Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ: штрафы и санкции для исполнителя

Содержание
  1. Что такое сроки поставки товара, и кто их определяет
  2. Каковы минимальные сроки
  3. Неустойка в 44-ФЗ
  4. На что начисляется пеня по 44-ФЗ
  5. Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году
  6. Нормативные правовые акты
  7. Права и обязанности заказчика и исполнителя по государственному контракту
  8. Типичные нарушения и взыскания
  9. Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
  10. Можно ли взыскать упущенную выгоду
  11. Порядок действий при нарушении срока поставки
  12. Определение периода просрочки поставки
  13. Претензионная работа с поставщиком
  14. Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику
  15. Допустимость отказа от приемки работ поставщиком
  16. Возможность уменьшения неустойки
  17. Расчет неустойки для заказчика
  18. Расчет неустойки для поставщика
  19. Ответственность за нарушение условий контракта
  20. Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
  21. Размер штрафов на заказчика
  22. Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета
  23. Материальная ответственность
  24. Административная ответственность
  25. Сроки для привлечения к административной ответственности
  26. Как уплатить пени и штрафы
  27. Как оплатить неустойку и подтвердить это
  28. Как избежать взыскания
  29. Возможные последствия

Что такое сроки поставки товара, и кто их определяет

Сроки поставки товара определяются заказчиком и прописываются в закупочной документации. Сроки поставки товара приравниваются по своему значению к срокам исполнения контракта. Данный пункт государственного контракта выступает существенным условием и не подлежит изменению по нормам 44-ФЗ.

Это значит, что сроки поставки прописываются в контракте в обязательном порядке (без них контракт считается недействительным и может быть аннулирован), и они не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Подписать дополнительное соглашение об изменении сроков поставки товара стороны не вправе, такое соглашение будет аннулировано.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ могут быть прописаны в виде фиксированной даты или в виде временного отрезка, например, товар должен быть поставлен в течение 3 дней после поступления запроса от поставщика или в течение 10 дней после подписания контракта. Оба варианта считаются приемлемыми по требованиям законодательства.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст. 421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Нередко участники контрактной системы указывают на нереальные сроки поставки товара в закупочной документации, которые указаны заказчиком. По сути, это является нарушением, так как тем самым заказчик нарушает требования законодательства и искусственно ограничивает конкуренцию. При необоснованном ограничении сроков поставки товара поставщики могут пожаловаться на действия заказчика в ФАС.

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара. Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью). Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС. Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик. Тогда как заказчик может предоставить свои доказательства, что другие поставщики готовы исполнить контракт в установленные законом сроки (такие письменные подтверждения обычно собираются заказчиком на этапе определения НМЦК).

Неустойка в 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2021 году

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Нормативные правовые акты

Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:

  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.

В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.

Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:

10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.;
1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.

Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Права и обязанности заказчика и исполнителя по государственному контракту

Любое взятое на себя обязательство должно быть должным образом исполнено (ст. 309 ГК). Это требование распространяется и на обязательства по исполнению государственных контрактов по требованиям 44-ФЗ.

В обязанности поставщика входит качественное исполнение обязательств по государственному контракту в установленные сроки, тогда как заказчик должен принять выполненную работу и оплатить ее на условиях договора.

Помимо этого, к важнейшим обязанностям поставщика относят:

  1. Информирование государственного заказчика о процессе исполнения государственного контракта, а также обо всех возникающих сложностях.
  2. Соблюдение сроков исполнения обязательств.
  3. Соблюдение требований заказчика и нормативов к качеству товара, услуги или работы.

Помимо обязанностей, поставщику гарантирован ряд прав. Так, он может потребовать расторжения контракта при неоднократной просрочке при оплате, при противодействии со стороны заказчика в реализации контракта, при необоснованном занижении цены контракта. Поставщик вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества работы или оказанной услуги в случае, если он считает претензии со стороны заказчика необоснованными.

Заказчик, помимо своевременной оплаты в адрес поставщика, должен придерживаться сроков публикации закупочной документации в ЕИС, проводить экспертизу поставленного товара, своевременно перечислять обеспечение после выполнения условий контракта.

При неисполнении условий контракта поставщиком заказчик должен потребовать устранения недостатков, а если те не будут устранены в отведенные сроки, то заказчик вправе потребовать расторжения договора.

Наиболее типичными примерами неисполнения своих обязательств сторонами является:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение работ в неполном объеме.
  3. Нарушение требований к качеству работ.
  4. Неоплата работы в положенные сроки.

На основании ч. 5 ст. 34 44-ФЗ при просрочке исполнения обязательств заказчиком поставщик вправе потребовать у него уплаты пени и штрафов по условиям договора. По п. 6 указанной статьи аналогичным правом наделен и заказчик.

Стоит учитывать, что вопрос начисления пени и штрафов не решается на усмотрение заказчика. Заказчик обязан начислить неустойку, если поставщик не исполнил свои обязательства должным образом или допустил просрочку, и прописать порядок их начисления в контракте по п. 4 ст. 34 44-ФЗ.

Также заказчик не вправе изменить установленный законодательством порядок начисления пени и штрафов даже по соглашению сторон.

Заказчик вправе не начислять пени и штрафы лишь в оговоренных законом случаях. Например, при закупках у единственного поставщика на сумму 300 (или 600 тыс. р. ) по нормам ст. 93 44-ФЗ. В частности, при закупках медикаментов, посещений зоопарка, театра, концерта, кинотеатра, цирка и пр.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей.

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.
За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика ().

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ

В сфере закупок существует два варианта неустойки. Сразу оговоримся: поскольку они кардинально отличаются друг от друга, замена одной формы другой считается недопустимой:

  1. Пени начисляются за нарушение сроков, выделенных на выполнение условий договора, к примеру, если заказчик должен получить продукцию сегодня, а в действительности ее поставляют через месяц.
  2. Штрафы устанавливаются за некачественное исполнение, неисполнение обязательств по контракту, но не распространяются на ситуации с нарушением сроков. Так, именно штраф начисляется, если привезены продукты испорченные либо не соответствующие заявленным в соглашении.

Штрафы и пени должны быть прописаны в контракте и проекте данного документа. Обычно заказчики стараются себя обезопасить, поэтому указывают все возможные виды неустойки. Это связано с тем, что во время подготовки проекта не всегда известна сумма контракта, а, напомним, именно исходя из нее и рассчитывается неустойка. По этой причине поставщику рекомендуется внимательно изучать закупочную документацию – только тогда он поймет, какие последствия его ждут при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ и нарушении сроков.

В проекте договора прописывают:

  • фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение покупателем обязательств, исключая срыв сроков;
  • фиксированный размер штрафа, начисляемого за неисполнение/ненадлежащее выполнение поставщиком работ по договору (не включая ситуации просрочки), в том числе гарантийное обязательство;
  • пени за каждый день просрочки исполнения обязательства одной из сторон договора – отсчет начинается со дня завершения запланированного срока.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:

  1. Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
  2. Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
  3. После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
  4. При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.

Определение периода просрочки поставки

Перед тем как привлекать поставщика к ответственности, заказчику следует убедиться в том, что сроки были действительно нарушены поставщиком. В частности, заказчику следует проверить, действительно ли поставщиком была получена заявка на поставку товара в установленные сроки. Если заявка была оформлена по телефону, то заказчику будет непросто доказать факт ее передачи при возникновении споров. Поэтому заявки всегда следует направлять в письменном формате.

Далее заказчику следует определиться со сроками просрочки. Течение сроков, определенных временным периодом, начинается на следующий рабочий день после календарной даты или наступления определения события, которым было определено начало (на основании ст. 191 Гражданского кодекса).

Со следующего дня со дня, который следует за датой поставки товара, оговоренной контрактом, начинает отсчитываться просрочка. Просрочка рассчитывается в календарных днях до даты подписания акта приема-передачи. Просрочка рассчитывается в календарных днях, так как по нормам 44-ФЗ и Постановления Правительства №1063 от 2013 г. не прописано, в каких днях (календарных или рабочих) нужно считать сроки. Поэтому нужно применять правила ст. 190 Гражданского кодекса и определять сроки календарным периодом.

На это дополнительно указывал Минфин и подчеркивал, что пени считаются за каждый календарный день просрочки сроков исполнения (по письму Минфина от 2016 года №02-02-15/16366).

Но датой поставки товара может считаться дата подписания документов о приемке или дата передачи товара заказчику. В последнем случае просрочка считается до даты поставки товара. Возможность использования обоих вариантов расчета срока просрочки основывается на положениях ч. 7 ст. 94 44-ФЗ и п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса, а также на арбитражной практике.

При расчете заказчиком размера пени за каждый день просрочки не учитывается период, который необходим заказчику на приемку выполненной работы или оказанной услуги, а также на оформление результатов приемки.

Претензионная работа с поставщиком

После установления факта просрочки заказчик может переходить к претензионной работе и направить в адрес поставщика официальную претензию. Это требование основано на нормах ст. 34 44-ФЗ.

Претензия имеет письменный формат и оформляется на фирменном бланке организации. В ней заказчику следует перечислить:

  1. Причины написания претензии и требования по существу, а также ссылки на положения законодательства или контракта, нарушенные поставщиком.
  2. Сроки, в которые поставщику дается возможность устранить нарушения. Они никак не ограничены законодательно, но рекомендовано устанавливать их, как 5-10 суток.
  3. Последствия отказа поставщика от удовлетворения законных требований заказчика. В частности, начисление пени за просрочку, штрафы и включение в РНП за неисполнение контракта.
  4. Подпись и печать руководителя заказчика.

Претензия может быть направлена заказным письмом или передана лично поставщику.

Стоит отметить, что отправка претензии является обязанностью заказчика. Если он не направит претензию поставщику, то контрактного управляющего или специалиста контрактной службы привлекут к ответственности по нормам ст. 7.32 КоАП.

Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику

Если после написания претензии поставщик привез товар, заказчику следует зафиксировать факт просрочки. Для этого нужно иметь подтверждение отправки претензии и акт приема-передачи товара с указанной в нем датой исполнения обязательств по контракту.

На основании положений ст. 405 Гражданского кодекса сторона, которая просрочила исполнение своих обязательств, должна возместить заказчику связанные с этим убытки. Также по нормам 44-ФЗ заказчик может требовать от поставщика уплаты неустойки в виде пени.

Пени рассчитываются в установленном порядке как 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы просроченных обязательств за каждый день просрочки. В отправленном поставщику требовании от заказчика на перечисление пени в обязательном порядке приводится расчет суммы пени, основания для начисления неустойки и банковские реквизиты для перечисления пени.

Когда заказчик направил претензию поставщику, то допускается несколько вариантов развития событий:

  1. Поставщик согласен с выдвинутой претензией и добровольно перечисляет неустойку на реквизиты, указанные заказчиком.
  2. Поставщик соглашается, что им были нарушены сроки, но оплачивать неустойку не хочет. В этом случае заказчику следует ориентироваться на условия контракта. Если в контракте прописана такая возможность, то заказчик вправе удержать пени из суммы к оплате или направить требование в банк-гарант по банковской гарантии. Но если условиями контракта не оговорены подобные удержания, то поставщик может обжаловать действия заказчика в судебном порядке и признать их незаконными.
  3. Если поставщик не соглашается с начисленной суммой пени, то ему следует сразу обратиться в суд, и судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, а также ее размере и порядке выплаты. В случае если поставщик сможет доказать, что просрочка произошла по вине заказчика, то его могут освободить от уплаты пени.

Допустимость отказа от приемки работ поставщиком

В случае поставки товара, соответствующего требованиям контракта, хоть и с просрочкой, заказчик обязан принять его и оплатить на условиях контракта. После этого контракт считается исполненным, и в ЕИС публикуются закрывающие документы.

Заказчик может отказаться от товара, поставленного с просрочкой, если у него отпала необходимость в закупке. Отказаться можно как от всей партии, так и частично от товара.

Если исполнитель по государственному контракту не только допустил просрочку, но и предоставил товар, не соответствующий требованиям закупки, то заказчик вправе не принимать такой товар. Помимо этого, он передает заявку на включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может заменить товар, но до того момента, пока заказчик не расторгнет договор в одностороннем порядке.

Если в ответ на претензию о нарушениях сроков поставки поставщик не ответил или отказывается поставить необходимый товар, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подобное право должно быть обязательно прописано контрактом.

После того как заказчик принял решение о расторжении контракта, он должен опубликовать такое решение в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим заказчик направляет извещение поставщику о расторжении контракта. Если в течение 10 дней после такого уведомления поставщиком не были исполнены свои обязательства, то договор автоматически расторгается. После этого сведения о поставщике передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если по результатам расторжения контракта заказчику были причинены убытки, то он может взыскать их с поставщика. Для этого первоначально направляется претензия поставщику, а при его отказе компенсировать убытки заказчику следует передать требование в суд.

В некоторых случаях условия контракта предусматривают единовременную поставку, но товар поставщик привозит частично. Если запрет на указанные действия не прописан в контракте, то заказчик не может отказать в приемке поставленной партии товара. Также он должен будет оплатить поставленную партию. В отношении непоставленной партии заказчик может направить поставщику претензию с требованиями устранить нарушения, выплатить неустойку или расторгнуть контракт, если эта возможность прописана в тексте контракта.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием контракта и не подлежит изменению даже по соглашению сторон. Сроки поставки товара определяет заказчик по своему усмотрению, основываясь на принципах разумности, и не должны ограничивать конкуренцию без четкого обоснования. После допущения просрочки при поставках товара заказчик на следующий день должен начать претензионную работу с поставщиком. Просрочка грозит поставщику пени, взысканием убытков и включением в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе на основании длительной просрочки расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Общение между сторонами контракта обязательно должно быть оформлено в письменном формате, чтобы избежать спорных ситуаций.

Возможность уменьшения неустойки

К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.

Расчет неустойки для заказчика

При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:

  • допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.

В том случае, если исполнитель по контракту допустил просрочку в отношении исполнения своих обязательств, сумма пеней будет рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример: Цена контракта составляет 311 704,04 рублей. Датой уплаты пеней за просрочку является 13 апреля 2019 года. Ставка рефинансирования равна 7,75%.

Поставка по контракту осуществлялась в три этапа:

  • по первому этапу просрочка составила 29 дней. Товар поставлен в полном объеме, но не принят заказчиком по причине несоответствия части товара требованиям условий контракта. По итогам приемки стоимость товара, который заказчик принял, составляет 23 649,80 рублей. Сумма просрочки считается от всей цены контракта, так как в полном объеме контракт был исполнен с просрочкой в 29 дней. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 311 704,04 * 29 =2 335,08 рублей;
  • просрочка поставки по второму этапу составляет 9 дней. В рамках второго этапа поставлено товара на сумму 191 037,99 рублей. Сумма пеней считается от цены контракта, которая была уменьшена на сумму принятого товара на первом этапе, то есть от 288 054,24 рублей. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 288 054,24 * 9 = 669,69 рублей;
  • на третьем этапе поставка товара была завершена на сумму 97 016,25 рублей, однако, с просрочкой в 21 день. Сумма пеней будет рассчитана от оставшейся неисполненной в установленный срок суммы, а именно от 97 016,25 и составит: (1/300 * 7,75%,) * 97 016,25 * 21 = 526,26 рублей;
  • общая сумма пеней высчитывается за счет сложения всех сумм, полученных по каждому этапу поставки, и составляет 3531,03 рубля.
В том случае, если исполнитель по контракту нарушил свои обязательства по контракту иным способом, кроме просрочки, в соответствии с положениями Постановления 1042 на него могут быть наложены и штрафные санкции в виде процентного отношения к цене контракта (если речь идет о нарушении стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции также включаются в расчет неустойки по контракту.

Если контракт заключен с исполнителем, который не относится к субъектам малого предпринимательства, то за нарушение стоимостных обязательств на него накладываются следующие санкции в виде процентного отношения к цене контракта:

  • 10% при условии, что цена подписанного контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5% при цене, находящейся в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1%, если цена в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 0,5% при цене в диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей;
  • 0,4% — если цена контракта от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей;
  • 0,3% при цене в диапазоне от 1 до 2 миллиардов рублей;
  • 0,25% при цене от 2 до 5 миллиардов рублей;
  • 0,2%, если цена в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей;
  • 0,1% при цене контракта, превышающей 10 миллиардов рублей.

Если исполнитель по контракту является подтвержденным субъектом малого предпринимательства, то в отношении него штрафы иные:

  • 3% при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 2%, если цена контракта находится в пределах от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1%, если цена контракта в диапазоне от 10 до 20 миллионов рублей.

Если речь идет о нарушении обязательств нестоимостного типа вне зависимости от того, кто является исполнителем по контракту (представитель СМП или нет), штрафы начисляются в виде фиксированной суммы в зависимости от цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5 000 рублей при цене контракта в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей, если цена контракта в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей при цене контракта от 100 миллионов рублей.

Расчет неустойки для поставщика

Поставщик осуществляет расчет пеней в адрес заказчика за неисполнение им своих обязательств на основании положений части 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30 августа 2017 года. В соответствии с положениями данной статьи на заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки, налагаются штрафные санкции в виде фиксированной суммы на основании цены контракта, а именно:

  • 1 000 рублей при цене контракта до 3 миллионов рублей включительно;
  • 5 000 рублей, если цена контракта находится в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей при цене контракта от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 миллионов рублей.
Если заказчик не вовремя выплатил причитающиеся исполнителю средства в качестве вознаграждения по контракту, то на заказчика налагается штраф в виде процентов на сумму долга на основании положений статьи 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Проценты от суммы долга рассчитываются так же, как и при расчете неустойки в отношении исполнителя:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.

Пример. Сумма контракта составляет 311 000 рублей. Исполнителем является представитель СМП. Для таких исполнителей срок оплаты по контракту составляет не более 15 дней после окончательной приемки результатов исполнения контракта. Заказчик осуществил оплату причитающегося вознаграждения через 30 дней, то есть по обычному порядку, допустив просрочку в 15 дней. Сумма неустойки составит: (1/300 * 7,75%) * 311 000 * 15 = 1205,13 рублей.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 млн р.

С сентября 2017 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

  • 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
  • 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
  • 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
  • 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
  • 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2017 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

  • 3% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 2% — от 3 до 10 млн р.;
  • 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Размер штрафов на заказчика

Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2017 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

  • 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
  • 2% — при цене контракта 3-50 млн р.;
  • 1,5% — при цене от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — при цене более 100 млн р.

Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:

  • 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
  • 100000 р. – свыше 100 млн р.

Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от санкций, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Материальная ответственность

Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности в отношении как заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44-ФЗ. Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта представляют собой зафиксированную в договоре сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по госконтракту. Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:

  • пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст. 34 44-ФЗ и постановлении правительства №1042 от 30.08.2017 установлены штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями. Собрали их в таблицу.

Поставщик
Пени

С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства.

С 01.04.2020 федеральным законом №98-ФЗ от 01.04.2020 изменили ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Теперь если в контракте предусмотрены этапы его исполнения и поставщик нарушил сроки исполнения обязательств по контракту, пени рассчитываются исходя из цены этапа, уменьшенной на сумму, пропорциональную исполненным по этому этапу обязательствам.

Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту».

Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором.

Штрафы Назначают только за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства по госконтракту (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (кроме случаев, предусмотренных пунктами 4 – 8 ПП №1042):

  • 10% цены госконтракта или этапа, если его цена менее 3 млн рублей;
  • 5%, если цена от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если цена от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 0,5%, если цена от 100 млн до 500 млн рублей (включительно);
  • 0,4%, если цена от 500 млн до 1 млрд рублей (включительно);
  • 0,3%, если цена от 1 млрд до 2 млрд рублей (включительно);
  • 0,25%, если цена от 2 млрд до 5 млрд рублей (включительно);
  • 0,2%, если цена от 5 млрд до 10 млрд рублей (включительно);
  • 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд рублей.
Постановление №1011 от 02.08.2019 изменило штрафы по 44-ФЗ для исполнителя по госконтракту, который заключен в результате закупок с ограничениями для малого бизнеса по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. Это постановление установило размер штрафа 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5000 и не меньше 1000 рублей.
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
  • 10% от НМЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если НМЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если НМЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:

  • 10% от ЦК, если она менее 3 млн рублей;
  • 5%, если ЦК от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 1%, если ЦК от 50 млн до 100 млн рублей (включительно).
За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ.
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
  • 1000 рублей, если цена контракта менее 3 млн рублей;
  • 5000 рублей, если она от 3 млн до 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей, если она от 50 млн до 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей, если она превышает 100 млн рублей.
Если не выполнено предусмотренное в госконтракте условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении соисполнителей из числа СМП или СОНКО (по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Административная ответственность

Помимо штрафов, установленных договором при осуществлении закупочных процедур по 44-ФЗ и на этапе исполнения, существует административная ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе как для заказчика, так и для поставщика. Она предусмотрена положениями КоАП РФ. Основной вид наказания при нарушении норм закона о контрактной системе — штраф.

Некоторые правонарушения приведут к дисквалификации участника. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Стоит отметить, что такого рода санкции накладывают специализированные органы в сфере контроля закупок — ФАС России и ее территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Таблица большая. Чтобы быстро найти в ней нужную информацию, помните, что штрафы 44-ФЗ рассортированы по статьям КоАП. Итак, при каких правонарушениях наступает административная ответственность в виде штрафа и какую сумму придется заплатить.

№ п/п Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика
1 Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований ФЗ 44. Часть 1
статьи 7.29
30 000
2 Выбор иного способа определения поставщика, если оно должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Часть 2
статьи 7.29
50 000
3

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком.

Часть 2.1
статьи 7.29
50 000
4 Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа. Часть 3
статьи 7.29
Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000
5 Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика. Статья 7.29.1
6 Включение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. Часть 1
статьи 7.29.3
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок
7 Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). Часть 2 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — 10 000
8 Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. Часть 3 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — 30 000
9 Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС. Часть 4 статьи 7.29.3 Для должностных лиц — от 5000 до 30 000
10 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня. Часть 1
статьи 7.30

Для должностных лиц — 5000

Для юридических — 15 000

11 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня. Часть 1.1 статьи 7.30

Для должностных лиц — 30 000

Для юридических — 100 000

12 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день. Часть 1.2 статьи 7.30

Для должностных лиц — 3000

Для юридических — 10 000

13 Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день. Часть 1.3 статьи 7.30

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 50 000

14 Размещение информации с нарушением требований 44-ФЗ. Нарушение порядка:

  • предоставления конкурсной документации или документации об аукционе;
  • разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе;
  • приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений.
Часть 1.4 статьи 7.30

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 50 000

15 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. Часть 1.5 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
16 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. Часть 1.6 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
17 Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. Часть 1.7 статьи 7.30 Для должностных лиц — 30 000
18 По основаниям, не предусмотренным ФЗ 44:

  • отклонение заявки на участие в конкурсе;
  • отказ в допуске к участию в аукционе;
  • признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе;
  • отстранение участника от участия в конкурсе, аукционе.

Если участнику, подавшему такую заявку, отказано в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ 44:

  • признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;
  • признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Нарушение порядка:

  • вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • рассмотрение и оценка заявок, окончательных предложений участников, установленных конкурсной документацией.
Часть 2
статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
19 Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика. Часть 2.1 статьи 7.30 Для должностных лиц — 10 000
20 Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ 44. Часть 3 статьи 7.30

Для должностных лиц — 50 000

Для юридических — 500 000

21 Установление не предусмотренных ФЗ 44:

  • порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений участников;
  • требований к участникам;
  • требований к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требований к размеру и способам обеспечения исполнения госконтракта;
  • требования о предоставлении участниками в составе заявки на участие в определении поставщика не предусмотренных ФЗ 44 информации и документов.
Часть 4
статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
22

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 44.

Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Часть 4.1 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000
23 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством. Часть 4.2 статьи 7.30 Для должностных лиц — 3000
24

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства.

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям.

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

Часть 6
статьи 7.30
5% от НМЦК, но не более 30 000
25 Признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства. Часть 7
статьи 7.30
Для должностных лиц — 50 000
26

Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.

Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика.

Часть 8
статьи 7.30
Для должностных лиц — 30 000
27

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее того, что предусмотрено ФЗ 44.

Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года.

Часть 11
статьи 7.30
Для должностных лиц — 50 000
28 Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений не более чем на два рабочих дня. Часть 13
статьи 7.30
Для должностных лиц — 3000
29 Нарушение сроков подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений более чем на два рабочих дня. Часть 14
статьи 7.30
Для должностных лиц — 30 000
30 Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных законодательством РФ о гособоронзаказе. Часть 15
статьи 7.30
От 30 000 до 50 000
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (штрафы для должностных лиц)
31 Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков. Часть 1
статьи 7.31
50 000
32

Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Непредоставление, несвоевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации или документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются обязательными в соответствии с ФЗ 44.

Часть 2
статьи 7.31
20 000
Штрафы за нарушение сроков возврата обеспечения заявок
33 Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, не более чем на три рабочих дня. Часть 1
статьи 7.31.1

Для должностных лиц — 5000

Для юридических — 30 000

34 Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, более чем на три рабочих дня. Часть 2
статьи 7.31.1

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 90 000

Штрафы за нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов
35 Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт. Часть 1
статьи 7.32

Для должностных лиц — 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000

Для юридических — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000

36 Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Часть 2
статьи 7.32
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
37 Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения. Часть 3
статьи 7.32
Для должностных лиц — 50 000
38 Изменение условий госконтракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44. Часть 4
статьи 7.32

Для должностных лиц — 20 000

Для юридических — 200 000

39 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Часть 5
статьи 7.32
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
40 Нарушение порядка расторжения госконтракта в случае одностороннего отказа от исполнения. Часть 6
статьи 7.32
Для должностных лиц — 50 000
Для юрлиц — 200 000
41 Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. Часть 7
статьи 7.32
Влекут наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и ИП в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных госконтрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до двух лет;
  • на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных госконтрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 000.
42 Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Часть 8
статьи 7.32
Для должностных лиц — 20 000
43 Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. Часть 9
статьи 7.32
Для должностных лиц — 20 000
44 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения госконтракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Часть 10
статьи 7.32
Для должностных лиц — от 20 000 до 50 000
45 Нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. Часть 1 статьи 7.32.5 Для должностных лиц — от 30 000 до 50 000
46 Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанностей по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. Часть 2 статьи 7.32.5 Для должностных лиц — дисквалификация от 1 года до 2 лет
Штрафы за нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
47 Осуществление закупок товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. Часть 11 статьи 9.16

Для должностных лиц — 30 000

Для юридических — 100 000

Штрафы за невыполнение в срок законного предписания
48 Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. Часть 7
статьи 19.5

Для должностного лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, члена комиссии — 50 000

Для юрлиц — 500 000

Штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок
49 Непредоставление или несвоевременное предоставление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов, если предоставление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ 44, либо предоставление заведомо недостоверной информации и документов. Статья 19.7.2

Для должностных лиц — 15 000

Для юридических — 100 000

Сроки для привлечения к административной ответственности

Большинство совершенных правонарушений в сфере госзакупок предполагают срок давности для привлечения к административной ответственности в течение года с момента их совершения.

Если преступление по своей сущности относится к длящимся, то сроки для привлечения к ответственности могут быть продлены до года после их обнаружения.

Если речь идет о наказании за нецелевое использование бюджетных средств, то привлечь к ответственности можно в течение более длительного срока – двух лет после совершения нарушения (по ч. 1,2 ст. 4,5 КоАП).

После истечения срока давности лицо не могут привлечь к административному наказанию.

Таким образом, недобросовестное исполнение сторонами своих обязательств грозит сторонам по 44-ФЗ ответственностью в виде штрафов и пени. Возможные меры наказания перечислены в 44-ФЗ, Постановлении Правительства №1042 от 2017 года и КоАП.

Как уплатить пени и штрафы

Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:

  1. Заказчик готовит в свободном формате письменную претензию, где фиксирует и описывает факт просрочки. В данной бумаге указываются реквизиты соглашения, номер счета и начисленная сумма неустойки.
  2. Поставщик соглашается на оплату пени, после чего переводит денежные средства на счет, обозначенный покупателем.
  3. Стороны подписывают акт приемки.
  4. Заказчик оплачивает услуги по договору.
  5. Сумма обеспечения выполнения условий контакта передается обратно поставщику.

Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:

  1. Уменьшается сумма, являющаяся оплатой исполнения работ по договору.
  2. Средства вычитаются из обеспечения государственного контракта, которое поставщик должен получить обратно после предоставления ТРУ.
  3. Взыскиваются средства через банк, предоставивший гарантию на исполнение обязательств, – если в данном документе есть пункт о взыскании за просрочку, заказчик может потребовать неустойку.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

В случае обнаружения нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму неустойки, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает сумму и соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств кредитором.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением об оплате неустойки.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно , нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно .

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры без начисления неустойки.

В реестр контрактов в обязательном порядке включают данные об ответственности (о пенях и штрафах — п. 10 ч. 2 ст. 103).

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Источники
  • https://pravo.team/zakupki/44/sroki-postavki-tovara.html
  • https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/neustojka-po-44-fz.html
  • https://www.akbiz.ru/publications/goszakupki/kak-ischislyat-srok-prosrochki-po-44fz
  • https://zakonoved.su/shtrafy-po-44-fz.html
  • https://pravo.team/nedvizhimost/neispolnenie-kontrakta.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/chem-grozit-neispolnenie-usloviy-kontrakta-po-44-fz/
  • https://goskontract.ru/kontrakt/kak-vzyskat-neustoyku-po-kontraktu
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/rascet-neustojki.html
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/strafy-i-peni.html
  • https://goskontract.ru/tender/shtrafy-dlya-organizatorov-goszakupok-v-2017-godu
  • https://goskontract.ru/kontrakt/kak-oplatit-neustoyku-po-44-fz

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах