Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени в 2024 году

Что такое обязательство с юридической точки зрения

Понятие обязательства законодательно закреплено в . Под этим термином понимается необходимость одного лица (должника, контрагента) совершить определенные действия в пользу другого лица (кредитора). Например, выполнить условия договора по оказанию услуг, выполнению работ, поставки, возврату или предоставлению денежных средств.

Обязательства могут возникать из условий договора и сделок, но могут возникать и в силу закона, например, в связи с причинением ущерба или получением неосновательного обогащения.

Иногда стороны вступают в сделки, не заключая договор, таким примером является предоставление оферты и принятие ее (акцепт). По этому же принципу часто оказываются услуги, направленные на широкий круг лиц. Споры по таким гражданско-правовым отношениям регулируются действующим законодательством.

Что является неисполнением контракта и когда оно правомерно?

Неисполнением обязательств по договорам, сделкам, в силу закона признается нарушение условий, предусмотренных контрактом, офертой или законодательством. Как правило, это сопровождается причинением убытков контрагенту или кредитору.

Гражданский кодекс Российской Федерации в силу и не предусматривает односторонний отказ от исполнения договоров, сделок, контрактов и т.п., если иное не предусмотрено условиями договора или законом.

Таким образом, если контрагент допускает неисполнение условий по сделке, то его можно привлечь к ответственности.

К мерам ответственности можно отнести: неустойку, штраф, пени, взыскание причиненных убытков, упущенной выгоды, морального вреда и другое.

Размеры неустоек, пени, штрафов могут определяться условиями договора (договорная неустойка, ) или законодательно, в частности ст. 15 и .

Законодательством предусмотрены случаи, когда неисполнение обязательств не влечет за собой применение санкций.

К таким случаям относятся:

  • обстоятельства непреодолимой силы (форс — мажор)
  • отсутствие вины

Данные обстоятельства, как правило, приходится доказывать в судебном порядке, чтобы избежать начисления неустоек и штрафов.

Обратите внимание: нельзя оправдывать неисполнение контрактов отсутствием необходимых товаров на рынке или неисполнением сделок со стороны третьих лиц.

Обязательства по договору можно не исполнять, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа или расторжения сделки или по основаниям, предусмотренным законодательством.

Обратите внимание: люди часто заблуждаются относительно возможности не исполнять условия сделки, например, если у банка отобрали лицензию или контрагент подал на банкротство, то это не означает, что обязательства по договорам автоматически прекращены. В таких случаях, а также при уклонении контрагента от принятия исполнения по сделке, можно воспользоваться депозитом нотариуса или суда. Это предусмотрено действующим законодательством и освобождает от штрафных санкций в будущем.

Обязательства по договорам прекращаются только путем их исполнения. В остальных случаях, могут быть применены штрафные санкции, если иное не следует из контракта или законодательства.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП

Ответственность (за что предусмотрен штраф)

28.1

За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика

28.2

За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок

28.3

За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ

28.4

За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки

28.5

За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры

28.6

За нарушение порядка заключения, изменения контракта

28.7

За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ

28.8

За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц

28.10

За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ

28.11

За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа

28.12

За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ

28.13

За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ

28.14

За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности

28.15

За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ

28.16

За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу

28.17

За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ

28.18

За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу

28.19

За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении

28.20

За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

Ответственность за неисполнение условий контракта

При заключении контракта на заказчика и поставщика накладывается ответственность за исполнение условий контракта, если же одна из сторон уклоняется от исполнения обязательств, то за это предусматривается ответственность за неисполнение условий контракта.
При процедуре заключения контракта требуется в отдельном пункте указывать все обязательства, их и будут в последующем исполнять стороны, а также необходимо отмечать случаи, при которых каждая сторон будет нести ответственность за неисполнение данных условий контракта.
В целом ответственность за неисполнение условий контракта в госзакупках составляет 1 год, отсчет данного времени начинается с момента, когда было совершено правонарушение. Хотите принять участие в госзакупках, но у вас нет достаточного опыта? Наш «Центр» предоставляет услугу по комплексному тендерному сопровождению под ключ.
За это время стороны могут быть привлечены к ответственности. В качестве наказания в данном случае будет предполагаться наложение штрафных санкций, они определяются в соответствии с законодательством. На основании решения суда может произойти наложение данных штрафных санкций.
Чтобы избежать неисполнения обязательств по контракту, для этого рекомендуется внимательно изучать все условия по сотрудничеству, они указываются в контракте. Данное действие можно выполнять на этапах ознакомления с условиями госзакупки.

Государственный контракт ответственность сторон

Вся ответственность по поставке продукции для обеспечения госнужд согласно с общими требованиями об ответственности по контракту. Вместе с взысканием убытков происходит отметка взыскания неустойки. Значимость поставки товаров для обеспечения госнужд обуславливает использование ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств сторон контракта или за неисполнение обязанностей. Так, если за подрядчиком замечается неаргументированный отказ в заключении госконтракта на поставку продукции для удовлетворения госнужд:

  • Тогда поставщик обязан будет оплатить штраф в размере цены товаров, которая обычно прописывается в самом проекте контракта.
  • Если обнаружена просрочка поставки или недопоставки продукции по госконтракту, тогда поставщик обязан будет выплатить неустойку 50 % от цены недопоставленной продукции. Помимо этого поставщику необходимо будет возместить все убытки, понесенные заказчиком.
  • Если происходит поставка в гос резерв материалов ненадлежащего качества, при этом на поставщика накладываются обязательства по оплате штрафа, имеющего размер 20 % от цены товаров, которые были по итогу забракованы и др.

Если происходит невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств одной из сторон контракта, то она должна будет сделать следующие действия:

  • Потребуется возместить ущерб стороне, которой входе неисполнения контракта или его ненадлежащего выполнения были понесены убытки данная сторона будет нести ответственность, предусматривающуюся гос контрактом;
  • Если произошло нарушение обязательств по контракту на поставщика накладывается ответственность и он может лишиться льгот, которые предусматриваются гос контрактом согласно со ст 9 44 ФЗ;
  • Если в качестве поставщиков выступают монополисты по производству особых видов продукции или по их продаже, то он не имеет возможности отказаться от заключения гос контрактов на оказание поставки продукции для гос нужд.

Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП

 

Ответственность (за что предусмотрен штраф)

28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

Материальная ответственность

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Исполнитель

Пени

С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.

Штрафы

Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):

· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;

· 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;

· 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;

· 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;

· 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;

· 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;

· 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб.

Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб.

Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ.

Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:

· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;

· 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.

Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение контракта

Начисление пени производится за каждый день просрочки неисполнения обязательств поставщиком, предполагающиеся контрактом со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом периода исполнения обязательств и устанавливается в размере, определяющегося согласно с порядком Правительства России.
При этом размер штрафа может быть установлен контрактом в виде суммы, которая определяется согласно с установленным порядком Правительства России.

Если все же просрочка исполнения обязательств наступает со стороны поставщика или, если с его стороны происходит ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, то в том случае заказчик может отправить требование по оплате неустоек поставщику.
Возникают случаи, при которых сторона может быть освобождена от оплаты штрафов и пени. Данными ситуациями будут выступать те, при которых можно будет предоставить доказательства того, что действия по неисполнению обязательств по контракту происходят из-за возникновения непредвиденных обстоятельств или же из-за действий второй стороны.

Штраф за неисполнение контракта

Под штрафными санкциями понимается два понятия, одним из них является пени.
Пени выступает в качестве штрафной санкции, которая указывается в самом тексте контракта. Они начисляются от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России от суммы каждого дня просрочки выполнения обязательств.
Вторым понятием является штраф. Он выступает в качестве дополнительного составляющего к договору. Сумма штрафа является фиксированной и зависит от суммы самого договора. В основном сумма штрафа выступает в границах от 3 до 50 тыс руб и взимается в пользу государства.

Заказчик будет признан ответственным за неисполнение условий контракта при ситуациях, если:

  • Заказчик намеренно препятствует исполнению обязательств по контракту исполнителем, а также срывает сроки сдачи договора;
  • Если заказчик не выполняет своих обязательств, которые прописаны в контракте;
  • Если заказчик намеренно допускает просрочку в выполнении обязательств по оплате договора;
  • Если он не хочет и отказывается от исполнения условий контракта.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Сумма контракта, руб. ниже 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100-500 млн 500 млн до — 1 млрд 1-2 млрд 2-5 млрд 5-10 млрд 10 млрд и выше
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб. Менее 3 млн руб. 3-50 млн руб. 50-100 млн руб. 100 млн руб. и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 00 100 000

Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.

Неисполнение обязательств по контракту

За неисполнение надлежащим образом обязательств по контракту предполагает наложение ответственности в соответствии ГР России подразумевает имущественный характер. В данной ситуации на сторону причинившую вред или которая нарушила исполнения своих обязательств, то на нее накладывается ответственность. Ответственность может быть наложена при наличии следующих ситуациях:

  • При совершении противоправных действий;
  • При наличии вины сторон;
  • Если одна из сторон понесла убытки;
  • Если устанавливается связь между действиями виновной стороны и при наличии из-за нее убытков у второй стороны.

Гл 25 ГК России носит указание несение ответственности за неисполнение обязательств по контракту.
На основании этого ответственностью будет являться возмещение виновной стороной убытков, которые понесла вторая сторона.

При этом порядок по определению убытков носит регламентацию ст 15 ГК России:
  • Пострадавшей стороной будет являться субъект, у которого было нарушено материальное право, она может требовать возмещения убытков;
  • При получении стороны нарушившей обязательства, дохода, то сторона понесшая убытки, получает возможность требовать упущенную выгоду. Ее размер должен быть не меньше, размера дохода второй стороны.

Нарушение существенных условий контракта может повлечь к подписанию аналогичного контракта, тогда сторона, у которой были нарушены права может получить право требовать с должника возмещения разницы между ценой по сравнению с первоначальным договором и тем, который был заключен повторно.

Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?

Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.

Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.

Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):

Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:

  • до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
  • 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
  • 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
  • более 100 млн. руб. — 100 000 руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).

Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:

  1. Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
  2. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
  3. Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.

Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.

Административные меры

Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя. Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф.

Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.

Итак, какие нарушения приведут к административной ответственности в виде штрафа, и сколько придется заплатить:

№ п/п Правонарушение Статья КоАП Штраф (руб.)
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика
1. Нарушение требований 44-ФЗ в принятии решения о способе определения поставщика. ч.1 ст.7.29 30 000
2. Выбор иного способа определения исполнителя, если его определение должно проводиться с помощью конкурса или аукциона. ч.2 ст.7.29 50 000
3.

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.

Несоблюдение порядка и сроков направления в контролирующую организацию сведений и документации для согласования возможности заключения обязательств с единственным исполнителем.

ч.2.1 ст.7.29 50 000
4. Принятие заказчиком или уполномоченным ведомством решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере ГОЗ либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в области ГОЗ. ч.3 ст.7.29 Должностные лица — от 30 000 до 50 000
5. Несоблюдение порядка определения стоимости госконтракта при размещении ГОЗ у единственного исполнителя. Ст.7.29.1
6. Внесение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе требованиям к приобретаемым заказчиком ТРУ или нормативным затратам, либо включение в план-график НМЦК, в том числе заключаемого с единственным исполнителем, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе. ч.1 ст.7.29.3
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок
7. Нарушение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). ч.2 ст.7.29.3 Должностные лица — 10 000
8. Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. ч.3 ст.7.29.3 Должностные лица — 30 000
9. Несвоевременное утверждение плана закупок, плана-графика (вносимых в них корректировок) или несвоевременная публикация плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы корректировок) в ЕИС. ч.4 ст.7.29.3 Должностные лица — от 5 000 до 30 000
10. Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков не более чем на 2 рабочих дня). ч.1 ст.7.30

Должностные лица – 5 000

Юридические — 15 000

11. Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков более чем на 2 рабочих дня). ч.1.1 ст.7.30

Должностные лица — 30 000

Юрлица — 100 000

12. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков не более чем на 1 рабочий день). ч.1.2 ст.7.30

Должностные лица – 3 000

Юрлица — 10 000

13. Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков более чем на 1 рабочий день). ч.1.3 ст.7.30

Должностные лица — 15 000

Юрлица — 50 000

14.

Несоблюдение требований 44-ФЗ при размещении материалов. Нарушение порядка:

· предоставления конкурсной или аукционной документации;

· разъяснения положений конкурсной или аукционной документации;

· приема заявок на участие в определении исполнителя, итоговых предложений.

ч.1.4 ст.7.30

Должностные лица — 15 000

Юридические — 50 000

15. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика на 10 календарных дней раньше дня внесения изменений в план-график в отношении данной процедуры. ч.1.5 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
16. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика в случае, если сведения о данной процедуре не внесены в план-график. ч.1.6 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
17. Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе исполнителя в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. ч.1.7 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
18.

По основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ:

· отклонение заявки на участие в конкурсе;

· отказ допустить участника к аукциону;

· признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной (аукционной) документации;

· отстранение поставщика от участия в конкурсе, аукционе.

Если участник, подавший такую заявку, не был допущен к процедуре согласно требованиям 44-ФЗ:

· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;

· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Нарушение порядка:

· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к таким заявкам, поданным дистанционно;

· изучения и оценки заявок, итоговых предложений участников, установленного конкурсной документацией.

ч.2 ст.7.30 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000
19. Несоблюдение требований к составу протокола, подготовленного в ходе определения исполнителя. ч.2.1 ст.7.30 Должностные лица — 10 000
20. Неразмещение в ЕИС материалов и документации, размещение которых регулируется с 44-ФЗ. ч.3 ст.7.30

Должностные лица — 50 000

Юридические — 500 000

21.

Установление непредусмотренных 44-ФЗ:

· порядка изучения и оценки заявок на участие в выборе поставщика, итоговых предложений;

· требований к участникам;

· требований к сумме обеспечения заявок;

· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (ОИК);

· требования о предоставлении участниками в составе заявки сведений и документов, нарушающих 44-ФЗ.

ч.4 ст.7.30 1% от стоимости контракта, но не менее 5000 и не более 30 000
22.

Добавление к описанию объекта госзаказа требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования ограничивают конкурентную борьбу, кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ.

Включение в один лот объектов закупки ТРУ, технологически и функционально не взаимосвязанных.

ч.4.1 ст.7.30 1% от цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
23. Утверждение конкурсной и аукционной документации, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законом. ч.4.2 ст.7.30 Должностные лица — 3000
24.

Отказ в приеме заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений по основаниям, противоречащим законодательству.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, направившему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе согласно законодательству.

Несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в виде электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Нарушение порядка изучения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

ч.6 ст.7.30 5% от НМЦК, но не более 30 000
25. Признание победителя торгов с нарушением требований законодательства. ч.7 ст.7.30 Должностные лица — 50 000
26.

Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не оговоренных в 44-ФЗ.

Несоблюдение порядка и сроков отмены выбора исполнителя.

ч.8 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
27.

Организация закупок для СМП и СОНКО не в том объеме, который предусмотрен контрактным законодательством.

Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года.

ч.11 ст.7.30 Должностные лица — 50 000
28. Несоблюдение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня. ч.13 ст.7.30 Должностные лица — 3000
29. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня. ч.14 ст.7.30 Должностные лица — 30 000
30. Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на приобретение ТРУ по гособоронзаказу, установленных законодательством РФ о ГОЗ. ч.15 ст.7.30 30 000 — 50 000
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, РНП (штрафы на должностные лица)
31. Внесение заведомо ложных сведений в РНП. ч.1 ст.7.31 50 000
32.

Ненаправление, несвоевременная отправка в контролирующий орган данных, необходимых для внесения в РНП.

Непредоставление, несвоевременная подача в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, материалов или документов, необходимых для включения в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются необходимыми согласно 44-ФЗ.

ч.2 ст.7.31 20 000
Штрафы за несвоевременный возврат обеспечения заявок
33. Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в выборе поставщика, не более чем на 3 рабочих дня. ч.1 ст.7.31.1

Должностные лица – 5 000

Юрлица — 30 000

34. Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении исполнителя, более чем на 3 рабочих дня. ч.2 ст.7.31.1

Должностные лица — 15 000

Юрлица — 90 000

Штрафы за несоблюдение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов
35. Заключение контракта с нарушением утвержденных условий определения исполнителя или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключаются обязательства. ч.1 ст.7.32

Должностные лица — 1% от суммы договора, но не менее 5 000 и не более 30 000

Юридические — 1% от суммы договора, но не менее 50 000 и не более 300 000

36. Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий выбора поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительным расходам бюджета или уменьшению объема поставляемых ТРУ. ч.2 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно израсходованных денег или цен ТРУ, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
37. Срыв сроков заключения контракта или уклонение от заключения. ч.3 ст.7.32 Должностные лица — 50 000
38. Смена условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ. ч.4 ст.7.32

Должностные лица — 20 000

Юридические — 200 000

39. Изменение условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ, и такие корректировки повлекли дополнительные траты из бюджета или уменьшению объема ТРУ. ч.5 ст.7.32 Двукратный размер дополнительно потраченных денег или цен ТРУ, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
40. Неправомерное расторжение обязательств в случае одностороннего отказа от исполнения. ч.6 ст.7.32 Должностные лица — 50 000
Юрлица — 200 000
41. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение контрактных обязательств с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не приводят к уголовной ответственности. ч.7 ст.7.32

Приводят к административному штрафу:

· на должностных лиц и ИП в размере 5 — 15% суммы невыполненных договорных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до 2-х лет;

· на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных договорных обязательств, но не менее 300 000

42. Нарушение законов и НПА России о проведении экспертизы поставленных/выполненных ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с 44-ФЗ к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. ч.8 ст.7.32 Должностные лица — 20 000
43. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. ч.9 ст.7.32 Должностные лица — 20 000
44. Приемка ТРУ или отдельного этапа исполнения договора в случае несоответствия этих ТРУ либо результатов выполненных работ условиям договора, если обнаруженное несоответствие не устранено исполнителем и повлекло дополнительные траты из бюджетной системы РФ или уменьшению количества/объемов ТРУ. ч.10 ст.7.32 Должностные лица — от 20 000 до 50 000
45. Срыв срока и несоблюдение оплаты, в том числе неисполнение обязанности по предоставлению аванса, указанных в контракте. ч.1 ст.7.32.5 Должностные лица — от 30 000 до 50 000
46. Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по выплате аванса, указанных в контракте. ч.2 ст.7.32.5 Должностные лица — дисквалификация на 1-2 года
Штрафы за нарушения в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
47. Проведение процедур по приобретению ТРУ, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. ч.11 ст.9.16

Должностные лица — 30 000

Юридические — 100 000

Штрафы за несвоевременное выполнение законного предписания
48. Невыполнение в требуемый срок законного предписания, требования контролирующего органа. ч.7 ст.19.5

Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000

Юрлица — 500 000

Штрафы за нарушение порядка и несвоевременную подачу сведений в контролирующий орган
49. Непредоставление или несвоевременное предоставление в контролирующий орган информации и документов, если предоставление таких информации и документов является необходимым по 44-ФЗ, либо подача заведомо ложных сведений и документов. ст.19.7.2

Должностные лица — 15 000

Юридические — 100 000

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

  1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
  • штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
  • принудительные работы на срок до пяти лет
  • лишение свободы сроком до семи лет
  1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
  • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
  • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

  • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.
Источники
  • https://www.pravoleg.ru/uslugi/sostavlenie-dogovorov/neispolnenie-obyazatelstv/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/shtrafy-44%E2%80%91fz-2020-god/
  • https://star-tender.ru/poleznye-stati/otvetstvennost-storon-po-44-fz-shtrafy-i-peni-chto-nuzhno-znat
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/otvetstvennost-za-neispolnenie-usloviy-kontrakta/
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/otvetstvennost-storon-po-kontraktu/
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/otvetstvennost-storon-po-44-fz-shtrafy-i-peni.html
  • https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах