ГК РФ, а также периодом возникновения недоимок. Важно, что иски по задолженности с истекшим сроком давности отклоняются без рассмотрения.

Уведомление о включении в реестр требований кредиторов при ликвидации

Компания в результате прекращения своей хозяйственной деятельности исключается из ЕГРЮЛ, а также снимается с налогового учета. Во время проведения процедуры ликвидации ООО немаловажным этапом является процесс расчетов с контрагентами. Так, для удовлетворения претензий кредиторов необходимо, предпринять определенные действия именно со стороны заимодателей.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ при упразднении ООО ликвидатор должен уведомить всех кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также о сроках, установленных для предъявления требований. Таким образом, ликвидируемое юрлицо должно оповестить контрагентов через:

  • специальный журнал − «Вестник государственной регистрации»;
  • письменное уведомление, которое направляется непосредственно каждому заимодавцу.

Контрагенты, в свою очередь, направляют ликвидатору (ликвидационной комиссии) свои претензии, которые будут выполнены после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Срок предъявления требований кредиторов при ликвидации

Минимальный срок для предъявления претензий со стороны заимодателей составляет 2 месяца со дня публикации сведений о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации». Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе установить срок более двух месяцев для приема претензий от контрагентов.

Понятие реестра кредиторов

Он представлен списком лиц, которые получают средства от должника при проведении конкурсного производства. Если у фирмы отсутствуют наличные средства на счетах и кассе, то продается имущество, представленное зданиями, оборудованием или иными ценностями.

Лица, имеющие право на часть этих средств, на основании судебного акта включаются в реестр требований. Формируется документ арбитражным управляющим. Он составляется по специальной форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития № 233. В него включаются сведения:

  • паспортные данные и ФИО каждого гражданина, являющегося кредитором
  • наименование и юридический адрес компании-кредитора
  • банковский счет, на который будут перечисляться средства
  • размер долга
  • очередь в общем списке
  • основания для получения средств

Только лица, включенные в список, могут рассчитывать на удовлетворение требований.

Как попасть в реестр

Для этого составляется заявление, передающееся арбитражному управляющему, который назначен судом по конкретному делу. Отсутствует в законе точная форма данного документа, но основные правила его составления приводятся в ст. 125 АПК.

Регламент составления реестра

Для подтверждения факта существования долгового обязательства должны быть оформлены соответствующие первичные документы. Например, долг перед персоналом компании подтвердят трудовые договоры, расчетные листки, справки бухгалтерии. Обязательство перед поставщиками, покупателями заверяется актами, накладными, контрактами, сверками, претензиями и деловой перепиской.

Процесс ликвидации предприятия при добровольном прекращении бизнеса реализуется под контролем учредителей, ликвидационной комиссии и ликвидатора. Когда закрытие ООО связано с грубым нарушением законодательства, порядка расчетов с бюджетом и контрагентами, ведется судебное разбирательство по банкротству. В этом случае координировать действия по устранению долгов будет арбитражный управляющий и суд.

По инициативе фирмы

В обязанности ликвидатора входит уведомление кредиторов и ведение деловых переговоров, направленных на погашение текущей, просроченной задолженности. Уполномоченное лицо обязано проверить полноту отражения хозяйственных операций, законность сделок, расчетов, чтобы выявить достоверность учетных данных по долгам.

Такие действия позволят предприятию сформировать список взыскателей и установить приоритетную очередность погашения недоимок. Когда проводится ликвидация фирмы по решению учредителей, реестр кредиторов составляется по обязательствам, подтвержденным документально. Изменения в величину долга будут вноситься после проведения сверки с контрагентом, если выявлены разногласия. Именно ликвидатор самостоятельно готовит перечень и ведет погашение задолженности, руководствуясь планом и нормами ГК РФ.

Важно понимать, что добровольная ликвидация может быть отменена в любой момент по решению собственников бизнеса. Поэтому для кредиторов особенно важно идти на переговоры, добиваться компромисса, чтобы сохранить деловые взаимоотношения на достойном уровне. Причем мирное разрешение споров чаще дает лучшие результаты, чем давление и разбирательство в суде.

Решение госоргана

Если говорить о процедуре принудительной ликвидации учреждения, то будет действовать обособленный регламент составления реестра кредиторов. Все взыскатели для включения в общий список задолженности обязаны предъявить суду обращение соответствующей формы. Бланк имеет структуру, аналогичную исковому заявлению.

В случае и добровольной, и принудительной ликвидации составляется реестр людей, перед которыми у учредителя имеются не исполненные обязательства

Кредитор обязательно описывает размер требований, основания формирования долга. Если ранее судом вынесено решение о взыскании недоимки, рекомендуется сделать ссылку на этот документ. Дополнительно обращение предъявляется арбитражному управителю. Когда должник возражает против предъявленного требования, проводятся судебные заседания и рассматривается суть спора.

Образец реестра текущих требований всех кредиторов при ликвидации предприятия можно составить по типовым бланкам из интернета или разработать форму самостоятельно. От внешнего вида бланка не зависит результативность мероприятия, важно правильно заполнить сведения о непогашенных обязательствах и очередности их предъявления, исполнения.

Требование о включении в ликвидационный баланс

Ликвидационная комиссия в специализированном органе печати публикует сообщение о госрегистрации ликвидации юридического лица, о порядке, а также сроках заявления претензий его контрагентов. В тех случаях, когда ликвидационная комиссия откажет удовлетворить требования контрагента, то заимодавец вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с соответствующим иском к ликвидатору.

Так, согласно решению суда претензии контрагентов могут быть удовлетворены за счет имущества, которое осталось в компании.

Требование кредитора при добровольной ликвидации. Образец

Одним из этапов процедуры закрытия ООО является погашения требований контрагентов. Так, действующим законодательством РФ предусмотрено, что ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен вести реестр кредиторов. Последние имеют законное право направить ликвидируемому предприятия документ, в котором будут обозначены все претензии к заемщику − юридическому лицу, находящемуся в стадии ликвидации.

Когда составляется заявление

Кредиторы должны подать заявление на включение в реестр, чтобы получить свои средства. Это возможно только после официального начала процесса банкротства.

Внимание! Если должник не желает признавать свою несостоятельность, а также не возвращает долг, то взыскание денег выполняется в общем порядке через арбитражный или гражданский суд.

Правила составления заявления

Отсутствует унифицированный бланк, поэтому используется произвольная форма. Но важно придерживаться общих правил делопроизводства.

В текст включаются данные о получателе, представленном судебным органом. Приводятся сведения об отправителе. Если заявителем является гражданин, то он указывает свое ФИО, паспортные данные, место прописки и контактные данные. Кредиторы-фирмы вписывают наименование компании, юридический адрес, КПП, ИНН и ОГРН.

В основном тексте приводятся данные:

  • информация о должнике
  • суть требования, заключающаяся в основании взыскания средств, размере долга и дате возникновения задолженности
  • сведения о начисленных пенях или штрафах, связанных с просрочками платежей
  • ссылки на нормативные акты, подтверждающие обоснованность составления обращения
  • просьба включить заявителя в реестр кредиторов

Внимание! Информация в заявлении должна подтверждаться официальными документами, представленными расписками, договорами, выписками с банковского счета или иными бумагами.

Разрешается добавлять другую существенную информацию, положительно воспринимаемую судьей.

Сроки подачи

В законе имеются точные сроки, в течение которых составляется и передается заявление:

  • если судом принимается решение о начале процесса наблюдения, то обращение передается в течение 30 дней
  • после начала конкурсного производства выделяется 60 календарных дней на сбор заявлений от кредиторов

Сведения о каждом этапе банкротства можно получить в электронной картотеке суда или в СМИ.

Внимание! Даже после окончания этих сроков фирмы и граждане могут подать заявление в суд, но обращения редко принимаются, поэтому вероятность получить свои средства снижается практически до 0, так как эти требования удовлетворяются после выплаты денег всем кредиторам, включенным в реестр.

Порядок и особенности ликвидации юридических лиц

Остановку деятельности и реорганизацию, что не влечет за собой образование новых юридических лиц и передачу под их ответственность материальных ресурсов реорганизуемой компании, называют ликвидацией юрлица.

Порядок ликвидации юридического лица четко определяется нынешним законодательством, а именно ст.61 ГК РФ.

По данному нормативному положению, она может проходить несколькими методами:

  • В соответствии с решением учредителей и акционеров компании, но при условии полного согласия всех членов правления;
  • По решению уполномоченных органов госвласти по итогам проверки жизнедеятельности компании;
  • После вынесения решения судебных инстанций в принудительном порядке из-за нарушения правил ведения деятельности.

Несмотря на то, что ликвидация означает прекращение деятельности, в некоторых ситуациях допускается принцип правопреемства, и юридическое лицо подвергается процедуре реорганизации путем слияния нескольких компаний в одну, разделения компании на несколько частей, преобразования правовой формы юрлица и т.д.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО.

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России №ММВ-7-6/25@. В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).

Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/362@.

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России №ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносахо начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации – это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). На основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России №САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 №СА-4-7/13101), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, – промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3Приказа ФНС РоссииММВ-7-6/25@).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учетеи п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ.

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве. Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225Закона о банкротстве).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях.

На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Функции ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс – это официальный финансовый документ, который показывает, каким имуществом обладает юридическое лицо на момент ликвидации своей деятельности после того, как им были погашены все дебиторские задолженности и обязательства перед кредиторами.

По сути, главной функцией ликвидационного баланса является демонстрация общего финансового состояния, которое сложилось в организации на момент принятия решения относительно ее ликвидации.

Благодаря ликвидационному балансу, можно определить, какие материальные ресурсы могут принести прибыль акционерам или учредителям, а также какие резервы могут быть направлены на погашение обязательств в добровольном или принудительном порядке.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

Полное удовлетворение требований кредиторов выступает неотъемлемым компонентом любого реорганизационного процесса.

Именно поэтому, при ликвидации компании, должен быть написан финансовый документ, который показывает состояние дел в организации на финальном этапе ликвидации.

При утверждении ликвидационного баланса самое пристальное внимание уделяется долговым обязательствам юридического лица. Если на момент составления баланса имеются некие финансовые обязательства перед кредиторами, то в таком случае баланс будет отклонен до тех пор, пока компания окончательно не расплатится по счетам.

Все основания по подготовке ликвидационного баланса указаны в ГК РФ. К примеру, в данном нормативе предусмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов.

После того, как все задолженности юридического лица взысканы, определяется ликвидационный баланс, что обязательно должен утверждаться всеми членами правления, учредителями или акционерами, и подтвержден компетентными органами государственной власти.

Выявление кредиторов и порядок расчета с ними

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Для соблюдения обязанности выявления кредиторов, установленной п. 1 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана:

  1. письменно уведомить каждого из кредиторов о ликвидации юридического лица (лучше всего это сделать заказным письмом с уведомлением о вручении письма);
  2. разместить в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами [1] .

Кредиторы могут предъявить свои требования в срок, установленный ликвидационной комиссией. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Все требования кредиторов в процессе ликвидации условно можно разделить на четыре группы:

  1. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  2. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, не включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  3. требования кредиторов, предъявленные после истечения установленного срока;
  4. не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов.

Рассмотрим, как решается судьба указанных групп требований кредиторов в рамках действующего гражданского законодательства.

Предъявленные в установленный срок кредиторами требования включаются в ликвидационный баланс и затем удовлетворяются в очередности в соответствии с ГК РФ. Несмотря на то что окончательное суждение о включении кредиторской задолженности в промежуточный баланс выносит ликвидационная комиссия, пользоваться этим правом ликвидационной комиссии следует с особой осмотрительностью. Согласно правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, установленный ст. 61 – 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Если нарушение прав кредиторов было выявлено после государственной регистрации ликвидации, на основании абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ регистрация ликвидации может быть оспорена в суде и быть признана недействительной. Кредитор вправе не оспаривать регистрацию ликвидации должника, а предъявить ликвидационной комиссии к возмещению убытки, вызванные неправомерными действиями ликвидационной комиссии, в порядке, установленном введенными Законом № 99-ФЗ нормами п. 2 ст. 64.1 и ст. 53.1 ГК РФ. Впрочем, и раньше суды не отказывали кредиторам в возмещении убытков (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12 по делу № А76-9442/2011).

Следующая группа требований – это требования, заявленные кредиторами в установленный срок, но не включенные или частично включенные в промежуточный ликвидационный баланс по решению ликвидационной комиссии. Для таких случаев ГК РФ предусмотрена специальная процедура. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ). Данной формулировкой устанавливается обязательный досудебный порядок разрешения спора в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации. Это означает, что кредитор в силу закона обязан предварительно обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии и только отказ удовлетворить заявленные требования либо уклонение от их рассмотрения влечет за собой право на иск к ликвидационной комиссии (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

Если на момент составления промежуточного ликвидационного баланса в отношении задолженности имеется не разрешенный судом спор, то в баланс включается та сумма, которая признается ликвидационной комиссией. Такую правовую позицию сформулировал Президиум ВАС в Постановлении от 08.04.2014 № 18558/13: в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.

На что могут рассчитывать пропустившие установленный срок кредиторы, которых мы условно зачислили в третью группу? Парадоксально, но факт: Законом № 99-ФЗ исключен п. 5 ст. 64 ГК РФ, а именно эта норма разъясняла порядок удовлетворения требований подобных кредиторов. Согласно утратившему силу п. 5 ст. 64 ГК РФ, если кредитор заявил свои требования после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. По мнению автора, причиной исключения п. 5 ст. 64 ГК РФ стала техническая ошибка. [3] Считать, что это было сделано сознательно, оснований мало, тем более что смысл п. 5 ст. 64 ГК РФ был ранее разъяснен судебными инстанциями (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

И наконец, последняя группа кредиторов, не заявивших своих требований. Если кредитор был надлежащим образом уведомлен о ликвидации должника, но не заявил своих требований, он утрачивает это право с момента исключения организации-должника из ЕГРЮЛ (подобный случай исследовался в Определении ВАС РФ от 01.11.2008 № 14707/08). Таким образом, не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов никак не влияют на процедуру ликвидации и препятствовать ликвидации должника не могут.

Особенности погашения требования кредиторов

Согласно ст. 64 ГК РФ, существует очередность погашения требования кредиторов. В первую очередь необходимо погасить обязательства о возмещении вреда жизни и здоровью граждан; из-за повреждения или разрушения объектов капстроительства. Во вторую очередь надо удовлетворить требования персонала (по выплате оплаты труда, пособий и т.д.) или авторов результатов интеллектуального труда.

В третью очередь надо выполнить требования по обязательным выплатам в бюджет страны (налоги, сборы и т.п.). Четвертая очередь отведена всем остальным кредиторам.

После того как все долги погашены, ликвидатор формирует ликвидационный баланс, а далее в налоговую отправляют заявление о регистрации ликвидации ООО. При отсутствии у работников ФНС претензий к документам и оформлению процедуры закрытие компании регистрируют.

Очередность погашения требований кредиторов при добровольной ликвидации

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к погашению долгов. При этом ликвидируемая организация продолжает осуществлять какой-то минимум операций, в ходе которых у нее вновь возникают обязательства по заработной плате, налогам, коммунальным платежам, услугам, связанным с процедурой ликвидации. Что делать с такими платежами, было неясно (буквально до настоящего времени). Хотя при добровольной ликвидации предполагается, что средств должно хватить на всех кредиторов, законодательство предусматривает, что в случае выявленной нехватки имущества в отношении организации, ликвидируемой первоначально в добровольном порядке, применяется упрощенная процедура банкротства. Наконец-то данная проблема нашла решение: Закон № 99-ФЗ изменил редакцию абз. 1 ст. 64 ГК РФ и уточнил, что очередные требования удовлетворяются после погашения текущих расходов.

Итак, согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

На основании п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  1. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом) [4]
  2. требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  3. требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Некоторые кредиторы, а именно банки и налоговые органы, пользуясь своим привилегированным положением, пытаются списать средства в свою пользу, минуя установленную ГК РФ очередность. На недопустимость подобной практики не раз указывали суды (Определение ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14, постановления ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013, ФАС УО от 16.10.2012 № Ф09-9497/12).

Возвращаясь к текущим платежам, отметим, что внутри этой группы можно определять очередность, применяя аналогию закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.

Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве

Все требования кредиторов ликвидируемого путем банкротства должника разделяются на две категории: текущие и очередные, –
при этом текущие платежи имеют приоритет. Как отмечалось ранее, с 01.09.2014 для добровольной ликвидации также введено понятие текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь – требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • в третью очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  • в четвертую очередь – требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Способы погашения требований кредиторов должником

В случае необходимости ликвидировать организацию, первым же делом изучается информация о состоянии текущих финансовых дел, и определяются основные материальные активы компании, за счет которых будут погашены обязательства перед кредиторами.

После определения финансового положения организации, начинается процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица.

Она будет проходить согласно установленной законом очередности. То есть, изначально будет погашена задолженность перед сотрудниками компании и государственными фондами, а потом остаток будет распределен между кредиторами в соответствии с принципом календарности и в четком долевом соотношении.

При нарушении данного правила, может последовать ответственность.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица проходит по четко определенным правилам, которые предусматриваются в соответствии с действующим кодексом гражданских прав.

Перечень требований, которые считаются погашенными при ликвидации юридического лица

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица – прямая обязанность государства, и потому установлены определенные процедуры, которые дозволяют максимально защитить интересы кредитора.

Среди основного перечня требований, которые будут считаться погашенными на момент ликвидации юрлица, можно выделить:

  • Отсутствие задолженности перед сотрудниками, которые ранее работали в организации;
  • Отсутствие задолженности компании перед государственными властными структурами, в частности перед разнообразными фондами, налоговой службой и т.д.;
  • Абсолютное удовлетворение пожеланий кредиторов в добровольном порядке.

Лишь когда все из перечисленных оснований удовлетворяются в полной мере, юрлицо будет ликвидировано и официально объявит об остановке своего существования.

Процедура распределения обнаруженного имущества

При ликвидации или реорганизации организации назначается арбитражный управляющий, основная задача которого — обнаружение и опись всех материальных ресурсов, принадлежащих юридическому лицу.

Причем сделано это должно быть в точные сроки, указанные законодательно.

Именно это имущество будет выступать основным способом погашения задолженности перед государством, кредиторами и наемными сотрудниками. Процесс распределения имущества компании, которая подлежит ликвидации, определяется в ст.64 п.5.2 ГК РФ.

По данному нормативу, распределение будет происходить в установленной законом очередности и в полном соответствии с финансовыми требованиями, что выдвинуты против компании.

Стоит отметить, что распределение имущества может проходить как добровольно, так и принудительно.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

Одной из основных государственных задач считается защита интересов кредиторов. Учитывая сложности, с которыми сталкиваются участники процедуры принудительной ликвидации юрлица, государство на высшем законодательном уровне определило основные положения защиты кредиторских прав.

По ст.64.1 ГК РФ граждане, являющиеся кредиторами, что столкнулись с нарушениями их прав, имеют полное право выполнить комплекс действий, направленный на защиту интересов в течении конкретного срока.

В любом случае, комплексная защита осуществляется посредством судебного решения, и при удовлетворении требований кредитора, во внимание будет принят лишь порядок очередности.

Порядок и последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Главным итогом проведенной добровольной реорганизации организации является исключение сведения об организации из ЕГРЮЛ. Данная процедура происходит на основании требований, установленных в ФЗ «О госрегистрации юридических лиц».

После того, как юридическое лицо исключили из ЕГРЮЛ, оно теряет право заниматься установленным ранее видом деятельности, а все его сделки признаются расторгнутыми.

Кроме того, после исключения компании из ЕГРЮЛ, юрлицо теряет возможность следовать своим первоначальным путем и совершать любые сделки.

Правовые последствия при исключении из ЕГРЮЛ аналогичны тем, которые характерны для процедуры ликвидации и реорганизации компании. Это:

  • Полное прекращение деятельности компании без права перехода обязанностей к другой организационной структуре в установленные законом сроки;
  • Погашение задолженности перед государством и кредиторами, осуществляемое за счет материальных активов, которые принадлежат юридическому лицу в установленный срок в соответствии с требованиями закона.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.201103‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО, п. 3 ст. 3 Закона об АО.

Недействительность ликвидационного баланса

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 №7075/11,представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, нужно квалифицировать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

ФАС ВСО в Постановлении от 05.08.2011 №А33-18667/2010 рассмотрел следующий случай. Общество приняло решение о добровольной ликвидации, налоговая служба в ходе проверки доначислила штрафы и предложила обществу их уплатить. Однако общество не погасило штрафы, утвердило ликвидационный баланс и представило в регистрирующий орган (налоговую службу) пакет документов для государственной регистрации ликвидации. Налоговая служба отказала в регистрации ликвидации по причине недостоверности ликвидационного баланса. Напомним, что заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 содержит специальную запись, подтверждаемую подписью ликвидатора: «Расчеты с кредиторами завершены». Общество подало в суд на незаконные действия налоговой службы как регистратора. Суд поддержал позицию налоговиков по следующим основаниям:

  • требования направлялись налогоплательщику после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора;
  • на момент составления промежуточного ликвидационного баланса общество извещалось об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
  • доказательств представления обществом в налоговый орган возражений не представлено;
  • обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате штрафа до составления ликвидационного баланса, то есть задолженность имелась на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

Не признанные ликвидатором налоговые требования взыскиваются в судебном порядке

В Постановлении ФАС ЦО от 28.01.2009А23-1737/08А-14-83 суд указал, что налоговая служба не может требовать включения заявленных ею требований, если с ними не согласна ликвидационная комиссия. В данном случае налоговая служба наряду с другими кредиторами должна действовать в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ. Указанная норма закона прямо предусматривает способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования (предъявление иска в суд), а также способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности (за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица).

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 №СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (ОпределениеВАС РФ от 16.03.2009 №2832/09).

Вместо заключения

В целом действующая с 01.09.2014 редакция ГК РФ точнее и логичнее определяет порядок добровольной ликвидации юридических лиц. Пожалуй, единственный минус – это появившаяся в связи с отменой п. 5 ст. 64 ГК РФ неясность в отношении требований, по которым пропущены установленные для обращения кредиторов сроки. Не хочется верить, что права таких кредиторов законодатель хотел как-то ущемить. Ведь остается п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому требования с пропущенным сроком обращения удовлетворяются за счет оставшегося имущества. Действуя по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, можно распространить нормы ст. 142 Закона о банкротстве и на добровольную ликвидацию. Но в любом случае прояснит ситуацию только дальнейшая правоприменительная практика.

Источники
  • https://assistentus.ru/forma/trebovanie-kreditora-pri-likvidacii-dolzhnika/
  • https://MoyDolg.com/likvidaciya/yurlica-6/trebovanija-kreditora.html
  • https://urstart.ru/poryadok-vklyucheniya-v-reestr-trebovanij-kreditorov-pri-likvidatsii/
  • https://PravoDeneg.net/corporate/drop/bankrot/obrazets-trebovaniya-kreditora-pri-bankrotstve.html
  • https://advokat-malov.ru/yur.-lica/poryadok-likvidacii-yuridicheskogo-lica.html
  • https://www.klerk.ru/law/articles/392860/
  • https://www.audar-urist.ru/articles/140/paschety-pri-likvidacii
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/402877/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах