Стоимостные критерии оценки открытого конкурса по 44 ФЗ в 2021 году

Содержание
  1. Новые критерии оценки
  2. Законодательное регулирование оценки заявок
  3. Понятие и виды
  4. Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные
  5. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе
  6. Какие критерии оценки заявок применяют в тендерах
  7. Критерий оценки «Цена контракта».
  8. Критерий «Наличие опыта работы» относится к нестоимостным критериям.
  9. Оценка поставщика по наличию у него квалифицированных работников.
  10. Оценка поставщика по наличию у него спецоборудования.
  11. Оценка поставщика по предложенным им характеристикам качества.
  12. Цена договора и стоимость жизненного цикла
  13. Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
  14. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки
  15. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров
  16. Порядок оценки
  17. Качественные характеристики
  18. Квалификация участника
  19. Как оцениваются нестоимостные критерии
  20. Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке
  21. Сроки оценки
  22. Окончательная оценка
  23. Что такое «значимость критерия» и почему ее надо учитывать при подаче заявки

Новые критерии оценки

С 09.07.2020 вступили в силу изменения в постановление правительства №1085 от 28.11.20213 о правилах оценки заявок. Эти изменения приняли, чтобы объективно оценивать заявки в закупках, по результатам которых заключается контракт в рамках ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 44-ФЗ, контракт, предмет которого выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, путем проведения открытого конкурса.

После поправок в ПП №1085 госзаказчиков обязали в качестве нестоимостного критерия оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме устанавливать только «квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, которые принадлежат им на праве собственности или на другом законном основании, опыта работы, который связан с предметом госконтракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

После изменений в ПП №1085 в таких закупках есть закрытый список показателей нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должны быть:

  • общая стоимость выполненных госконтрактов (договоров);
  • общее количество выполненных госконтрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров).

Цель изменений — поспособствовать определению подрядчика (исполнителя), который обладает необходимым уровнем квалификации, ‎обеспечить надлежащее исполнения контрактов на выполнение строительных работ и исключить применение субъективных, произвольно определяемых заказчиком критериев оценки заявок. Планируют, что новые меры позволят расширить количество участников закупок и исключат коррупционные риски.

Законодательное регулирование оценки заявок

Порядок оценки поступивших заявок содержится в ФЗ-44 статье 32. Здесь указано, что для оценки поступивших на конкурс заявок заказчик должен предварительно определиться с критериями и прописать их в конкурсной документации. В их числе могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию товара и на использование результатов работ, характеристики объекта закупки и квалификация участников.

Более подробно система оценки поступивших заявок прописана в Правилах оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ в 2013 г. №1085 (кратко – Правила №1085).

Оценка поступивших от участников заявок по комплексу критериев производится при закупке товаров через процедуру конкурса. Это одна из наиболее сложных закупочных процедур в рамках 44-ФЗ, поэтому применяется сравнительно редко. Проведение такой процедуры имеет смысл, если цена не является единственным значимым критерием выбора поставщика или исполнителя для заказчика.

Понятие и виды

Критерии оценки по 44-ФЗ — это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев: стоимостных и нестоимостных.

Стоимостные критерии оценки:

  1. Цена.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт.
  3. Стоимость жизненного цикла: закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
  4. Предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нестоимостные критерии оценки:

  1. Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
  2. Квалификация участника.

В ч. 4 ст. 32 44-ФЗ указано, сколько критериев должно быть установлено заказчиком в конкурсной документации — не менее чем два, один из которых цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.

Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.

Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные

Все критерии оценки поступивших заявок подразделяются на нестоимостные и стоимостные. Для оценки заявок по каждому критерию применяется 100-бальная шкала.

При закупке технически сложных товаров могут применяться дополнительные критерии оценки.

Стоимостные критерии включают все аспекты, связанные с ценой товаров, услуг и сопутствующих товаров. Нестоимостные критерии ставят во главу угла качественные характеристики товаров и услуг либо репутационные или квалификационные признаки подрядчиков.

В число стоимостных критериев оценки поступивших предложений входят:

  1. Цена товара.
  2. Общая стоимость заключаемого контракта (также именуется «стоимость жизненного цикла»). Нередко при заключении контракта расходы не ограничиваются только закупкой определенного товара, но также требует затрат на гарантийное обслуживание, ремонт и пр.
  3. Стоимость расходов на ремонт и применение товаров, включенных в поставку.
  4. Расходы, которые понесет заказчик в энергосервисном контракте.

В группу нестоимостных критериев оценки входят те, которые относятся к покупаемому объекту недвижимости или к самому участнику. В их числе:

  1. Качество товаров, предполагаемых к поставке.
  2. Потребительские характеристики поставляемых товаров.
  3. Квалификация руководителя компании, а также сотрудников, которые будут задействованы в реализации контракта.
  4. Соответствие объекта закупки требованиям экологической безопасности.
  5. Наличие у участника успешного опыта в реализации аналогичных контрактов.
  6. Наличие у участника достаточной численности трудовых ресурсов.
  7. Обеспеченность материально-техническими ресурсами, которые нужны для исполнения обязательств.
  8. Деловая репутация участника закупки.

Заказчик не должен прописывать все критерии оценки, он может отобрать только значимые для себя.

Согласно действующим правилам, заказчик должен прописать в конкурсной документации как минимум два критерия. При этом ценовой критерий обязательно должен присутствовать в системе оценок. Связано это с тем, что в процессе государственных закупок всегда имеет значение факт экономии бюджетных средств.

Сумма значимости двух и более критериев должна составлять 100%, при этом их удельный вес определяется заказчиком исходя из индивидуальных особенностей закупок.

Правила №1085 содержат предельные величины значимости различных критериев в зависимости от того, что закупается. При этом по стоимостным критериям установлено минимальное значение, ниже которого заказчик прописывать не вправе, по нестоимостным – максимальное. То есть заказчик при формировании конкурсной документации может изменять распределение между двумя значениями, но только путем увеличения значимости стоимостного критерия и уменьшения значения неценовых факторов.

Максимальная и минимальная величины значимости критериев содержатся в следующей таблице.

Объект закупкиМинимальное значение стоимостных критериевМаксимальное значение нестоимостных критериев
Аварийно-спасательные услуги4060
Юридические услуги, а также медицинские и образовательные4060
НИОКР2080
Прокат нац. фильмов2080
Написание литературных произведений, создание объектов искусства или архитектурных проектов0100
Услуги артистов, режиссеров2080
Создание документов, которые регламентируют качество образования4060
Реставрация культурных объектов4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Товары, не входящие в специфические списки7030
Работы и услуги, не входящие в отдельные перечни6040

Каждому нестоимостному критерию также присваивается свой коэффициент значимости в процентах (в сумме они также должны составлять 100%); если он один, то коэффициент имеет значение «1».

При проведении конкурса нельзя использовать непредусмотренные Постановлением №1085 критерии. Все они находят отображение в конкурсной документации.

В отношении некоторых видов работ законодательством предусмотрены дополнительные требования к распределению значимости критериев. Например, по отношению к строительным работам на «опыт участника в выполнении аналогичных работ» должно приходиться не менее 50% среди нестоимостных критериев.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.
Победителем закупки в форме конкурса становится участник не с самой низкой ценой, а предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Заявки на участие в открытом конкурсе всегда оценивают минимум по двум критериям, один из которых – цена.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договораМаксимальная значимость цены, %Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках7030
Работы и услуги не из перечня6040
Спасательные работы4060
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия4060
Юридические, образовательные, медицинские услуги4060
Нормативные документы в области образования (разработка)4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Услуги по кинопрокату2080
НИОКР2080
Услуги артистов и режиссеров2080
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы0100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Какие критерии оценки заявок применяют в тендерах

Критерии, которые устанавливает заказчик, работая по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ могут различаться

В основном в конкурентных закупках используется один критерий оценки заявок участников — цена контракта. К таким закупкам относятся аукционы, запросы котировок, закупка у единственного поставщика. В конкурсах, запросе предложений важна не только цена. В таких тендерах используются и другие критерии. Чаще всего заказчики проверяют поставщиков по следующим критериям:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Рассмотрим на примере Закона № 44-ФЗ, какие три критерия самые распространенные в тендерах. А также покажем три интересных, но более редких критерия оценки заявок.

Критерий оценки «Цена контракта».

Этот вы встретите в любой закупке, которую проводят госзаказчики: аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупка у единственного поставщика и т. д. Правда, механизм оценки по цене в этих способах разный. В аукционе, запросе котировок или закупке у едпоставщика главное — подать наименьшее ценовое предложение. Тогда заказчик выберет вас как своего поставщика. Другое дело, если вы решили участвовать в конкурсе или запросе предложений. В таких тендерах для оценки по критерию применяются формулы, которые установлены в пункте 16 постановления Правительства № 1085. И как вы увидите ниже из примера, наименьшее ценовое предложение может не быть гарантией того, что вы победите на тендере.

Критерий «Наличие опыта работы» относится к нестоимостным критериям.

Это значит, что вам надо будет подготовить сканы документов, которые подтвердят ваш опыт. Но не спешите сканировать документы, внимательно ознакомьтесь с требованиями заказчика.

Например, заказчик проводил конкурс на создание государственной информационной системы. Начальная (максимальная) цена составила 12 млн руб. Для подтверждения опыта заказчик запросил у участников «копии исполненных контрактов (договоров), копии актов выполненных работ, предметом которых является выполнение работ на оказание (услуг), сопоставимых c предметом Конкурса (по содержанию и составу работ (услуг) за период 2017–2020 гг. При этом цена одного исполненного контракта должна быть не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки (лота)». Значит, для подтверждения опыта и получения баллов по критерию предоставьте следующие документы:

— копии исполненных контрактов (договоров). Тщательно отбирайте контракты, которые будут подтверждать ваш опыт. Предмет таких контрактов должен быть сопоставим предмету конкурса. Работы по таким контрактам должны быть полностью выполнены на момент подачи заявки. Контракт должен быть исполнен в период 2017—2020 гг. По контрактам не должно быть взыскано штрафов, пеней. Сумма одного такого контракта должна быть не менее 6 млн руб.;

— копии актов выполненных работ. Перед тем как отправить акты заказчику, проверьте сумму по актам. Она должна сходиться с суммой, указанной в контракте. Если сумма меньше или больше, предоставьте заказчику дополнительное соглашение на расторжение контракта либо увеличение цены.

Оценка поставщика по наличию у него квалифицированных работников.

К этому критерию надо относиться особенно внимательно. Обратите внимание на то, какие документы требует заказчик. Если требуются сотрудники, которые состоят в штате, — приложите трудовые книжки и трудовые договоры. В копии трудовой книжки проставьте отметку, что сотрудник работает по сегодняшний день. В документации указано, что можно показывать сотрудников, которые сотрудничают с вами, но в штате не числятся — тогда приложите сканы договоров ГПХ с такими сотрудниками. Если требуется определенный уровень квалификации работника — к заявке прикрепите дипломы, свидетельства о повышении квалификации, удостоверения и т. д. Те документы, в которых четко виден необходимый уровень квалификации.

На практике этот критерий может прописываться следующим образом: Общее количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, со средним профессиональным образованием по специальности: повар 5-го разряда и/или повар 4-го разряда и/или повар 3-го разряда с опытом работы более 3 (трех) лет, предшествующих дате окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе (с приложением копий трудовых книжек, дипломов).

Важно

Если у поставщика нет опыта, он может участвовать в тендерах. Но по критериям опыты участника, ему поставят 0 баллов

Оценка поставщика по наличию у него спецоборудования.

Обычно такой критерий заказчики используют в закупках на выполнение каких-либо строительных работ. Например, заказчик проводит тендер на подрядные работы. Чтобы оценить будущих исполнителей, он установил такой критерий, как «Наличие в собственности, и/или в лизинге, и/или в аренде производственных мощностей (строительной техники), необходимых для выполнения работ: Автокран г/п 40 т». И установил в документации, что участник должен предоставить «надлежащим образом заверенную копию карточки учета организации имеющегося оборудования с копией ПТС/ПСМ, и/или надлежащим образом заверенную копию договора лизинга, и/или надлежащим образом заверенную копию договора аренды, с актом приема передачи предмета лизинга или аренды».

Для заказчика важно, чтобы уже на момент подачи заявки у исполнителя было спецоборудование. Ведь это определенная гарантия надежности и опытности исполнителя. С другой стороны, если у вас нет на момент подачи заявки спецоборудования — ничего страшного. Просто по этому критерию заказчик выставит вам 0 баллов. Участвовать в таком тендере все равно имеет смысл. Например, если вы можете сделать заказчику отличное предложение по цене или вы видите, что по другим критериям вы набираете максимальное количество баллов.

Совет

Не прикладывайте документы сотрудников, которые не подходят под условия документации. Это лишняя трата времени. Заказчик не будет учитывать таких сотрудников при оценке по критерию

Оценка поставщика по предложенным им характеристикам качества.

Этот критерий самый сложный для описания как заказчиками, так и участниками закупки. Часто сами заказчики не понимают, что по факту хотят получить от участников и как будут это оценивать.

Например, в тендере на выполнение функций генерального подрядчика по объекту — «Капитальный ремонт здания цирка» — заказчик установил критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». При этом он установил, что участники должны для получения баллов по данному критерию «описать порядок выполнения функций Генерального подрядчика по объекту: Капитальный ремонт здания цирка, в том числе описать методы контроля качества работ, методы и способы повышения качества работ, описать алгоритм взаимодействия с заказчиком в ходе выполнения работ». Но из документации непонятно, какой конкретно документ нужно предоставить участнику, какая степень детализации описания нужна, для того чтобы получить максимальный балл. Также непонятно, а как заказчик будет оценивать такие документы. Возникает вопрос: будет ли оценка со стороны заказчика непредвзятой и адекватной? Если вы столкнулись с такой закупкой в своей практике, запросите разъяснения от заказчика, перед тем как подать заявку. Возможно, заказчик изменит формулировки в документации, как-то конкретизирует, что хочет получить от участников. Либо это будет служить дополнительным аргументом в вашу пользу при разбирательстве в ФАС.

Важно

Если по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» участник в заявке предложил определенные условия исполнения контракта, это будет включено в контракт. Условия, предложенные участником, будут в дальнейшем обязательны для исполнения

Цена договора и стоимость жизненного цикла

По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.

В расчетах это выглядит так.

Далее ЦБ1 и ЦБ2 умножаются на коэффициент значимости (согласно Приложению к постановлению №1085 от 28.11.2013 и документации).

К примеру, К3 = 0.6

Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85

Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60

Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если Цmin > 0,

ЦБi = Цmin / Цix 100, где:

Цi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если Цmin < 0,

ЦБi = (Цmax– Цi) / Цix 100, где:

Цmax – максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБi), определяется по формуле:

ЦЭБi = ЦЭmin / ЦЭix 100,где:

ЦЭmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

ЦЭi – предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Обратите внимание

Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев (ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе).

Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

– литературных произведений;

– драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

– хореографических произведений и пантомимы;

– музыкальных произведений с текстом или без текста;

– аудиовизуальных произведений;

– произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

– произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

– фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

– производных произведений;

– составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

В силу п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 – 24 Правил оценки заявок.

Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

– качество товаров (качество работ, качество услуг);

– функциональные, потребительские свойства товара;

– соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок):

– квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

– опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

– обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

– обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

– деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

– финансовых ресурсов для исполнения контракта;

– на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

– опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

– необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.

Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:

  • исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
  • единица измерения расходов на эксплуатацию;
  • срок службы товара.

Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.

Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. Величина значимости стоимостного критерия оценки по 44-ФЗ «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Основная цель заявок – определение компании, предлагающей самые оптимальные условия сделки и выбор победителя, с которым будет заключен государственный контракт.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

Для того чтобы подвести итоги конкурса, у заказчика будет 20 дней. Он не вправе нарушать данные сроки. В процессе проведения конкурсов в сфере искусства и культуры может потребоваться дополнительное время на оценку: сроки рассмотрения предложений допускается увеличить на 10 дней.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

 

 

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

При рассмотрении поступившей заявки по стоимостным критериям конкурсная комиссия применяет такой принцип: чем ниже стоимость, тем выше балл, который получает участник закупки.

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).

По каждому из выбранному заказчиком нестоимостному критерию участнику выставляются определенные баллы. Чем больше баллов он получит, тем больше шансов на заключение контракта.

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

 

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Качественные характеристики

Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:

  • полнота учета требований;
  • обоснованность сроков;
  • технологии оказания услуг;
  • обоснованность необходимых для этого ресурсов;
  • указание системы контроля качества;
  • перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности;
  • экологические мероприятия.

Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.

Квалификация участника

В этом случае показатели, как правило, такие:

  • число сотрудников, которые обладают нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2017 и пр).

Вот пример нестоимостных критериев оценки по 44-ФЗ в 2020 году:

По постановлению №1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкал оценки по критериям при проведении открытого конкурса в 2020 году.

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.

3. Шкала. Наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

 

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация;
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Важно учитывать, что конкурсная комиссия не имеет права применять критерии оценки заявок, которые не были установлены конкурсной документацией (на основании ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса;
  • о допуске участника закупки;
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие;
  • о порядке оценки данных заявок;
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев;
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров;
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Если в конкурсной документации было закреплено право заказчика на подписание контакта с несколькими участниками, то первый номер допускается присвоить нескольким заявкам.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.

Что такое «значимость критерия» и почему ее надо учитывать при подаче заявки

Это вес критерия. Устанавливается в процентах. Сумма всех значимостей критериев, установленных в документации, равняется 100 процентам

Порядок оценки по критериям, которые применяются в конкурсе или запросе предложений, заказчик обязательно прописывает в документации тендера. Если заказчик проводит тендер по Закону № 44-ФЗ, он должен руководствоваться постановлением Правительства № 1085. Поэтому, прежде чем участвовать в закупке, ознакомьтесь с этим постановлением. Другой вариант, когда в своей работе заказчик руководствуется Законом № 223-ФЗ. Тогда вам придется перед подачей заявки дополнительно ознакомиться с положением о закупках ТРУ конкретного заказчика, в тендере которого вы хотите участвовать.

В любом случае, если вы не видите методику присвоения баллов по критерию, из документации непонятно, какие документы и сведения и в каком количестве необходимо представить вам как участнику для получения максимального балла по критерию, срочно пишите запрос заказчику на разъяснения документации. Если заказчик не дал никаких разъяснений или формально отписался, то смело пишите в ФАС.

Для оценки по критерию заказчик в документации тендера прописывает порядок начисления баллов по каждому критерию и значимость критерия. Для начисления баллов по критериям применяют формулы. А для начисления баллов по нестоимостным критериям можно применять либо формулы, либо шкалу. Шкалу заказчики могут разрабатывать самостоятельно, исходя из конкретных условий тендера.

Значимость критерия также надо смотреть в документации тендера. Значимость — это вес критерия в совокупности критериев оценки, которые установлены в тендере. Значимость выражается в процентах, а сумма всех значимостей всегда должна быть равна 100 процентам. Именно от значимости критерия, которая установлена в документации тендера, зависит, какое максимальное количество баллов можно получить по этому критерию.

Например, заказчик установил, что значимость критерия «Цена контракта» равна 70 процентам, тогда участник за самое лучше ценовое предложение получит максимум 70 баллов по этому критерию. В таком тендере, даже если опыт небольшой, можно выиграть за счет лучшего ценового предложения. Если же значимость критерия «Цена контракта» равна, например 40 процентам, то в таких тендерах цена не имеет решающего значения, а важны, например, опыт участников, его трудовые ресурсы и т. д.

На примере одного конкурса, разберемся, как происходит оценка заявок. Когда лучше отступить, а когда можно — и побороться.

Пример

Предмет конкурса: Оказание услуг по обучению должностных лиц заказчика
НМЦК: 5 490 280,00 рублей
Критерии оценки:

Чтобы победить в таком конкурсе, надо знать свои слабые и сильные стороны. Как видно из условий конкурса, цена здесь является не самым важным критерием, и если у вас нет опыта или небольшие трудовые ресурсы, то шанс на победу невелик. Мы смоделировали три варианта действий исходя из предполагаемой опытности участника.

Первый вариант. Вы новичок на рынке госзакупок. Опыта ноль.

На конкурс пришло два участника — вы и второй участник. Но второй участник оказался более опытным, и, чтобы победить, ему не надо сильно снижаться в цене. Поэтому при первоначальной подаче ценового предложения он снизил цену на 10%. Вы при подаче заявки сначала предложили цену в 5 100 000,00 руб.

Во время переторжки электронная площадка сообщает всем участникам о лучшем ценовом предложении. И это предложение второго участника. Соответственно и снижаться второму участнику не имеет смысла. И тут надо посчитать: а на сколько вам надо снизиться в цене, чтобы «получить» контракт? И имеет ли вообще смысл снижаться, не уйдя в убыток себе?

Например: вы снизили цену до 680 000,00 руб., то есть более чем на 87% от начальной (максимальной) цены контракта. А второй участник остался при первоначальной цене. Тогда получаем следующий итог:

На этом примере можно легко увидеть, что, на сколько бы новичок не снизил цену, он никогда не победит более опытного участника тендера. Поэтому, пока нет опыта, лучше выбирать другие способы закупки. Например, аукцион или запрос котировок. Но и в конкурсах можно пробовать участвовать. Ведь бывают такие случаи, когда вы можете оказаться единственным участником. И тогда оценка по критериям не будет производиться, вас проверят лишь на соответствие требованиям документации.

Второй вариант. На рынке госзакупок вы находитесь уже 2 года. Имеете небольшой опыт по исполнению контрактов.

Первоначальные данные примера остались неизменными. Два участника, и второй участник более опытный.

Раз в документации была установлена шкала оценки по нестоимостным критериям, то на момент переторжки можно посчитать, сколько баллов вы наберете по нестоимостным критериям. И уже на основе этих данных предлагать улучшенное ценовое предложение. К сожалению, в конкурсе можно только один раз подать улучшенное ценовое предложение. Поэтому и считать, на сколько процентов вы можете снизиться без убытка для себя, надо заранее.

После расчетов становится понятно, что менее опытному участнику надо снизиться не менее чем на 75% от первоначальной цены, чтобы стать победителем в этом конкурсе. Но это при условии, что второй участник не будет снижать цену. Поэтому и в этом случае лучше выбирать другие способы закупки. Но если вы готовы сначала поработать на имидж, тогда можно участвовать в таких закупках.

Третий вариант. На рынке госзакупок вы находитесь уже более 4 лет. Имеете большой опыт по исполнению контрактов.

В этом примере вы уже четко уверены, что по всем нестоимостным критериям получаете максимальное количество баллов. Поэтому снижать первоначально цену можно на небольшой процент. Дальнейшее снижение цены будет зависеть от предложения второго участника.

Чтобы победить в этом конкурсе, главное — подать лучшее ценовое предложение.

Из третьего примера видно: если вы опытный участник на рынке госзакупок, сильно снижать цену в конкурсах не обязательно. Достаточно сделать более выгодное по цене предложение во время переторжки.

Источники
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-otsenivayutsya-uchastniki-otkrytogo-konkursa
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/ocenka-zaavok.html
  • https://pravo.team/zakupki/44/kriterii-otsenki-zayavok.html
  • https://44fzrf.ru/kriterii-oczenki-v-konkursah/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/351144/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector