256 ФЗ: основные положения Федерального закона о материнском капитале

Список нормативных актов по законодательству РФ


Основным нормативным актом, регулирующим правила получения и распоряжения материнским капиталом, является Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ (далее – Закон).

Помимо него, этому виду государственной помощи посвящены следующие постановления и положения:

  • Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 №380 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг».
  • Приказы Министерства труда РФ о порядке подачи заявлений, связанных с получением семейного капитала и распоряжением его средствами (от 24.03.2020 №149н, от 11.03.2016 №100н, от 18.03.2020 №138н и т. д.).

Когда был принят №256-ФЗ?

Основной нормативный акт о материнском капитале №256-ФЗ был принят 29.12.2006. Законопроект вступил в силу с 01.01.2007: это значит, что его действие распространяется на случаи рождения (усыновления) ребёнка начиная с указанной даты.

Основные положения закона о Материнском капитале

Федеральный закон № 256-ФЗ в полной мере регулирует отношения, связанные с предоставлением средств поддержки семьям с детьми, а также порядком целевого расходования денежных средств.

Разберем структуру данного правового акта.

Федеральный закон состоит из 13 статей без деления на главы:

  1. Ст. ст. 1-2 документа являются вводными и определяют цели и задачи данного нормативного акта, а также вводят основные понятие, используемые в нем.
  2. Ст. 3 определяет круг лиц, которые имеют право на поддержку со стороны государства.
  3. Ст. 4  устанавливает порядок функционирования регистра граждан, которые получили сертификат. Он необходим для единого учета данных лиц.
  4. Ст. 5 устанавливает особенности выдачи соответствующего сертификата.
  5. Ст. 6 определяет размер средств господдержки, а также порядок индексации маткапитала.
  6. Ст. ст. 7-9 устанавливают порядок распоряжения средствами господдержки, а также особенности их трансферта из бюджета федерального в бюджет пенсионного фонда, на который и возложены обязанности по реализации данной госпрограммы.
  7. Ст. ст. 10-12 регулируют порядок направления средств на те или иные цели, предусмотренные законодательством.
  8. Ст. 13  Федерального закона № 256-ФЗ устанавливает заключительные положения.

Полезно также почитать:Изменения в выплатах материнского капитала в 2020 году

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее – дополнительные меры государственной поддержки); (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (Пункт введен – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.  (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 61 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее – регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных”. (Часть  введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. (Часть  введена – Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 – 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее – сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 12 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации. (Часть  введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

12. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (Часть введена – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 390-ФЗ)

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения соответствующего решения уведомляет лиц, указанных в части 1 или 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении их заявлений через многофункциональный центр, или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, или иным способом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. При этом указанные лица имеют право получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональном центре выписку из регистра о выдаче сертификата. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 – 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны п

Кто имеет право на субсидию согласно закону

Перечень лиц, которые вправе претендовать на получение сертификата, содержится в статье 3 рассматриваемого нормативного акта.

В него входят:

  • женщины, у которых появился второй по счету ребенок после 2007 года
  • мужчины, которые являются усыновителями в единственном числе второго ребенка.

Справка! С 1 января 2020 года соответствующий документ могут получить и лица, в семье которых появился первенец, что значительно расширяет круг лиц, имеющих право на поддержку за счет бюджета.

Следует отметить, что возможность получения средств поддержки может быть утрачена в случае лишения родителей соответствующих прав.

На сертификат вправе рассчитывать и семьи, в которых имеются усыновленные дети. Если же над ребенком оформляется опекунство, то за него материнский капитал не выплачивается.

Кроме этого, важным условием для того, чтобы получить материальную выплату, является наличие у ребенка российского гражданства.

На какую сумму можно рассчитывать в 2021 году?


Начиная с 01.01.2020 минимальная величина семейного капитала составляет 466 617 рублей. Эту сумму получат родители, которые:

  • приобрели право на эту меру господдержки до 31.12.2019 и не потратили полностью средства сертификата;
  • родили (усыновили) первенца после 01.01.2020.

Максимальная сумма выплаты по Закону составляет 616 617 рублей. На эти деньги можно рассчитывать, если:

  • оба малыша родились (были усыновлены) после 01.01.2020;
  • второй ребёнок появился после 01.01.2020, первый – до наступления этой даты;
  • третий и последующие дети появились после 01.01.2020, если ранее право на выплату отсутствовало.

Детали оформления по закону

Право на оформление данного сертификата возникает сразу после рождения второго (до 31. 12. 2019 года) или первого (после 01. 01. 2020 года) ребенка.

Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением и свидетельством о рождении в отделение пенсионного фонда. Также подать бумаги можно в МФЦ. Кроме этого, допускается его подача в электронном формате через портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте государственного пенсионного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 рассматриваемого нормативного акта решение о выдаче сертификата принимается в течение 15 дней с момента подачи документов. При этом данный срок может быть увеличен при необходимости истребования дополнительных документов.

Законом установлено, что распорядиться средствами можно не сразу, а только спустя 3 года после рождения ребенка. Однако в отдельных случаях имеются исключения.

Так, распорядиться средствами сразу можно в следующих целях:

  • при погашении кредитов и займов, оформленных в целях приобретения жилья;
  • при приобретении средств реабилитации ребенка-инвалида;
  • при оформлении ежемесячной выплаты на ребенка до 3 лет.

Правила получения и распоряжения средствами

Наличие права на материнский капитал подтверждает именной сертификат. Его можно получить в любой момент после появления в семье ребёнка, за которого положена помощь от государства. С 2020 года этот документ оформляется автоматически на основании информации о рождении ребёнка, которую орган загс передаёт в ПФР.

Но при усыновлении ребёнка потребуется самостоятельное обращение родителя с заявлением на выдачу сертификата. Сделать это можно разными способами:

  • обратиться в отделение ПФР или в МФЦ;
  • направить документы по почте;
  • оставить заявку через сервис госуслуг либо на сайте ПФР.


Сумму материнского капитала в денежном эквиваленте не выдают.

Пенсионный фонд самостоятельно перечисляет средства сертификата в соответствии с пожеланиями его владельца (в банк, образовательное учреждение и т. д.). Однако можно получить часть суммы на руки, например, оформив ежемесячную выплату.

Для распоряжения деньгами сертификата нужно обращаться с отдельным заявлением. Его можно подать теми же способами, которые предусмотрены для заявления на выдачу сертификата. Однако с 2020 года стало возможным распорядиться семейным капиталом, обратившись в банк, который является стороной договора ипотеки.

Важно! По общему правилу материнский капитал разрешено использовать спустя три года после рождения ребёнка, который обеспечил право на получение сертификата. Однако на некоторые направления (например, дошкольное образование) деньги можно тратить сразу после появления малыша.

Основные направления расходования средств


В статье 7 Закона перечислены следующие цели использования средств сертификата:

  • улучшение условий проживания;
  • образование детей;
  • пополнение накопительной части пенсии матери;
  • приобретение продукции и услуг, служащих для социальной адаптации ребёнка-инвалида (их перечень устанавливает Правительство РФ);
  • получение ежемесячных платежей на второго ребёнка.

Важно! Распоряжаться средствами сертификата разрешается одновременно по нескольким из этих направлений.

Какие документы потребуют при строительстве жилья за счет средств материнского капитала

Это описано в 24 статье закона №171, принятого 24 июня 2014 года. Поэтому в закон о материнском капитале внесли поправки, меняющие состав пакета документов на строительство собственного дома с участием средств материнского капитала. Причиной послужила новая редакция Земельного кодекса, в результате которой из него исчезло упоминание о бесплатном срочном использовании земли.

Безвозмездная эксплуатация участка по-прежнему возможна, но про срочность придется позабыть. В новой редакции упоминание о ней убрали. Также изъяты понятия неограниченного по времени использования участка и наследование его в пожизненное владение. В законе, применяемом для выдачи материнского капитала, эти положения отражены в 10 статье.

Как повлияла пенсионная реформа на закон о материнском капитале

Как повлияла пенсионная реформа

После выхода закона №400, регулирующего выплату гражданам пенсионного обеспечения, правительство выпустило 21.07.2014 закон №214. Благодаря чему условия получения материнского капитала, описанные в законодательном акте №256, соответствующим образом откорректировали.

Остальные изменения можно назвать косметическими. Они не наделили документ новым смыслом. Законодатели лишь сменили принадлежащие юридическим терминам наименования. Например, стали называть накопительной пенсией ту ее часть, которая раньше была одной из составляющих пенсии трудовой.

Важные моменты для ставших родителями граждан не тронули: пакет документов на получение материнского сертификата тот же, как и режим рассмотрения поданной в Пенсионный фонд заявки. Правда, касается это только случаев, когда полученные средства направляются на формирование пенсионных накоплений матери.

Тонкости проверки поданных на рассмотрение документов

Тонкости проверки поданных на рассмотрение документов

На основании вышедшего 08.03.2015 закона №54 изменилась 8 статья правоустанавливающего документа на маткапитал. Теперь работники ПФ Российской Федерации при возникновении подозрений перепроверяют поданную гражданами информацию. Данные сверяются в организациях, выдавших заявителю соответствующие бумаги.

Это касается:

  • заключенных с кредитором договоров;
  • бумаг, фиксирующих куплю-продажу жилой недвижимости;
  • различных подтверждающих справок.

Цель ужесточения проверки – исключить незаконные действия с государственными деньгами. Кое-кто считает полученные деньги своими и думает, что волен распоряжаться ими как захочет. Это ошибка. Деньги дают на определенные федеральным законом цели, а обналичивание сочтут преступлением.

Где взять деньги под материнский капитал

Где взять деньги под материнский капитал

Нововведения в закон о материнском капитале отразились на списке кредиторов, работающих с полученными новоиспеченными родителями сертификатами.

Круг сузили до наиболее надежных, куда включили:

  • банки, получившие лицензию на выдачу ипотечных займов;
  • действующие на жилищном рынке более 3 лет кооперативы потребителей, занимающиеся кредитованием населения;
  • финансовые организации, дающие ипотечные ссуды, если их деятельность не противоречит 10 статье закона №256.

Микрофинансовым организациям (МФО) доступ к материнскому капиталу закрыли. По мнению законодателей, постигший Российскую Федерацию кризис не позволит справиться заемщику с царящим там процентными ставками. К тому же опыт показывает – в России век МФО недолог.

Принятием мер по исключению ряда финансовых организаций государство старается обезопасить граждан от неожиданного банкротства кредитного учреждения. Если ипотека в МФО бралась до 8 марта 2015 года, переживать за потерю материнского капитал не стоит. Деньги выплатят по установленной законом форме.

Нельзя заставить человека прочитать федеральный закон о маткапитале. Юридическая литература сложна в изучении, да и лень не дает оторваться от телевизора. Однако на кон поставлено полмиллиона, а потерять такие деньги или получить в придачу неприятности с правоохранительными органами – чистое безумие. Нелишним будет изучить и региональное законодательство.

Как можно использовать выплату, опираясь на закон

Федеральный закон № 256-ФЗ предусматривает следующие возможности расходования средств материальной поддержки:

  1. Улучшение условий проживания . Граждане могут вложить бюджетные деньги в покупку или строительство жилья. При покупке недвижимости по сертификату необходимо выделение долей в праве собственности матери, отцу и всем детям. На сегодняшний день подавляющее большинство семей использует маткапитал именно для этой цели.
  2. Получение образовательных услуг. Допускается использование средств господдержки на оплату услуг дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования, в том числе и старшего ребенка.
  3. Приобретение товаров и услуг для реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. При воспитании ребенка-инвалида семья может приобрести ему необходимые товары, перечень которых определен Правительством, не дожидаясь истечения трехлетнего срока.
  4. Направление средств на пенсию накопительного типа матери . Женщина вправе направить средства господдержки в счет формирования своей будущей пенсии.

Иные формы распоряжения маткапиталом невозможны. За незаконные попытки обналичить материнский капитал предусмотрено привлечение к ответственности.

Федеральный закон №256-ФЗ регулирует отношения, связанные с порядком выдачи и реализации средств материнского капитала. Эта мера господдержки охватывает миллионы семей в России, которые уже успели воспользоваться ею в установленных данным нормативным актом целях.

Источники
  • https://posobie.online/materinsky-kapital/zakon.html
  • https://pfrp.ru/faq/256-fz.html
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/24820
  • https://snowcredit.ru/zakon-o-materinskom-kapitale/

Tikhanova-k@mail.ru
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах
Adblock
detector