Суммы тендера: что такое начальная максимальная цена (НМЦ) в 2024 году?

Общие положения

Заказчики, которые размещают заказы в рамках ФЗ 223, обязаны указывать в извещении и тендерной документации сведения о начальной (максимальной) цене договора. Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц (223-ФЗ) разъясняет, что такое сведения НМЦ по 223-ФЗ — это максимальная или ориентировочная цена договора (лота) с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в Положение о закупках.

Последние изменения

05.04.2021 на Портале правовой информации опубликовали Федеральный закон №86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам (223-ФЗ).

Нововведения вступят в силу с 16 апреля. Но заказчикам дали 90 дней с этой даты, чтобы поправить положения о закупках. Закупки, которые начали проводить до размещения обновленного положения, но в пределах этого срока, завершат по старым правилам.

Организациям придется корректировать порядок подготовки тендеров к размещению и внести правки в Положение, уточняя порядок обоснования:

  • максимальной цены тендера;
  • формулы расчета стоимости;
  • расчета цены за единицу услуги 223-ФЗ (товара, работы).

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).
На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности. По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ. Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Расчет НМЦ

НМЦ не возникает в голове у заказчика как произвольное число, она рассчитывается по специальной методике: условно говоря, НМЦ – это среднее арифметическое цен, полученных на аналогичные товары. Источники цен могут быть незаметны в документации. Но они есть.

Цена как критерий определения победителя в тендере

В аукционах и запросах котировок цена — единственный критерий определения победителя. Кто назвал минимальную цифру, тот и получил заказ.

Следовательно, цена товара, сырья, материалов, налоги, логистика – все это должно работать на снижение суммы тендера до минимума.

В иных торговых процедурах (конкурсе, запросе предложений) заказчик в качестве критериев выбора оценивает опыт работы, деловую репутацию, материальные ресурсы… Но подобные закупки составляют меньшинство.

Что означает завышенная НМЦ?

В этом случае перечитайте внимательнее техническое задание и проект контракта. Возможно, вы пропустили какое-то важное обстоятельство, влияющее на сумму тендера.

Почему НМЦ оказывается заниженной?

1) Заказчик ограничен в денежных средствах

2) Заказчик уже сделал свой правильный выбор поставщика и делает ставку на отмену торгов и заключение контракта с единственным поставщиком.

В процессе расчета поставщик

1) получит дополнительное вознаграждение по какому-то другому договору, чтобы компенсировать убыток по первому контракту.

или

2) По контракту будет поставлен товар, с более «низкими» качественными характеристиками, но заказчик его примет.

Вывод: если НМЦ кажется вам низкой, не факт, что этот вариант самый лучший, возможно, всё как раз наоборот.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.
Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема. Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.
Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод — это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика

Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчики по 223-ФЗ указывают НМЦД: в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:

Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:

  • анализ рынка. Этот метод используют для обоснования стоимости большинства товаров и услуг;
  • проектно-сметный, который применяют при подготовке документации на строительные (проектные работы);
  • тарифный. Его используют для определения суммы договора с поставщиками коммунальных услуг (монополии, ЖКХ и т.п.).

Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования НМЦ. Например:

  • затратный метод, где НМЦД равна сумме всех затрат. Актуален для высокотехнологичных разработок;
  • коэффициентный, когда сумма покупки определяется как объем потребностей за прошлый год, помноженный на коэффициент роста производства, что актуально при обосновании НМЦД на поставку сырья;
  • индексный, когда максимальная стоимость договора равна предыдущей цене закупки, помноженной на индекс инфляции. Такой метод удобен при стабильных объемах закупок, которые идут из года в год. Пример: ежегодная покупка расходных материалов для обучающихся.

Шаг 2. Привести формулы и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из Приказа Минэкономразвития №567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по 44-ФЗ. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из Указания Банка России №3384-У от 19.09.2014. Также понадобится формула изменения цены для ФЗ-223, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:

Шаг 3. Закрепить методы и формулы в Положении.

Шаг 4. Внести информацию о НМЦД в план закупок (пп. 8 п. 1 Требований к форме плана, которые утверждены Постановлением Правительства №932 от 17.09.2012).

Шаг 5. Включить данные о НМЦД в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».

Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа.
Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по 223-ФЗ в этом году:

  1. Уточните размер тарифов у поставщика ресурсов.
  2. Используйте тарифный метод обоснования стоимости. Вот пример формулы для расчета НМЦ по 223-ФЗ этим методом:

Закон разъясняет, можно ли указать ориентировочную цену по 223-ФЗ: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок. Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно. В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке. В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Примеры обоснований

Чаще всего заказчики используют для обоснования НМЦД анализ рынка:

Пример, как обосновать стоимость тендера проектно-сметным методом:

Расчет НМЦД на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности:

Источники

  • https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kak-rabotat-so-svedeniyami-o-tsene-po-223-fz-v-2018-godu
  • https://zakonguru.com/goszakupki/223/maksimalnaa-cena.html
  • https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/summy-tendera-nachalnaya-maksimalnaya-tsena-/
  • https://azbukatenderov.ru/zakazchiku/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-po-44fz.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах