Что такое публичный сервитут, основания для его прекращения

Что такое сервитут земельного участка?

Гражданский кодекс РФ в ст. 274 дает понятие сервитута. Это предоставление возможности ограниченного пользования участком земли, находящимся по соседству, в случаях, когда это необходимо. Сервитут можно установить, например, чтобы обеспечить проход/проезд по территории участка.

Важно знать, что установление этого обременения считается крайней мерой, применяемой лишь в том случае, когда другие способы обеспечить нужды собственника земли отсутствуют.

Сервитут устанавливается между двумя сторонами по договору: владельцем участка и требующей установления обременения с последующей регистрацией в Росреестре. Если достигнуть согласия не представляется возможным, спор решается в судебном порядке.

 

Понятия частного и публичного сервитутов

Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:

  • при проведении дренажных работ на данном участке земли;
  • при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
  • при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
  • для проведения охоты, рыбалки;
  • для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.

Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.

Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.

Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.

Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.

Виды ограничений пользования землей

Обременения на земельный надел по правовому основанию различают:

  1. Частный сервитут. Применяется на основании заключенного и зарегистрированного соглашения или решения суда, когда затронуты интересы определенного лица или организации. Обычно такое обременение имеет возмездный характер и владелец земли вправе затребовать от граждан или юридических лиц, в пользу кого обременение зарегистрировано, разумную плату. За исключением случаев, когда применяется федеральное законодательство, обязывающее применить безвозмездное ограничение или, когда сам собственник добровольно от платы отказался.
  2. Публичный сервитут. Устанавливают при условии наличия нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Он может быть наложен на территорию земли, по которой проводятся коммуникации общественного пользования, например, водопровод, газопровод. Здесь владелец земли не может рассчитывать на денежную компенсацию в связи с наложением обременения.

Различаются сервитуты так же по сроку, на который они устанавливаются,бывает:

  • постоянным, без установления срока;
  • срочным, когда определяется конкретный срок, в течение которого он будет действовать, или наступление события, по наступлении которого серветут будет снят. Как правило, он накладывается в случае производства определенных работ, связанных с прокладкой коммуникаций. Тогда, как только работы будут выполнены, обременение прекращается;

Основания возникновения сервитута

Причины и случаи применения сервитутов к земельным участкам перечислены в статье 23 Земельного кодекса.

Обременение в виде публичного сервитута применяют:

  • для обеспечения проезда/прохода через участок земли, если иной путь предусмотреть невозможно, например, к береговой полосе и общественному водоему;
  • когда частично участок используется для прогона сельхозживотных, сенокошения, для выпаса животных в определенное время;
  • для проведения дренажных работ;
  • при эксплуатации надела в качестве зоны охоты и рыболовства;
  • для ремонта коммуникаций и использовании этого участка;
  • когда участок задействован в целях исследовательских, изыскательских работ на определенный срок.

Сервитут на часть земли требуется для того, чтобы предоставить возможность иным лицам право эксплуатировать чужой участок, когда иного способа не существует. То есть, зарегистрировать этот вид обременения может лишь то лицо, чьи права реализовать без использования чужого надела нельзя. Налагается сервитут по обоюдной договоренности или принудительно по судебному решению.

Частное обременение может быть установлено только для реализации личных нужд. Например, гражданину принадлежит земельный надел, где имеется природный водный источник. Хозяева соседних территорий вправе попросить или затребовать разрешения на проход по территории частной земли к источнику для забора воды.

Основания для прекращения публичного сервитута

Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.

Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.

Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута (действующая редакция)

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Отмена по согласованию сторон и одностороннем порядке

Вариант прекращения сервитута по согласованию сторон является самым простым в оформлении с юридической точки зрения. Он используется в ситуации отпадения основания, по которым ограничения устанавливались.

В некоторых ситуациях подобная возможность изначально оговаривается в договоре между сторонами. В остальных ситуациях потребуется подписание обязательного соглашения, в котором факт расторжения фиксируется. Преимуществом становится отсутствие необходимости обращения в судебные инстанции.

В некоторых случаях, чаще всего при отсутствии в договоре о сервитуте оснований прекращения, желание расторгнуть договор может возникнуть только у одной стороны договора.

Важно: в гражданском кодексе перспектива расторжения сервитута в одностороннем порядке не учитывается. В таком соглашении могут принимать участие только обе стороны сделки.

В таком случае для расторжения сделки потребуется обращение в суд по месту расположения земельного участка. Основанием прекращения использования остаются уже упомянутые причины невозможности использования института или по причине прекращения необходимости или из-за технической невозможности.

Стороне, обращающейся с образцом иска, потребуется представить максимум доказательств, подтверждающий основания прекращения сервитута. В то числе в таком случае могут использоваться показания свидетелем и фотографии используемого места.

В принудительном порядке

Аннулирование соглашения возможно и в той ситуации, когда одна из сторон отказывается делать это в добровольном порядке.

Только решение суда становится основанием прекращения сервитута в принудительном порядке. В этом случае стороне, заявляющей о расторжение, потребуется:

  • подготовить иск о расторжение и передать его в суд по сету расположения спорной территории;
  • дополнить иск соглашением сторон об использовании территории;
  • приложить документы о регистрации в ЕГРН;
  • представить доказательства отсутствия возможности использования участка;
  • паспорт истца.

В такой ситуации решением суда, позволяющим прекратить сервитут, становится только доказанная в судебном порядке невозможность использования у лица, обратившегося за вынесением решения, иной возможности использования земельного участка, прохода или проезда к нему.

Важно: принудительном порядке решаются только те вопросы использования земельного участка, когда такое решение становится единственной возможностью сохранения имущественных и гражданских прав истца.

Порядок прекращения частного земельного сервитута

Для того, чтобы собственнику обремененного сервитутом земельного участка прекратить сервитут, необходимо:

  • Направить заявление, с требованием о прекращении соглашения об установлении сервитута
  • Составить соглашение о прекращении сервитута
  • В случае отказа в составлении соглашения о прекращении сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление с соответствующими требованиями
  • Подать соглашение о прекращении сервитута, либо соответствующее решение суда в Росреестр

Для того, чтобы суд удовлетворил ваши требования о прекращении действия сервитута на вашем земельном участке, необходимо предоставить в суд следующие документы:

  • Паспорт, либо паспорт и доверенность представителя
  • Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы
  • Соглашение о сервитуте
  • Кадастровый паспорт обременённого земельного участка/технический план
  • Землеустроительная экспертиза в случае, если ваш иск основан на том, что у пользователя сервитутом в настоящее время прекращены основания, по которым был установлен сервитут

Соглашение о прекращении частного сервитута земли

Расторжение соглашения о сервитуте возможно по обоюдному соглашению или через суд. Пользователь сервитута согласился прекратить действие сервитута? Поздравляем. Тогда разберем, как составить соглашение о прекращении сервитута земельного участка. В нем нужно указать следующее:

  • Дата и место заключения соглашения
  • Стороны соглашения
  • Данные объекта сервитута
  • Обязанности сторон (обычно пользователь сервитута сам ходит в Росреестр, прекращает регистрацию сервитута, сам восстанавливает в исходное положение земельный участок)

Тем не менее, обязанности сторон по прекращению сервитута, как правило дублируют обязанности сторон по прекращению сервитута, установленные соглашением об установлении сервитута.

Принятие акта об отмене публичного сервитута

Для того чтобы получить акт, в котором указано, что право на ограниченное пользование землей было прекращено, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел земельно-имущественных отношений представителей местного самоуправления. При себе необходимо иметь:

  • акт об установлении сервитута;
  • свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • документ, удостоверяющий личность.

Если публичный сервитут носил временный характер с указанным, точно прописанным сроком, то основанием для выдачи акта о прекращении достаточно только того, что в документах об установлении обременительного права указана дата окончания действия. В этом случае акт об отмене выдается не позднее 10 рабочих дней. В нем обязательно прописываются основания, по которым право было установлено, а также срок действия. Дополнительно может быть указано, был ли сервитут платным или же муниципалитет использовал землю безвозмездно.

Если же публичный сервитут был установлен с неограниченным сроком действия, то в качестве основания его прекращения потребуются дополнительно документы, подтверждающие, что потребность в использовании земли конкретного собственника отпала. Например, можно запросить акт об окончании ремонтных работ дорожного полотна или прокладывания коммуникационных сетей.

Каково документальное оформление?

Прекращение сервитута требует обязательной государственной регистрации. Для такой регистрации потребуется представление решения о прекращения сервитута, основанное на прекращении срока действия, указанного при оформлении договора на такое использование земельной территории.

Вступление в силу соглашения сторон о прекращении такого договора, подтвержденное актом органа местного самоуправления, выданным на основании заявления сторон о прекращении сервитута (такое заявление может готовить в свободной форме и требуется только предоставления правоустанавливающих документов на владение территорией и паспортных данных сторон соглашения).

На основании представленных документов в регистрирующем органе по месту расположения земельного участка делается специальная запись в Едином государственном реестре прав.

Последствия прекращения частного земельного сервитута

Последствия следующие:

  • Пользователь лишается права пользования вашим земельным участком
  • Вы лишаетесь платы за это пользование
  • Следует обратить внимание на то, что при наличии судебного спора, зачастую повторно договориться об установлении сервитута будет нельзя. Однако если сервитут прекращен по соглашению сторон, при этом впоследствии возникли основания для повторного установления сервитута, препятствовать вам никто не будет

Тем не менее, стоит иметь ввиду, что зачастую процесс прекращения сервитута порождает за собой спор между сторонами. Начинаются суды, в которых побеждают лишь те, кто лучше и правильней к ним подготовился.

В каких ситуациях сервитут нельзя отменить?

В некоторых ситуациях никакая судебная инстанция не может отменить право успешного совместного использования участка. В большинстве случаев речь идет о так называемом публичном сервитуте, подразумевающим право пользования территорией неограниченного числа лиц

Так, отмене не подлежит те выделенные участки, которые необходимы для:

  1. Осуществления права прохода к прибрежной полосе.
  2. Использования территории для охоты и рыболовства, забора водных ресурсов.
  3. Размещения объектов, имеющих публичных интерес, таких как объекты инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и другое.

При установлении частного сервитута вопросы его отмены может рассматривать только суд.

В заключении стоит обратить внимание на уверенность юристов в непроработанности действующего законодательства в области использования сервитутов.

В том числе отсутствия четко определенных критериев прекращения или принудительной отмены частных вариантов или установления публичных прав пользования, которые часто нарушают права собственника.

Это делает обращение в специализированные юридические структуры одним из ведущих условий как при оформлении такого вида совместного использования земельных территорий, так и в ситуации, когда подписывается любое соглашение о прекращении сервитута.

Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута

Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.

При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.

Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.

Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.

Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.

Источники
  • https://nedexpert.ru/zemlja/servitut-na-zemelnyj-uchastok-chto-jeto-takoe/
  • https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-prekrashheniya-servituta.html
  • https://www.zakonrf.info/zk/48/
  • https://svoe.guru/zhilaya-sobstvennost/zemelnyj-uchastok/pravo-polzovaniya/servitut/prekrashhenie.html
  • https://katsaylidi.ru/blog/prekrashhenija-zemelnogo-servituta/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах