Zarplatto.ru

Статья 208 УК РФ: почему не нужно создавать вооруженные формирования не законно

Ч. 1 ст. 208 УК РФ

Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Ч. 2 ст. 208 УК РФ

Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, -наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Примечание.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 207 УК РФ Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статья 209 УК РФ Бандитизм

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 208 УК РФ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

    “О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией”

  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

Законы, указы, постановление и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

  • Постановление Правительства РФ от 12.01.2007 N 6 (ред. от 25.03.2013)

    “Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом”

  • Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2011 N 1677-р

    “О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

  • Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2010 N 421-р

    “О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком экономического сотрудничества о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

  • Приказ Генпрокуратуры России от 16.06.2017 N 402 (ред. от 23.12.2019)

    “Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

  • Приказ Генпрокуратуры России от 23.12.2019 N 890

    “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 “Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

  • Приказ Генпрокуратуры России от 19.11.2019 N 804

    “О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2018 N 393 “Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ФЭТ”

    • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями на 2020 год. Номер-код вида спорта: 1490007711Я

      (утв. Минспортом России 30.12.2019, Общероссийской общественной организацией “Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями”) (ред. от 09.09.2020)

    • Изменения в классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере N 3

      (утв. Казначейством России 03.09.2020)

    • Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

      (утв. Казначейством России 19.12.2017) (ред. от 03.09.2020)

Комментарий к статье 208 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления – общественная безопасность.

Части 1 и 2 ст. 208 УК РФ являются самостоятельными составами преступлений.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК РФ, включает два альтернативных действия: создание и руководство вооруженным формированием. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК РФ, состоит в участии в вооруженном формировании.

Обязательным признаком состава преступления является незаконность вооруженного формирования. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне” создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещается и преследуется по закону

Таким образом, незаконным является вооруженное формирование, не предусмотренное федеральными законами. К таким законам относятся, например, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции”, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. “О Федеральной службе безопасности” и некоторые другие. Относительно понятия “формирование” в юридической литературе нет единого мнения. Одни авторы полагают правильным для раскрытия его содержания обратиться к словарю русского языка и понимать под таким формированием объединение лиц, близкое по своим характеристикам к воинской части <1>. Другие считают, что для формирования достаточно как минимум двух участников <2>.

С нашей точки зрения, при определении понятия “формирование” следует исходить из сравнения с численностью низшего звена законного вооруженного войскового формирования – отделения, состоящего, как правило, не менее чем из десяти человек. Такой подход обусловлен тем, что вооруженное формирование призвано решать боевые задачи, что, в свою очередь, должно быть обеспечено определенным личным составом. При этом следует обратить внимание на то, что выполнение конкретных боевых действий может быть осуществлено и меньшим числом людей, входящим в состав формирования.

Незаконное вооруженное формирование – это организованная вне рамок федеральных законов группа лиц, обладающих оружием, количество и поражающая мощность которого достаточна для проведения разовых акций или длительных боевых действий, и представляющих угрозу конституционному строю, территориальной целостности, правам и свободам личности как элементам общественной безопасности.

Под созданием незаконного вооруженного формирования понимаются действия по подбору и вербовке участников формирования, обеспечению их оружием, разработке структуры и “устава” этого незаконного объединения, постановка перед рядовыми членами объединения каких-либо целей и задач.

Обязательным признаком формирования является его вооруженность, т.е. наличие у членов объединения, отряда, дружины или иной группы огнестрельного либо холодного оружия, в том числе метательного, газового (пистолеты, револьверы), а также пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм. Не исключается также наличие видов оружия и вооружения, не предусмотренных Законом “Об оружии”, например бактериологического, химического, артиллерийского.

Вооружены могут быть не все члены формирования. На наличие состава преступления это не влияет.

Руководство незаконным вооруженным формированием выражается в определении направлений деятельности уже созданного формирования (разработка планов, проведение занятий, организация дежурств, расстановка кадров и т.п.).

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента создания или руководства незаконным вооруженным формированием.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что создает незаконное вооруженное формирование, и желает его создать.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Частью 2 ст. 208 УК РФ предусмотрена ответственность за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом.

Под участием в незаконном вооруженном формировании понимается вступление в него и выполнение любых действий в соответствии с планами данного формирования. Участие в незаконном вооруженном формировании может выражаться в выполнении различного рода заданий по обустройству места дислокации; в осуществлении патрулирования, дежурства; в присутствии на проводимых занятиях и учениях и т.п.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента выполнения любого действия, свидетельствующего об участии лица в вооруженном формировании.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что участвует в указанном формировании, и желает осуществить соответствующие действия.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем следует разграничивать с составом вооруженного мятежа, предусмотренного ст. 279 УК РФ. Различие заключается в субъективной и объективной стороне состава преступления. Вооруженный мятеж предполагает наличие цели и действий, непосредственно направленных на свержение или изменение конституционного строя Российской Федерации, что не включено в субъективную и объективную сторону создания незаконного вооруженного формирования. При организации незаконного вооруженного формирования и вооруженного мятежа деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 208, 279 УК РФ.

Согласно примечанию к ст. 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Таким образом, применение указанной в примечании к ст. 208 УК РФ нормы возможно при наличии трех условий: а) добровольность прекращения участия в незаконном вооруженном формировании; б) сдача оружия; в) отсутствие в действиях лица иного состава преступления. Вопрос о том, распространяется ли действие примечания на руководителя незаконного вооруженного формирования, полагаем, должен решаться отрицательно исходя из буквального смысла толкования примечания. Кроме того, деятельность организатора более общественно опасна по сравнению с деянием иного участника незаконного вооруженного формирования. Даже при добровольном прекращении преступления организатор должен не просто прекратить свои собственные действия, а еще и обеспечить ликвидацию незаконного вооруженного формирования, его роспуск. Поэтому только выход организатора из состава незаконного вооруженного формирования может расцениваться лишь как обстоятельство, смягчающее наказание.

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за:

1) создание вооруженного формирования;

2) руководство таким формированием;

3) его финансирование.

2. Незаконное вооруженное формирование может создаваться в форме объединения, отряда, дружины или иной группы, т.е. объединения вооруженных лиц с различной степенью организованности, численности и оснащенности.

3. Обязательным признаком является незаконность вооруженного формирования. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне” создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещается и преследуется по закону.

Порядок создания законных формирований установлен такими законами, как Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции”, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности” и др.

4. Признак вооруженности означает наличие у всего формирования или части ее членов оружия, подпадающего под это понятие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”, а также боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

5. Создание незаконного вооруженного формирования выражается в любых действиях, результатом которых стала его организация (привлечение участников, вооружение участников, разработка структуры, устава и т.д.).

6. Под руководством понимается управление деятельностью уже созданного формирования (разработка планов, расстановка руководителей, командиров подразделений, организация контроля их деятельности, поддержание дисциплины и др.).

7. Финансирование означает материальное обеспечение незаконного вооруженного формирования.

8. Преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

10. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Частью 2 ст. 208 УК предусмотрена ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании, под которым следует понимать членство в нем и выполнение любых действий и поручений в соответствии с планами и задачами деятельности формирования, получение денежного вознаграждения и т.д.

12. Примечание к ст. 208 УК предусматривает условия освобождения лица от уголовной ответственности: а) добровольность прекращения участия в формировании; б) сдача оружия; в) отсутствие в его действиях иного состава преступления.

Комментарий к статье 208 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – общественная безопасность.

Части 1 и 2 ст. 208 УК РФ являются самостоятельными составами преступлений.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК РФ, включает три альтернативных действия: создание, руководство и финансирование незаконного вооруженного формирования. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК РФ, состоит в участии в вооруженном формировании.

Под незаконным вооруженным формированием в ст. 208 УК РФ следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации) (п. 23 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Обязательным признаком состава преступления является незаконность вооруженного формирования. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне” создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещается и преследуется по закону.

Таким образом, незаконным является вооруженное формирование, не предусмотренное федеральными законами. К таким законам относятся, например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2011 г.) “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. (в ред. от 8 декабря 2011 г.) “О федеральной службе безопасности” и некоторые другие. Относительно понятия “формирование” в юридической литературе нет единого мнения. Одни авторы полагают правильным для раскрытия его содержания обратиться к словарю русского языка и понимать под таким формированием объединение лиц, близкое по своим характеристикам к воинской части. Другие считают, что для формирования достаточно как минимум двух участников.

С нашей точки зрения, при определении понятия “формирование” следует исходить из сравнения с численностью низшего звена законного вооруженного войскового формирования – отделения, состоящего, как правило, не менее чем из десяти человек. Такой подход обусловлен тем, что вооруженное формирование призвано решать боевые задачи, что, в свою очередь, должно быть обеспечено определенным личным составом. При этом следует обратить внимание на то, что выполнение конкретных боевых действий может быть осуществлено и меньшим числом людей, входящих в состав формирования.

Незаконное вооруженное формирование – это организованная вне рамок федеральных законов группа лиц, обладающих оружием, количество и поражающая мощность которого достаточны для проведения разовых акций или длительных боевых действий, и представляющих угрозу конституционному строю, территориальной целостности, правам и свободам личности как элементам общественной безопасности.

Вооруженность как обязательный признак незаконного формирования предполагает наличие у его участников любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники. При этом незаконные приобретение, хранение, использование, передача ядерных материалов и радиоактивных веществ, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение или изготовление огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств квалифицируются соответственно по ст. ст. 220, 222 или 223 УК РФ (п. 23 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1). Вооружены могут быть не все члены формирования. На наличие состава преступления это не влияет.
Создание незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента фактического образования формирования, т.е. с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники (п. 24 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Руководство незаконным вооруженным формированием (ст. 208 УК РФ) заключается в осуществлении управленческих функций в отношении объединения, отряда, дружины или иной группы, а также в отношении отдельных его участников в целях обеспечения деятельности незаконного вооруженного формирования.

Такое руководство может выражаться, в частности, в утверждении общих планов деятельности незаконного вооруженного формирования, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных таким формированием (например, в распределении функций между членами незаконного вооруженного формирования, в организации материально-технического обеспечения, в принятии мер безопасности в отношении членов такого формирования) (п. 25 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

В тех случаях, когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования незаконного вооруженного формирования, его действия охватываются ч. 1 ст. 208 УК РФ, и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ как финансирование терроризма не требуется (п. 26 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента создания, руководства или финансирования незаконного вооруженного формирования.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что создает незаконное вооруженное формирование, руководит им или финансирует его и желает совершить эти действия.

Частью 2 ст. 208 УК РФ предусмотрена ответственность за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации.

Под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия), выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования и т.п.).

Преступление в форме участия лица в незаконном вооруженном формировании считается оконченным с момента совершения конкретных действий по обеспечению деятельности незаконного вооруженного формирования (п. 27 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

При совершении участником незаконного вооруженного формирования конкретного преступления его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 УК РФ и соответствующей статьей УК РФ (например, ст. ст. 205, 205.1, 205.2 или 206 УК РФ) (п. 28 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Если отдельные члены незаконных вооруженных формирований объединились в устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации (в том числе и для совершения террористической деятельности), руководят такой группой (бандой), а также участвуют в совершаемых ею нападениях, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 208 и 209 УК РФ (п. 29 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Участники незаконного вооруженного формирования осознают его незаконность и свою принадлежность к нему и действуют для реализации его целей.

Если лицо участвует на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, то обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является наличие целей, противоречащих интересам Российской Федерации.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем следует разграничивать с составом вооруженного мятежа, предусмотренного ст. 279 УК РФ Различие заключается в субъективной и объективной сторонах состава преступления. Вооруженный мятеж предполагает наличие цели и действий, непосредственно направленных на свержение или изменение конституционного строя Российской Федерации, что не включено в субъективную и объективную стороны создания незаконного вооруженного формирования. При организации незаконного вооруженного формирования и вооруженного мятежа деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 208, 279 УК РФ

Согласно примечанию к ст. 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Таким образом, применение указанной в примечании к ст. 208 УК РФ нормы возможно при наличии трех условий:

а) добровольность прекращения участия в незаконном вооруженном формировании;

б) сдача оружия;

в) отсутствие в действиях лица иного состава преступления.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 разъяснил, что под лицами, сдавшими оружие, следует понимать участников незаконных вооруженных формирований, которые сдали органам власти имеющееся у них оружие либо указали места его хранения.

Участник незаконного вооруженного формирования, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти.

Вопрос о том, распространяется ли действие примечания на руководителя незаконного вооруженного формирования, полагаем, должен решаться отрицательно исходя из буквального смысла толкования примечания. Кроме того, деятельность организатора более общественно опасна по сравнению с деянием иного участника незаконного вооруженного формирования. Даже при добровольном прекращении преступления организатор должен не просто прекратить свои собственные действия, а еще и обеспечить ликвидацию незаконного вооруженного формирования, его роспуск. Поэтому выход организатора из состава незаконного вооруженного формирования может расцениваться только как обстоятельство, смягчающее наказание.

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. С точки зрения объективной стороны статья предусматривает два состава преступления. Состав преступления, содержащийся в ч. 1, характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

а) созданием вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом;

б) руководством таким формированием;

в) его финансированием.

Состав преступления, содержащийся в ч. 2, характеризуется участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, либо участием на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (российский уголовный закон применим на основании ч. 1 или 3 ст. 12 УК). Содержание перечисленных действий в целом аналогично признакам соответствующих действий, предусмотренных ст. 205.1, 209 УК.

2. Вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом, может быть создано в форме объединения, отряда, дружины или иной группы (например, учебного центра, лагеря, базы и т.д.), а его конститутивными признаками являются, во-первых, незаконность (т.е. непредусмотренность федеральным законом) и, во-вторых, вооруженность (предполагающая наличие хотя бы у одного участника формирования пригодного к целевому применению оружия любого типа и происхождения, а также различных взрывных устройств).

3. Примечание к статье (распространяющееся только на преступные действия, предусмотренные ч. 2 статьи) предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием.

4. Совершение незаконным вооруженным формированием преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, следует квалифицировать по совокупности со ст. 208 УК.

5. От организации террористического сообщества (ст. 205.4 УК), бандитизма (ст. 209 УК), организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) рассматриваемый состав преступления отличается отсутствием конститутивных целей, характеризующих данные составы преступлений.

Комментарий к статье 208 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется несколькими альтернативными действиями:

1) созданием незаконного вооруженного формирования;

2) руководством таким формированием;

3) его финансированием;

4) участием в нем (ч. 2 ст. 208).

2. Незаконным признается вооруженное формирование, создание которого осуществлено вопреки требованиям, установленным федеральным законодательством. Незаконными могут признаваться и такие вооруженные формирования, которые создаются на основе решений органов власти и управления субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также федеральных органов исполнительной власти, в связи с тем, что оборона и безопасность относятся к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

3. Под формированием законодатель понимает объединение, отряд, дружину или иную группу. Оно будет считаться вооруженным при наличии у членов формирования любого оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Под созданием понимается совершение действий, в результате которых было образовано указанное формирование. Руководство предполагает определение направлений деятельности уже созданного формирования (разработка планов конкретных операций, проведение обучения и т.п.).

Под финансированием понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг. Участие в формировании предполагает вступление и членство в нем, прохождение учебы, тренировки, выполнение любых заданий руководителя и т.д.

Лицо, ответившее согласием на вступление в его состав, но не приступившее к выполнению функций участника такого формирования, должно привлекаться к ответственности по ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 208 УК.

4. Преступление признается оконченным с момента создания формирования, совершения действий по руководству таким формированием или финансирования его (ч. 1 ст. 208) или с момента участия в нем (ч. 2 ст. 208).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными, например насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, насильственное изменение конституционного строя. Цели могут быть и не преступными, однако вследствие незаконности и вооруженности формирования, т.е. очевидной потенциальной его опасности, становятся деструктивными для общества.

6. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. По ч. 1 ст. 208 подлежат ответственности организаторы, руководители и лица, финансировавшие незаконное вооруженное формирование, а по ч. 2 ст. 208 – лица, участвовавшие в нем.

7. Совершение в составе формирования любого преступления влечет ответственность по ст. 208 и соответствующей статье УК.

8. Примечание к комментируемой статье применимо лишь к участникам формирования, но не к его создателям и руководителям.

Другой комментарий к статье 208 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект преступления – общественная безопасность. Для правильной квалификации необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности”. Предмет преступления – оружие, т.е. предметы, указанные в Законе об оружии 1996 г.

2. Объективная сторона преступления выражается: 1) в создании вооруженного формирования (объединения), отряда, дружины или иной группы; 2) в руководстве таким формированием; 3) в его финансировании (ч. 1 ст. 208 УК); 4) в участии в вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК).

Под вооруженным формированием понимаются не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная группа, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя и т.п.).

Обязательными признаками формирования являются его незаконность, т.е. оно не предусмотрено федеральным законодательством, а также его вооруженность, т.е. наличие у членов объединения, отряда, дружины или иной группы огнестрельного или холодного оружия.

Создание незаконного вооруженного формирования выражается в совершении любых действий, результатом которых стало образование такого формирования (подбор участников, подыскание оружия, оборудование мест дислокации и т.п.).

Руководство незаконным вооруженным формированием выражается в действиях по направлению деятельности уже созданного указанного формирования (разработка планов, проведение учений и занятий, организация несения службы и т.д.).

Финансирование означает представление или сбор средств либо оказание иных финансовых услуг, которые предназначены для незаконного вооруженного формирования.

Под участием в незаконном вооруженном формировании понимается вступление в него и выполнение любых действий в соответствии с планами данного формирования (например, принятие присяги, получение формы, несение дежурства, участие в патрулировании, обустройство места дислокации, участие в проводимых учениях и занятиях и т.п.).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что создает незаконное вооруженное формирование, руководит им или финансирует его либо участвует в нем, и желает совершить эти действия.

4. Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором, руководителем или участником незаконного вооруженного формирования.

5. В соответствии с примечанием к ст. 208 УК лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольность заключается в прекращении участия по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжать такое участие.

Судебная практика по статье 208 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 205-АПУ17-34, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
    Буйнакске Республики Дагестан к совершению преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ; за незаконные приобретение, хранение, ношение и перевозку боеприпасов, совершенные им в составе организованной группы до задержания 23 ноября 2015 г. в г. Буйнакске Республики Дагестан…
  • Решение Верховного суда: Определение N 201-АПУ17-36, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
    Замечаний у Межиева и защитника к содержанию протоколов не было, о каком-либо принуждении к даче показаний он не заявлял. Вывод суда первой инстанции о виновности Межиева в вовлечении О в совершение преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ основан на его показаниях в ходе предварительного следствия, которые согласуются в деталях с совокупностью иных доказательств по делу, в связи с чем суд правильно сослался в приговоре именно на данные показания Межиева, как на доказательство его вины…
  • Решение Верховного суда: Определение N 20-АПУ17-1, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
    Так в отношении К находящегося в розыске, возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.208, в отношении М – по ч.2 ст. 208 УК РФ, в отношении М Г и С уголовные дела по обвинению в совершении преступлений, связанных с посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов и с незаконными действиями с оружием и взрывчатыми веществами были прекращены в связи с их смертью…
Источники
  • https://ukrf-stat.ru/statya-208-uk-rf-organizaciya-nezakonnogo-vooruzhennogo-formirovaniya-ili-uchastie-v-nem/
  • https://RuLaws.ru/uk/Razdel-IX/Glava-24/Statya-208/
  • https://ukrf24.ru/statia-208-uk
  • https://ruukrf.ru/st-208-uk-rf
  • https://www.zakonrf.info/uk/208/

[свернуть]

Обязательно почитайте!  Кадровая политика организации - что это такое: формирование, управление и цели
Ссылка на основную публикацию