Закон о МРОТ: суть и общие положения, таблица по регионам

О минимальном размере оплаты труда

Начиная с 1 января 2021 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный «статьей 1» настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями — за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный «закон» от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный «закон» от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 «N 54-ФЗ», от 24.07.2009 «N 213-ФЗ»)

Статья 4. Установить, что до «внесения изменений» в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 «статьи 12» Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

«абзац второй» исключить;

«абзац третий» изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный «закон» от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

МРОТ по всем регионам РФ: таблица с 1 января 2021 года

Ниже представлена таблица по регионам РФ с учетом федеральной минимальной заработной платы и последних новостей по регионам РФ.

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими организациями — за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331) следующие изменения:

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года N 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Последние обновления в ФЗ № 82

Крайнее обновление федерального закона о МРОТ состоялось в декабре 2017 г. Основное изменение коснулось ФЗ № 82 в статье 1, регулирующей минимальный уровень зарплаты.

В тексте положения указывается, что Госдума России будет устанавливать предельно допустимый уровень з/п ежегодно. В 2017 г. его размер составлял 9 тысяч 489 р. Сначала действующего отчетного периода новая система расчетов позволила увеличить этот показатель на 1791 рублей в среднем по стране. При этом если объем выплат за какой-то квартал станет меньше в сравнении с предыдущим периодом, то величина показателя должна соответствовать наибольшей цифре, т. е. I периоду.

Прожиточный минимум в РФ

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2021 года» зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2021 г. N 52118.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 3, ст. 538)
п р и к а з ы в а ю:

Установить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2021 года на душу населения 10 444 рубля, для трудоспособного населения — 11 280 рублей, пенсионеров — 8 583 рубля, детей — 10 390 рублей.

Условия, при которых зарплата может быть меньше МРОТ

В некоторых случаях заработная плата может быть установлена меньше МРОТ, т. к. оплата труда состоит из нескольких частей:

  • окладная часть;
  • выплаты, полагающиеся в качестве компенсации — например, надбавка за вредные производственные условия, стимулирующие отчисления (статья 129 ТК России).

Ввиду этого за месяц работы служащий может получать, с учетом всех дотаций и премиальных, з/п больше или равной сумме, установленной законом о минимальном размере оплаты труда. Такое положение дел считается нормальным, т. к. в действующем законодательстве отсутствуют препятствию к таким видам выплат.

Зарплата может быть меньше действующего МРОТ, если сотрудник работает по совместительству или на полставки. В таких ситуациях сумма денежного довольствия может составлять менее 11 тысяч 280 руб.

На заметку: в зависимости от региональной принадлежности предприятия сотрудники могут получать дополнительные надбавки. К примеру, работа в условиях Крайнего Севера не может включать оплату труда, сравниваемую с минимальными показателями. Эти суммы начисляют сверху, т. о. сначала считается отраслевая или региональная оплата с учетом МРОТ, а затем добавляется коэффициент надбавки.

Минимальный размер труда

В соответствии с законом о МРОТ в каждом субъекте РФ устанавливаются отдельные значения, т. к. благодаря большой территории страны, условия климаты в регионах разные, в т. ч. на Крайнем Севере. Поэтому с начала текущего отчетного периода применяют повышенные коэффициенты в зависимости от расположения работодателя.

В таблице представлен МРОТ

Субъект РФ Минимальный размер оплаты труда
Алтай 11 тыс. 280 р. + коэфф.
Амурская обл.
Архангельская обл.
Астраханская обл.
Брянская обл.
Владимирская обл.
Волгоградская обл. В объеме ½ от минимальной величины, но не меньше установленного размера для трудоспособных граждан
ЕАО 12.000 руб. для всех служащих, невзирая на трудовой стаж
Иркутская обл. 11 тыс. 280 р. + коэфф.
Кабардино-Балкарская республика
Калининградская обл.
Калужская обл.
Костромская обл. 11 тыс. 280 р. + коэфф. 1,15 = 12 837,45 р.
Краснодарский кр. 11 тыс. 280 р.
Липецкая обл. В размере ½ от минимальных показателей, но не меньше установленного объема для трудоспособных граждан (IV кВ. 2017 года)
Ростовская обл.
Севастополь 11 тыс. 280 р.
Смоленская обл.
Ставропольский кр.
На заметку: если в регионе, в котором осуществляет деятельность работодатель, действует специальный документ, устанавливающий объем МРОТ в субъекте, то заработная плата сотрудника не может меньше указанного размера в ФЗ № 82. Этот факт установлен в статье 133.1 ТК России.

Порядок правильного повышения зарплаты до нового МРОТ в регионах

В соответствии с законом о МРОТ с 1 января 2021 г. если оплата за трудовую деятельность составляет меньше утвержденного минимального значения, то работодатель обязан провести процедуру повышения. В нормативно-правовых положениях установлено два варианта для этих мероприятий, один из которых бухгалтерия предприятия может применять при расчетах с персоналом.

Метод № 1: повышение окладной части

Повышение оклада является хоть и простым, на первый взгляд, но не самым удобным способом. Обусловлено это тем, что на государственном уровне планируется проводить повышение минималки по з/п каждый год. Соответственно, руководству и отделу бухгалтерии придется каждый отчетный период издавать указ о повышении заработной платы. Кроме того, заменить потребуется договора, расписание и иные бумаги, где фигурирует ставка по окладной части.

Метод № 2: доплата к заработной плате

Такой подход требует от бухгалтерии формирования локального документа, к примеру, отдельного приказа или дополнительного соглашения к трудовому договору. Примечательно, что сравнение МРОТ проводится не с окладной частью, а суммарными выплатами.

Проведение мероприятия проще как в теории, так и на практике, т. к. не требуется вносить изменения в договора и иные сопутствующие документы каждый раз при изменении минимальной ставки. То есть достаточно единожды установить доплату, например, в локальном акте о положениях трудовой деятельности.

Ответственность за нарушения

При условии, что работник осуществлял трудовую деятельность в рамках месячной нормы, работодатель обязан выплатить средства не меньше регионального минимума или показателей отрасли. При нарушении действующих законодательных положений организацию могут привлечь к ответственности.

По КоАП

Штрафные санкции в размере:

  • 10000-15000 руб. для должностных лиц;
  • 100000-150000 р. для юридических организаций;
  • приостановление деятельности на срок до 3 мес.
Источники
  • https://www.ib.ru/law/92
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5baf7ac02119b800acc02ec0/tablica-mrot-s-1-ianvaria-2021-goda-po-vsem-regionam-rossii-5ff0c8c1d1a90641caca5bd4
  • https://www.zakonrf.info/doc-15382718/
  • https://www.audit-it.ru/news/account/1025682.html
  • https://RuLaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-19.06.2000-N-82-FZ/
  • https://tass.ru/ekonomika/10382121
  • https://zakonoved.su/fz-o-minimalnom-razmere-oplaty-truda-polozheniya.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах