Zarplatto.ru

Что представляет собой саморегулируемая организация арбитражных управляющих?

Содержание

Административная ответственность

Большая часть наказаний накладывается на АУ на базе КоАП РФ. Статьей 14.13 КоАП РФ оговорены эти виды наказуемых правонарушений:

  • Сокрытие или передача третьим лицам собственности банкрота.
  • Подделка учетной документации.
  • Действия в пользу определенного кредитора в обход остальных.
  • Бездействие.

Распространенная причина привлечения специалиста к административной ответственности – недобросовестное исполнение рабочих обязанностей. К примеру, это могут быть правонарушения:

  • Несвоевременное исполнение соглашений, заключенных банкротом.
  • Несвоевременная выдача зарплат сотрудникам.
  • Сделки с собственностью банкрота, которые нарушают интересы и права участников процедуры.
  • Неразумный или неправомерный расход целевых поступлений.

Арбитражный управляющий привлекается к ответственности на основании статьи 14.13 КоАП РФ. Однако для определения меры ответственности нужно установить, является ли АУ должностным лицом. Это достаточно неоднозначный вопрос. АУ можно признать должностным лицом на основании этих признаков:

  • Управляющий назначается судебным органом и считается представителем судебной власти.
  • АУ не трудоустроен в компании и получает зарплату на базе судебного решения.
  • Управляющий действует в отношении третьих лиц.
  • Цель его работы – поддержание правосудия.

Однако не все придерживаются аналогичного мнения. Все зависит от степени строгости наказания. Если специалист привлекается к административной ответственности, обычно он считается должностным лицом. Если же он привлекается к уголовной ответственности, то обычно не называется должностным лицом. Рассмотрим виды административных наказаний, накладываемых на базе статьи 14.13 КоАП РФ:

  1. Сокрытие объектов собственности, данных об их размерах, имущественных прав банкрота. Уничтожение учетных бумаг. Если нарушение не содержит признаков уголовного преступления, на граждан накладывается штраф в размере 4 000-5 000 руб. Если это должностное лицо, устанавливается штраф 50 000-100 000 руб. или назначается дисквалификация длительностью от 6 до 36 месяцев (пункт 1).
  2. Удовлетворение претензий одного кредитора в ущерб остальным. На граждан накладывается штраф размером 4 000-5 000 руб., на должностных лиц – 50 000-100 000 руб. или дисквалификация продолжительностью от 6 до 36 месяцев (пункт 2 статьи 14.13 КоАП РФ).
  3. Бездействие, неисполнение обязанностей. При незначительном правонарушении должностным лицам выносится предупреждение. При значительном нарушении накладывается штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб. (пункт 3 статьи 14.13 КоАП РФ).
  4. Повторное обнаружение бездействия должностного лица. Должностное лицо дисквалифицируется на срок от 6 месяцев до 36 месяцев (пункт 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ).

К СВЕДЕНИЮ! Размер ответственности определяется тяжестью совершенного правонарушения. Если оно незначительное, обычно просто выносится предупреждение. Если должностное лицо не исполнит его, на него накладывается двойная ответственность.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность накладывается на АУ на базе статьи 195 УК РФ:

  • Сокрытие или передача иным лицам предметов собственности банкрота. Уничтожение или подделка учетных бумаг. Варианты наказания: штраф 100 000-500 000 руб., штраф в размере ЗП виновного за 1-3 года, арест на срок до полугода, лишение свободы до 36 месяцев со штрафом 200 000 руб. Основание – пункт 1 рассматриваемой статьи.
  • Удовлетворение претензий одних кредиторов в ущерб остальным, что повлекло за собой причинение крупного ущерба. Варианты ответственности: штраф до 300 000 руб., штраф в размере ЗП осужденного за двухлетний период, лишение свободы на срок до года. Арест продолжительностью до 4 месяцев, заключение продолжительностью до 12 месяцев вместе с наложением штрафа 80 000 руб.

УК РФ применяется в тех случаях, когда АУ нанес ущерб кредиторам или банкроту в размере более 250 000 руб.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность накладывается на базе ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26 октября 2002 года, ФЗ №315 «О СРО» от 1 декабря 2007 года. Также основанием для привлечения к ответственности могут быть локальные документы СРО. Наложение дисциплинарных взысканий напрямую связано с участием АУ в СРО. АУ обязан вступать в саморегулируемую организацию. Без этого он не может осуществлять свою деятельность. К арбитражному управляющему относятся эти меры дисциплинарного взыскания:

  • Внутренняя дисквалификация продолжительностью от месяца до полугода.
  • Штраф от 1 000 до 30 000 руб.
  • Вынесение предписания о ликвидации обнаруженных недостатков.
  • Оформление рекомендации об исключении АУ из саморегулируемой организации.
  • Оформление рекомендации об отстранении специалиста от участия в банкротстве.

Рассмотрим формы наказаний, накладываемые на основании статьи 20.4 ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26 октября 2002 года:

  • Невыполнение обязанностей. На основании пункта 1 статьи 20.4 ФЗ №127, АУ может быть отстранен от участия в процедуре признания несостоятельности.
  • Исключение из СРО на основании нарушения прав членства. В этом случае на основании пункта 2 статьи 20.4 специалист также отстраняется и от процедуры банкротства. Если решение об исключении из СРО признано недействительным, специалист не может быть восстановлен в процедуре банкротства компании.
  • Специалист может быть дисквалифицирован за административные проступки на основании пункта 3 статьи 20.4.

В пункте 4 статьи 20.4 ФЗ №127 указано, что АУ должен возместить банкроту и кредитору убытки, которые образовались вследствие его незаконных действий или бездействия. Обычно ущерб кредиторов и должника компенсируется за счет средств компенсационного фонда СРО. Однако арбитражный управляющий обязан покрыть убытки саморегулируемой компании. В пункте 5 статьи 20.4 прописано, что федеральными стандартами и отраслевыми правилами могут утверждаться иные требования относительно имущественной ответственности АУ.

Сроки привлечения к ответственности

До конца 2015 года срок привлечения к ответственности составлял год. Однако потом в силу вступил ФЗ №391 «О внесении изменений в акты». Теперь этот срок составляет 3 года.

Ответственность СРО

СРО несут ответственность за действия своих АУ. Саморегулируемая организация обязана следит за работой своих участников, рассматривать поступающие претензии, принимать меры воздействия. Если вследствие деятельности АУ будет нанесен ущерб, СРО обязана сделать компенсационные выплаты.

Нормативно-правовое регулирование

Деятельность СРО арбитражных управляющих регулируется следующими нормативно-правовыми актами.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Он определяет основы деятельности некоммерческих юридических лиц.
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон более подробно регламентирует функционирование профессиональных объединений управляющих.
  • Приказ Минэкономразвития России «О порядке ведения единого реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих». Этот нормативный акт определяет порядок ведения реестра, в который должны быть включены СРО.

Основания для включения СРО в реестр

Для того чтобы стать СРО, некоммерческое юридическое лицо должно быть включено в специальный реестр. Однако для этого организация должна соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в статье 21 Федерального закона «О банкротстве». Вот эти требования.

  • Наличие в составе организации не менее ста членов, которые соответствуют условиям членства в ней. Эти условия определяет сама СРО в своих учредительных документах.
  • Участие членов СРО до ее регистрации в реестре не менее, чем в ста процедурах о банкротстве. Иными словами, у них обязательно наличие опыта работы. Не входят в это число процедуры, применяемые к отсутствующим должникам.
  • Создание компенсационного фонда. В соответствии с действующим законодательством, если действия арбитражного управляющего причинили ущерб кому-либо из участников процедуры банкротства, он возмещается именно из этого фонда. Он формируется из членских взносов, которые выплачиваются в денежной форме управляющими, состоящими в объединении. Однако сам фонд не обязательно должен состоять исключительно из денег. В него может входить любое имущество. Единственное условие – стоимость этого имущества должна составлять не менее, чем 50 000 000 рублей.
  • Наличие правил и стандартов деятельности членов СРО. Разрабатывает их само профессиональное объединение. Однако эти правила не должны противоречить закону и иным нормативным актам.
  • Наличие в объединении органов, которые им управляют, а также специализированных органов. К первым относят те, которые в соответствии с уставом СРО принимают управленческие решения по ее деятельности. В число вторых входят образования внутри СРО, ведающие узкоспециальными вопросами. Например, в таком качестве может выступать совет по привлечению управляющих к дисциплинарной ответственности. Однако уставом СРО может быть предусмотрено и другое их назначение.

Цели деятельности СРО

Основные цели деятельности профессиональных союзов арбитражных управляющих перечислены в статье 22 Федерального закона «О банкротстве». Вот они.

  • Контроль за деятельностью управляющих. СРО следит, чтобы они не злоупотребляли предоставленными им полномочиями и соблюдали законодательство. В случае совершения ими нарушения они не только могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности, но и исключены из организации. Это лишает их права участвовать в банкротстве в дальнейшем.
  • Хранение документации, которую получают управляющие в ходе участия в банкротстве. Так, в архиве СРО в течение пяти лет находятся их отчеты по каждой из стадий этой процедуры.
  • Выплата компенсации лицам, которым причинен ущерб действиями арбитражного управляющего.
  • Защита интересов лиц, состоящих в СРО. Организация вправе представлять их как в государственных органах, так и в различных коммерческих структурах. Кроме того, СРО вправе обжаловать любые действия и решения должностных лиц различных ведомств, которые, по ее мнению, противозаконны и нарушают права организации, а также ее членов. Кроме того, СРО вправе отстаивать права управляющих в судебном порядке путем подачи исков.
  • Ведение специального реестра арбитражных управляющих. Они, как и СРО, включаются в специальный список. Только ведет его не государство, а их профессиональное объединение. В каждом из них – свой реестр, в котором перечислены только те управляющие, которые состоят в организации, которая его ведет. Сведения из этого реестра вправе получить любое заинтересованное в этом лицо, направив соответствующий запрос.
  • Законодательная инициатива. СРО вправе вносить в Государственную думу предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего проведение банкротства, а также их деятельность. Это важно, поскольку СРО – это объединения, которые непосредственно участвуют в делах о банкротстве, и все проблемы, возникающие при этом из-за несовершенства правового регулирования, им знакомы не понаслышке. Поэтому именно они могут внести наиболее актуальные предложения по их устранению.
Обязательно почитайте!  Как встать на очередь на получение жилья в 2020: инструкция, условия, сроки

Функции и задачи саморегулируемой организации арбитражных управляющих

В развитых странах с рыночно ориентированной экономикой определенный вклад в решение важнейших социально-экономических задач вносит саморегулируемая деятельность. Под ней понимается самостоятельная и инициативная деятельность, направленная на формирование правил и стандартов предпринимательской или профессиональной.

Каким составом судей рассматривается заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 12 ст. 23.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”)?

Это очень непростой вопрос, обсуждавшийся на заседании Научно-консультативного совета при ФАС УрО См.: Рекомендации Научно-консультативного совета по вопросам применения норм законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, процессуальных норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих, их национальное объединение

С а м о р е г у л и р у е м а я организация арбитражных управляющих — некоммерческая организация, включающая не менее 100 членов, соответствующих требованиям, предъявляемым ею к арбитражным управляющим. Правовая природа СРО двойственна: это частное лицо, на которое государство переложило часть своих.

Арбитражные управляющие

Понятие арбитражных управляющих и требования к ним В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под арбитражными управляющими понимаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Причем данное требование признано Конституционным Судом.

Понятие арбитражных управляющих и требования к ним

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под арбитражными управляющими понимаются граждане Российской Федерации, являющиеся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Причем данное требование признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ (см. постановление.

Общие права и обязанности арбитражных управляющих в деле о несостоятельности (банкротстве)

В соответствии со ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: — созывать собрание кредиторов; — созывать комитет кредиторов (см. также постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 56 “Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным.
(Правовое регулирование несостоятельности (банкротства))

Правовой статус арбитражных управляющих

Основные подходы к правовому статусу арбитражных управляющих можно свести к позициям, согласно которым он признается: “) представителем кредиторов; 2) органом конкурсной массы, образующей самостоятельную юридическую личность (субъект), не обладающую гражданской дееспособностью; 3) исполнительным…
(Правовое регулирование несостоятельности (банкротства))

Ответственность арбитражных управляющих

В данном случае понятие “ответственность” используется в смысле юридической ответственности как любого негативного последствия правонарушения. 1. Отстранение арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения обязанностей. В соответствии со ст. 20.4 Закона о банкротстве неисполнение. (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства))

Требования к арбитражным управляющим, их права и обязанности в различных процедурах банкротства

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, который осуществляет эту деятельность, занимаясь частной практикой, но при этом вправе заниматься.

Как доказать? – Необходимые условия ответственности

Чтобы гарантированно привлечь представителей должника к уголовной ответственности, необходимо доказать одновременное присутствие следующих условий:

  1. Наличие ущерба. Факт наличия убытков кредитору или обанкротившейся фирме должен быть налицо, и ущерб должен иметь конкретный денежным эквивалент.
  2. Совершение действий, направленных на причинение ущерба.Контролирующее лицо должно совершить определенные действия (или осознанно отказаться от действий), направленные на причинение ущерба. Например, подписать договор, продать имущество и т.д.
  1. Причинно-следственная связь между действиями и ущербом. Убытки должны быть следствием конкретных действий, а наличие связи должно быть доказано. К примеру, на основании бухгалтерской документации или данных финансового анализа.
  2. Вина. Противоправные действия должны быть совершены с умыслом, а умысел – доказан.

Дисквалификация должностного лица

В случае несоблюдения арбитражным управляющим своих прямых обязанностей или нарушения норм российского законодательства лицо подлежит незамедлительному отстранению.

Принять решение о дисквалификации может исключительно судья, ведущий дело о финансовой несостоятельности.

Подать мотивированную жалобу на управляющего способны:

  • один из контрагентов, принимающих участие в деле;
  • представитель СРО (если управляющий исключён из членов некоммерческого учреждения);
  • собрание кредиторов (в этом случае вместо жалобы судье может быть направлен протокол собрания или комитета кредиторов).

Если решение суда об отстранении лица будет отменено, арбитражный управляющий всё равно не сможет вернуть на занимаемую им ранее должность и продолжить вести дело о банкротстве.

Разновидности ответственности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий – ключевой элемент в деле о банкротстве физического или юридического лица. Он назначается исключительно судьёй, однако кандидатура может быть выдвинута участниками судебного процесса (заявителем или собранием кредиторов).

Чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо соответствовать ряду критериев (иметь российское гражданство и законченное высшее образование, пройти практику в роли помощника управляющего, сдать теоретический экзамен и т. д.). Одно из основных условий – членство в какой-либо СРО (т. е. саморегулируемой организации).

На должностное лицо возложены определённые обязательства, невыполнение которых недопустимо и может стать причиной привлечения лица к ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • дисциплинарной;
  • уголовной.

Каждая разновидность ответственности, к которой может быть привлечён управляющий, имеет определённые особенности и нюансы.

Кого можно уголовно наказать?

В рамках процедуры банкротства, к уголовной ответственности можно привлечь контролирующих лиц. То есть граждан, которые в течение двух лет до начала банкротства управляли организацией, давали обязательные для фирмы распоряжения или какими-то другими способами руководили действиями должника.

Руководителя

Руководитель наказывается первым. Он может называться по-разному: «президентом», «генеральным директором», просто «директором», но есть главный критерий, который позволяет безошибочно «идентифицировать» руководителя – это разрешение действовать от имени фирмы без доверенности.

Главного бухгалтера

Через главного бухгалтера проходят все финансы. Несмотря на то, что главбух «видит» деньги только на бумаге, он уголовно отвечает за умышленные мошеннические действия и причинение ущерба кредиторам и государству.

Участников хозяйственного общества, акционеров

Участники хозяйственного общества (юридического лица, созданного на договорных началах), объединившие свои имущественные активы с целью получения прибыли, акционеры, в случае если суд признает их виновность, к примеру, в банкротстве фирмы, могут быть наказаны уголовно в деле о банкротстве.

Собственников имущества унитарного предприятия

По закону, собственники имущества унитарного предприятия не отвечают за долги фирмы. Но если к банкротству фирмы и ущербу кредиторов привели недобросовестные деяния собственников, они могут быть привлечены к уголовной ответственности в ходе банкротства.

«Теневых» контролирующих лиц

Даже если фирмой фактически управляет юридически не связанное с ней лицо, оно понесет уголовную ответственность за незаконные действия в отношении кредиторов и доведение компании до банкротства.

Необходимость страхования ответственности арбитражных управляющих

При вступлении в ряды СРО в обязательном порядке заключается договор страхования ответственности арбитражного управляющего. Без соблюдения данного условия членство в некоммерческом учреждении недопустимо.

Это необходимо для возмещения нанесённого должностным лицом ущерба в связи невыполнением обязанностей в будущем. Оно выплачивается участникам дела или иным гражданам, чьи интересы были затронуты.

Арбитражный управляющий обязуется действовать непредвзято и добросовестно, соблюдая интересы каждой из сторон (должника, его контрагентов и других заинтересованных в исходе дела лиц). Договор страхования выступает обеспечением СРО на случай нарушения должностным лицом закона.

Стоит отметить, что минимальный размер страхового взноса ежегодно составляет 3 миллиона рублей.

Требования к Арбитражному управляющему

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ (, , и ), а второй — , введенный в действие 26 октября 2002 года.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Актуальная на сегодня редакция документа принята 2 декабря 2019 года. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

  • гражданство РФ;
  • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
  • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
  • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
  • стаж работы на руководящей должности более года;
  • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
  • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
  • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
  • оформление статуса ИП для работы арбитражным управляющим;
  • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

Виды АУ в банкротстве

Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо. Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

  • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
  • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
  • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
  • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
  • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц.

На практике арбитражный управляющий участвует на разных стадиях банкротства, совмещая исполнение перечисленных выше функций. Такая работа предъявляет более высокие требования к квалификации и опыту специалиста.

Саморегулируемая ассоциация управляющих

Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:

  • , принятый 12 января 1996 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • , подписанный Президентом страны 1 декабря 2007 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • , утвержденное руководителем российского Правительства 3 февраля 2005 года.

Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

Обязательно почитайте!  Срок отработки при увольнении по собственному желанию

При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

Порядок назначения специалиста

Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:

  • в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу конкретного специалиста или любого участника определенной СРО;
  • судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о квалификации АУ и возможности его участия в деле;
  • ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
  • при отсутствии указания на конкретного специалиста, СРО АУ выдвигает 3 кандидатуры по своему усмотрению. Право отстранить по одному из них предоставляется кредиторам и должнику;
  • оставшаяся кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.

Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.

Отдельный порядок предусмотрен для случаев принудительной или добровольной смены АУ в ходе процедуры банкротства. В этом случае собранию кредиторов предоставляется 10 дней на принятие решения о новой кандидатуре специалиста или саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих. При отсутствии подобного решения старая СРО предлагает трех новых претендентов для дальнейшего участия в деле.

Права АУ в ходе рассмотрения дела о финансовой несостоятельности

Перечень прав, предоставляемых управляющему, регламентируется ст. 20.3 №127-ФЗ. Он включает следующие действия специалиста:

  • созыв комитета или собрания кредиторов;
  • обращение в суд с различными ходатайствами и заявлениями по сути рассматриваемого процесса;
  • получение вознаграждения в соответствии с правилами, установленными №127-ФЗ;
  • привлечение к делу третьих лиц, если это необходимо для исполнения возложенных на АУ обязанностей, причем оплата их работы осуществляется за счет банкрота;
  • подача заявления о добровольном освобождении от обязанностей по делу о банкротстве;
  • оформление запросов на получение сведений о должнике и лицах, участвующих в органах управления или влияющих на его работу, а также на сбор информации о различных финансовых аспектах деятельности должника – перечне имущества, задолженностях и других подобных данных, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей АУ.

Последний пункт списка особенно важен для обеспечения эффективной работы специалиста. Сбор исчерпывающей информации о банкроте, его контрагентах и контролирующих лицах входит в число обязательных условий для защиты интересов кредиторов в процессе осуществления процедуры банкротства.

Обязанности АУ

Профессиональные обязанности АУ регламентируются той же статьей №127-ФЗ – 20.3 – что и права. Положения Федерального закона обязывают специалиста:

  • защищать имущество должника, предпринимая для этого любые законные способы;
  • производить анализ текущего состояния банкрота и оценку различных сторон его деятельности – хозяйственной, управленческой, инвестиционной, финансовой и т.д.;
  • осуществлять ведение реестра организаций и лиц, имеющих статус кредиторов;
  • предоставлять в течение 3 дней с момента обращения данные реестра заинтересованным лицам, имеющим на это право;
  • сообщать в контролирующие органы сведения о выявленных в ходе профессиональной деятельности административных нарушениях и преступлениях;
  • информировать кредиторов о финансовых операциях и сделках, совершение которых станет основанием для наступления гражданской ответственности третьих лиц;
  • производить обоснованные и разумные расходы в рамках полномочий, предоставленных №127-ФЗ;
  • выявлять установленные законодательством признаки банкротства — фиктивного или преднамеренного, а также доводить информацию о них до участников разбирательства в арбитражном суде;
  • привлекать к делу третьих лиц, если это предусмотрено требованиями законодательства и находится в рамках полномочий арбитражного управляющего;
  • следить за соблюдение процессуальных требований в ходе ведения дела о банкротстве, включая исполнение должником обязательств по срокам подачи заявлений и ходатайств.

Еще одной немаловажной обязанностью АУ становится необходимость обеспечения конфиденциальности сведений, представляющих собой коммерческую или государственную тайну, которые были получены в рамках осуществления профессиональной деятельности. Разглашение подобной информации наказывается в соответствии с действующими нормами российского законодательства.

Административная ответственность

Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.

Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

Помощник арбитражного управляющего

Положения №127-ФЗ разрешают арбитражному управляющему формировать собственную команду для более эффективного исполнения обязанностей. Типичным примером ее участника становится помощник специалиста, на которого обычно возлагается выполнение следующих функций:

  • оформление необходимой документации в рамках дела о несостоятельности организации или физического лица;
  • ведение документооборота с соблюдением всех необходимых формальностей, касающихся регистрации документов, сроков их подготовки и отправки, перечня информируемых лиц, других подобных требований законодательства;
  • организация и помощь в проведении собраний и встреч участников арбитражного процесса и заинтересованных сторон;
  • выполнение отдельных поручений арбитражного управляющего или каких-либо процессуальных действий, например, составление описи имущества несостоятельного должника.

Перечень обязанностей конкретного помощника определяется непосредственно арбитражным управляющим. Для оплаты его услуг за счет средств должника необходимость привлечения дополнительного специалиста должна быть обоснована перед судьей. Традиционные, но не обязательные требования к помощнику АУ – наличие юридического или экономического образования, аккуратность, внимательность и другие подобные навыки, которые могут пригодиться в процессе работы.

Действия управленца при банкротстве

Перечень операций, осуществляемых АУ в рамках процедуры банкротства, определяется его обязанностями и правами, а также текущим состоянием и стадией дела. Стандартный набор предпринимаемых АУ действий, выглядит следующим образом:

  • доведение информации о начале процедуры признания организации или гражданина банкротом до кредиторов и других заинтересованных лиц, к числу которых относятся работники, учредители, контрагенты, собственники и т.д.;
  • организация и последующее проведение собраний кредиторов;
  • сбор и регистрации требований к должнику, оформление и обобщение полученной информации в виде реестра кредиторов;
  • осуществление контроля над деятельностью лица или организации, являющихся потенциальными банкротами;
  • оценка финансовой состоятельности должника, которая проходит в форме инвентаризации имущества, аудита, независимой стоимостной экспертизы или других подобных мероприятий;
  • оформление и предоставление отчетности, необходимой для эффективного исполнения профессиональных обязанностей;
  • организация, проведение и контроль над мероприятиями по погашению задолженностей перед кредиторами;
  • исполнение функций управления предприятием с целью его финансового оздоровления;
  • организация работы по взысканию задолженностей с контрагентов компании-банкрота, по отношению к которым последний выступал в качестве кредитора.

Профессиональная деятельность арбитражного управляющего с некоторой долей условности может быть разделена на 4 основных направления, каждое из которых имеет серьезное значение для итоговой эффективности работы специалиста. В указанное число входят:

  • оформление обязательной страховки ответственности АУ перед третьими лицами;
  • составление и отправка заинтересованным лицам, организациям и фискальным органам запросов о финансовом состоянии должника;
  • оперативное и своевременное информирование участников процесса и соответствующих структур о выявленных нарушениях со стороны должника или заинтересованных лиц;
  • организация и проведение торгов активами банкрота, а также последующее распределение полученных денежных средств между кредиторами.

Обязательное требование к деятельности АУ – четкое соблюдение действующего законодательства. Любое отклонение от правовых норм становится основанием для принудительного отстранения от дела о банкротстве и последующей его замены на другого специалиста.

Расходы арбитражного управляющего

Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:

  • публикация сведений о начале и текущем состоянии дела о банкротстве в различных средствах массовой информации;
  • привлечение к работе на возмездной основе специалистов, необходимых для эффективного исполнения обязанностей;
  • рассылка корреспонденции и другие операции по ведению документооборота, связанного с процедурой банкротства;
  • другие действия и операции специалиста, осуществляемые в рамках полномочий и обязательств арбитражного управляющего по делу.

Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.

Обжалование действий арбитражного управляющего

Деятельность АУ не контролируется участниками дела по банкротству. Вместе с тем, любая заинтересованная сторона имеет возможность обжаловать действия специалиста в одну из четырех инстанций:

  • непосредственно в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую ассоциацию арбитражных управляющих;
  • в Росреестр, наделенный функциями контролирующего органа;
  • в правоохранительные органы.

Обязательным условием принятия решения по теме обращения выступает включение в заявление следующих сведений:

  • данные о нарушениях законодательства, допущенных АУ;
  • документальные доказательства указанных фактов;
  • ходатайство о принятии мер в отношении правонарушителя.

У каждого из перечисленных органов имеется достаточно законных полномочий для того, чтобы повлиять на работу арбитражного управляющего. Результат обращения зависит от того, насколько аргументированной является позиция заявителя. При этом необходимо учитывать сложность правовой квалификации действий АУ, которая дополняется далеко не полной проработанностью правовой базы, регламентирующей деятельность подобных специалистов.

Источники

  • https://assistentus.ru/bankrotstvo/otvetstvennost-arbitrazhnogo-upravlyayushchego/
  • https://dolg-faq.ru/baza-znanij/bankrotstvo-i-likvidaciya/sro-arbitrazhnyx-upravlyayushhix.html
  • https://studme.org/44347/menedzhment/samoreguliruemye_organizatsii_arbitrazhnyh_upravlyayuschih_funktsii
  • https://za-nas-zakon.ru/dolzhniku/ugolovnaya-otvetstvennost-konkursnogo-upravlyayushchego-pri-bankrotstve.html
  • https://fizbankrot.com/arbitrazhnyj-upravlyayushhij/arbitrazhnyj-upravlyayushhij-bankrotstvo/

[свернуть]

Ссылка на основную публикацию