Страны происхождения товара по 44 ФЗ в 2022 году

Содержание
  1. Что такое страна происхождения товара?
  2. Название страны
  3. Если стран несколько
  4. Можно ли указать в заявке несколько стран происхождения
  5. Особенности Закона 44-ФЗ
  6. Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  7. Классификатор стран происхождения товара
  8. Как определить, где произведен товар
  9. Чем происхождение отличается от аналогичных терминов
  10. Когда требуется указание НСПТ в заявке?
  11. Как указать страну на электронной площадке
  12. Как подтверждается страна происхождения товара
  13. Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  14. Как правильно указать происхождение товара в заявке
  15. Как прописывают СПТ в контракте
  16. Как подтвердить, если установлены запреты
  17. Как подтвердить, если установлены условия допуска
  18. 44-ФЗ: ограничения страны происхождения товаров
  19. Как составить декларацию страны происхождения товара
  20. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?
  21. В каких случаях нужен именно сертификат СТ-1, а не декларация?
  22. Список товаров, не попадающих под условия

Что такое страна происхождения товара?

20.11.2009 г. в г. Ялте было заключено «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара» (ред. от 03.11.2017 г.). Согласно нему страна происхождения товара государство, являющееся участником Соглашения, и в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с Правилами, утвержденными действующим законодательством.

Определения «страна происхождения товара» и «наименование происхождения товара» не являются тождественными. Согласно ст.1516 ГК, наименование – это определенное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также следует различать страну происхождения и местонахождения производителя. Если в заявке на участие в торгах по 44-ФЗ указать производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации.

Страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Например, продукция может быть китайского производства, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).

Название страны

Обратите внимание! Неверное указание наименования страны происхождения товара по 44-ФЗ может стать основанием для отклонения заявки на участие в торгах.

Чтобы правильно обозначить государство, из которого происходит товар, обычно при оформлении заявки используют по закону № 44-ФЗ классификатор стран происхождения товара (Общероссийский классификатор стран мира, введенный постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст, сокр. — ОКСМ).

ОКСМ (как один из общероссийских классификаторов) обязателен для применения в государственных информационных системах (п. 7 ст. 2 закона «О стандартизации в РФ» от 29.06.2015 № 162-ФЗ). При этом в законе № 44-ФЗ нет положения о необходимости использовать при оформлении заявки именно его. По этой причине участники могут указать название страны происхождения товара, отличное от приведенного в ОКСМ (кроме установленных законом случаев), но позволяющее однозначно идентифицировать страну (письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-10/62488).

Во избежание спорных ситуаций рекомендуем использовать ОКСМ для указания страны, в которой был произведен товар.

Обратите внимание! Страна происхождения товара и наименование места происхождения товара — это не синонимы. Так, под вторым термином понимается название географического объекта, в отношении которого выработались стойкие ассоциации с каким-то конкретным товаром (ч. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ).

Если стран несколько

Случается так, что производство товара начато и закончено в разных государствах или исходные материалы были завезены из одной страны, а изготовлен товар был уже в другой. Как указывать страну происхождения по 44-ФЗ в подобной ситуации? Нужно воспользоваться Правилами ЕАЭС:

  1. Изделие считается происходящим из конкретного государства, если (пп. 3–4 Правил ЕАЭС):
    • оно полностью изготовлено в этой стране;
    • подвергнуто в этом государстве достаточной обработке, даже если завезено из другого или при его производстве использовались привозные материалы.
  2. Если при изготовлении продукции были использованы иностранные материалы, то товар считается происходящим из страны, если (п. 5 Правил ЕАЭС):
  • в ходе производства классификационный код изделия на уровне любого из первых четырех знаков в соответствии с Гармонизированной системой стал отличаться от классификационного кода исходных материалов;
  • стоимость использованных иностранных материалов не превышает 50% стоимости готового изделия на условиях франко-завода.

Вывод! Итак, чтобы правильно указать страну, следуйте общей инструкции.

Обратите внимание! Когда установить государство, в котором была произведена продукция, по вышеприведенным параметрам не представляется возможным, в ход идут т. н. остаточные правила (п. 14 Правил ЕАЭС):

  • если при изготовлении продукции использовались материалы только из одной страны, отличной от страны производства, то продукция считается происходящей из первой;
  • если при изготовлении продукции использовались материалы, происходящие из нескольких стран, то сама продукция считается происходящей из страны, из которой происходит наибольшая по стоимости часть продукции на условиях франко-завода.

Можно ли указать в заявке несколько стран происхождения

Мнения на этот счет разнятся. Согласно позиции ВС РФ, изложенной в определении от 20.06.2017 № 306-КГ17-552, обозначение в заявке сразу нескольких стран допустимо, т. к. это не запрещено законом и не оказывает влияния на оценку соответствия указываемых параметров товара требованиям законодательства. С другой стороны, по рекомендации Минфина (см. письмо от 07.11.2017 № 24-06-01/73251) в первой части заявки нужно указывать только одно государство.

Вывод! Указание нескольких стран происхождения товара закон № 44-ФЗ прямо не запрещает, однако, как показывает практика, обозначение в заявке больше одной страны происхождения часто трактуется заказчиком как неуказание / недостоверное указание сведений.

Информацию о продукции, изготовленной на территории ЕАЭС, можно найти в реестре евразийской промышленной продукции. Подробнее о нем читайте в нашей статье «Реестр Евразийской промышленной продукции».

Особенности Закона 44-ФЗ

В соответствии с Законом 44-ФЗ с 1.01.2021 года были введены новые условия национального режима. Участники конкурентного процесса закупок обязаны показывать происхождение продукции, обозначив страну и производителя товара. Первая часть заявки на участие в государственных закупках должна содержать объективную информацию о товаре, причем вне зависимости от установленных статей 44-ФЗ ограничений и условий допуска иностранной продукции. Таким образом, нововведения были введены с условием, чтобы указывать происхождение товара.

На основании новых условий, при оформлении документов на участие в госзакупках, заказчик вправе затребовать необходимые сведения о товаре, который обязан указать в какой стране он был выпущен. Если данных об этом не существует, то это будет основанием для отклонения заявления участника закупки. Кроме того, эти условия затрагивают оказание услуг и выполнение работ, посредством которых он транспортируется.

В заявке участвующий в закупках может указать происхождение товара с союзом «или» (Например, Япония или Нидерланды). Сведения об этом должны находиться не по каждой определенной позиции закупки, а в отдельно показанной таблице стран производителей.

 

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта. Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство. Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Продавец по 44-ФЗ лишен возможности произвести замену страны происхождения товара либо самого продукта. Договор расторгается, если заказчику передана продукция, страна происхождения которой не соответствует заранее согласованным условиям. А именно за такими действиями поставщика следует односторонний отказ.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен. В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим. То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Классификатор стран происхождения товара

Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст. (ред. от 29.05.2021 г.) принят Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ). Его можно найти, например, на сайте classificators.ru

В шапке страницы можно воспользоваться системой быстрого поиска по коду:

К часто встречаемым ошибкам относятся:

  • Использование сокращений, не отраженных в классификаторе. Например, РФ, КНР или США. Согласно утвержденному положению правильными будут варианты: «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе.
  • Указание города или региона без страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  • Указание «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  • Недопустимы фразы типа «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. Верным решением будет указать «Российская Федерация».

Как определить, где произведен товар

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:

  1. Полностью получена или произведена в такой стране.
  2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

Пример:

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.

Пример:

В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

Пример:

В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимость 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.

Пример:

В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимость 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимость 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Когда требуется указание НСПТ в заявке?

Давайте теперь с вами разберемся, когда необходимо указывать НСПТ в заявках. Такое указание требуется:

  1. При участии в открытых конкурсах (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ);
  2. При участии в открытых конкурсах в электронной форме (п.п. «а» п.3 ч.4 ст.54.4 44-ФЗ);
  3. При участии в электронных аукционах (п.п. «а» п.2 ч.3 ст.66 44-ФЗ).

Причем хотим обратить ваше внимание на то, что указание наименования страны происхождения товара нужно лишь в случаях установления Заказчиком в извещениях о проведении данных закупок, самих закупочных документациях условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 44-ФЗ.

Если таких запретов Заказчиком не установлено, то в заявке можно и не указывать НСПТ. Однако, мы своим ученикам и клиентам рекомендуем ВСЕГДА указывать в заявке наименование страны происхождения товара, не смотря на отсутствие в извещении или документации соответствующих запретов и ограничений.

Вы в любом случае подбираете нужный товар под указанные в техническом задании характеристики, а также просчитываете рентабельность участия в закупке, поэтому указать в заявке СПТ для вас не составит абсолютно никакого труда.

Как указать страну на электронной площадке

29.02.2021 вступило в силу постановление правительства № 180 от 19.02.2021. Оно опубликовано на портале правовой информации. В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

ВАЖНО!
С 01.01.2021 участники указывают, где сделана каждая позиция продукции в техзадании, которую такие участники собираются поставить или использовать при выполнении работ, оказании услуг. А госзаказчики обязаны потребовать предоставить эти сведения.

Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.

Как подтверждается страна происхождения товара

Что касается электронного аукциона, она обозначается участником в первой части заявки. При этом, если такое требование установлено заказчиком в документации в соответствии с действующим законодательством РФ, ко второй нужно будет приложить соответствующие декларации или сертификаты (в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона №44). Отстранение первой части заявки из-за отсутствия этих документов недопустимо и является грубым нарушений законодательства со стороны конкурсной/аукционной комиссии.

В общем случае подтверждать сведения о стране происхождения товара не требуется — достаточно констатации факта в первой части заявки (если вы дополнительно указываете данные сведения во 2 части — можете использовать образец). Однако обман здесь не допустим — в случае победы при поставке товара заказчик наверняка обратит внимание на несоответствие.

Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

Для радиоэлектроники:

  • СПИК;
  • подтверждение Минпромторга РФ об изготовлении данной продукции в пределах России;
  • уведомление аналогичного ведомства о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;
  • разовый/годовой сертификат СТ-1.

Для мебели или продукции в сфере машиностроения:

  • СПИК;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как правильно указать происхождение товара в заявке

Для того чтобы правильно указать страну происхождения товара, необходимо учесть Постановление Росстата РФ от 2001 года №529-ст. Именно этот документ содержит официальные наименования стран происхождения и допустимые сокращения.

В перечень наиболее распространенных ошибок, которые допускают участники торгов, входят следующие:

  1. Участники используют сокращения, которые недопустимы по классификатору. Это, в частности, такие сокращения как РФ, КНР или США. Хотя данные сокращения являются широко употребимыми, но, согласно положениям классификатора, поставщику следует указывать такие наименования как «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе. Согласно «Инструкции по делопроизводству ФАС» №325 от 2007 года, сокращение «РФ» в официальной документации не допускается.
  2. Другая ошибка – указание конкретного города или региона без упоминания страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Хотя правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  3. Еще одна ошибка – указание привычного наименования «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  4. В заявке не допускается использование фраз вроде «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. В нужном поле заявки нужно просто указать «Российская Федерация».

Термин «страна происхождения товара» стоит отличать от термина «наименование происхождения товара». Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса, под наименованием следует понимать конкретное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Также страну происхождения стоит отличать от местонахождения производителя. Если в заявке на участие указать на производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации о торгах.

Как прописывают СПТ в контракте

Для закупок, которые объявлены после 01.01.2021, указывайте страну происхождения в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Вот пример:

Как подтвердить, если установлены запреты

Контрактная система предусматривают запрет на допуск импорта (п. 3 ст. 14 44-ФЗ). Чтобы избежать отклонения заявки, участник подтверждает факт того, что продукция российского производства или из ЕАЭС документами в составе заявки. Рассказываем, какие документы нужны по статье 14 44-ФЗ при закупке:

  1. Промышленных изделий — выписка из реестра Минпромторга или продукции, которая изготовлена в ЕАЭС (Постановление №616 от 30.04.2021). Укажите реестровый номер записи и сумму баллов за выполнение ТУ на территории РФ, если это предусмотрено ПП №719 от 17.07.2015.
  2. Устройств для хранения информации — декларация о нахождении изделия в реестре радиоэлектронной продукции российского производства. В этом случае обязательно укажите реестровый номер записи (Постановление №1746 от 21.12.2021).
  3. Программного обеспечения — дополнительные документы, подтверждающие соответствие товара по 44-ФЗ, в составе заявки не требуются. Достаточно наличия ПО в реестре программ, которые выпущены на территории РФ или в реестре ПО, которое произведено в ЕАЭС (Постановление №1236 от 16.11.2015).

Как подтвердить, если установлены условия допуска

Минфин определил перечень импортных товаров, которые подлежат закупке и установил условия допуска Приказом Минфина №126н от 04.06.2021. Чтобы заключить контракт по цене, которая указана в предложении, укажите в заявке информацию, что изделие изготовлено на территории ЕАЭС.

Минфин в Письме №24-01-07/2281 от 18.01.2021 разъяснил, что при проведении закупок продукции, на которую установлены условия допуска, поставщику достаточно указать страну происхождения в заявке. Подготовка декларации не обязательна, но есть поставщики, которые прилагают этот документ во вторых частях.

Выдержка из письма Минфина:

Используйте декларацию, если этот документ входит в состав заявки по условиям закупки. Например, такое практикуется в закупках по 223-ФЗ.

44-ФЗ: ограничения страны происхождения товаров

Национальный режим в госзакупках включает в себя правила, применяемые к ТРУ, изготовленным за пределами нашей страны. Смысл данного режима состоит в таких положениях:

  1. Запрет на иностранную продукцию двойного назначения.
  2. Развитие экономики РФ.
  3. Поддержание обороноспособности страны.
  4. Обеспечение национальной безопасности.
  5. Поддержка отечественных производителей.

У национального режима существует три основных формы, а именно запреты, ограничения, условия допуска (преференции).

Запрет на допуск продукции затрагивает изделия, выпущенные на территории иностранного государства и относящиеся к таким сферам:

  • машиностроение;
  • легкая промышленность и услуги по ее прокату;
  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
  • объекты оборонного значения;
  • ПО.

Запрет можно игнорировать при условии, что на территории РФ/стран ЕАЭС не производятся необходимые товары.

Если говорить об ограничениях, то они касаются допуска:

  • изделий, используемых в медицинской сфере;
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших;
  • радиоэлектронной продукции;
  • некоторых категорий продуктов питания.

На аукцион, проводимый через ЭТП, допускаются заявки с иностранными товарами, входящими в данный список. Но нужно понимать, что большими привилегиями пользуется продукция из РФ и стран-членов ЕАЭС. Если победителем торгов становится исполнитель с зарубежной продукцией, применяется коэффициент, по которому стоимость его предложения снижается на 15 %.

Преференции – это льготы на некоторые товары из ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования заключаются в том, что при любом способе закупок из цены поставщика изделий из стран ЕАЭС вычитается коэффициент 15 %. А при его победе договор заключается по цене, обозначенной им в заявке.

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».
  2. Текстовый блок такого содержания: «В целях исполнения п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 14 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» «название компании-исполнителя» сообщает:…».
  3. Таблица из трех столбцов: № п/п, наименование товара, страна происхождения товара. Помните, НСПТ должно соответствовать названию, установленному Общероссийским классификатором стран мира.
  4. Должность, Ф. И. О., подпись, печать (если она есть). По закону, исполнитель не обязан распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать, чтобы отсканировать. Его разрешается прикрепить на ЭТП в виде файла в формате *.doc без подписи и печати. Но в таком случае обязательна электронная подпись.

Нередко продавцы сомневаются, требуется ли им декларация либо можно только обозначить страну производства. Если компания хочет участвовать в закупках, ей нужно подать документы, подтверждающие ее соответствие и ТРУ всем условиям, установленным заказчиком согласно ст. 14 интересующего нас федерального закона. Допускаются копии таких бумаг. Для участия в конкурсах и запросах котировок копии должны быть заверены.

Если к заявке не прикреплена необходимая декларация, участник рискует потерять положенные ему преференции.

Согласно позиции Минэкономразвития, декларирование страны, в которой произведена продукция, предполагает обозначение названия государства в тексте заявки. Даже если продавец не предоставил отдельные бумаги, заявка соответствует нормам закона, а значит, допускается к торгам. Но нужно понимать, что это только позиция МЭР. Зачастую приходится сталкиваться со случаями, когда территориальные органы ФАС считают наоборот. Поэтому чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендуется предоставить организатору торгов декларацию.

Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 списка, является декларация участника закупки.
Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).
Минэкономразвития в своем письме от 14.12.2016 года № Д28и-3279 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 155” придерживается мнения о том, что декларированием страны происхождения товара является указание этой страны в заявке участника. И даже в случае отсутствия декларации в виде отдельного документа, такая заявка является соответствующей требованиям 44-ФЗ и отклонять её нельзя.
Но это всего лишь позиция МЭР. Многие территориальные органы ФАС придерживаются противоположного мнения, поэтому лучше чтобы этот документ был в составе вашей заявки.

В каких случаях нужен именно сертификат СТ-1, а не декларация?

Сертификат СТ-1 в качестве подтверждения СПТ обязателен в том случае, если объект закупки входит в перечень, определенный ПП РФ от 14.07.2014 года № 656 “Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

Список товаров, не попадающих под условия

Однако есть определенный перечень товаров, который не попадает под нацрежим. В списке находится 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Рейтинг перечня остается не измененным – нормативно установленная система не затрагивает:

  • продукции машиностроения и для нужд обороны;
  • легкой промышленности;
  • ПО и хранения данных и т.д.
Существуют и другие позиции, на получение которых введены не запреты, а только ограничения. Приобрести такую закупку можно при соблюдении нескольких правил. Правительством РФ установлены условия, если закупочная комиссия выставила высокую оценку, то у участника госзакупок есть шанс выиграть в конкурентной борьбе.

 

Правительство РФ вправе самостоятельно принимать решения, ограничивать или запрещать допуск продукции иностранного производства, работ и услуг. Национальный режим является отраслевым, регулирующий специальным Законом № 44-ФЗ.ш

Источники
  • https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/strana-proishozhdeniya-tovara.html
  • https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kak-opredelit-stranu-proishozhdeniya-tovara/
  • https://list-name.ru/baza/strana-registratsii-proizvoditelya-tovara.html
  • https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/strana-proiskhozhdeniya-tovara/
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-opredelit-stranu-proiskhozhdeniya-tovara
  • https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/strana-proishozhdeniya-tovara-po-44-fz.html
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/70-strana-proiskhozhdeniya-tovara-po-44-fz
  • https://www.cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/strana-proiskhozhdeniya-tovara/
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/strana-proishozdenia.html
  • https://goskontract.ru/shablony-dokumentov/kak-podtverdit-stranu-tovara-po-state-14-44-fz
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/deklaratsiya-strany-proiskhozhdeniya-tovara-po-44-fz/
  • https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/deklaratsiya-strany-proishozhdeniya-tovara.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector