- Средняя зарплата в Перми и Пермском крае в 2021 году
- Специфика расчета средней зарплаты
- Текущая средняя зарплата в Перми и Пермском крае
- Средняя зарплата бюджетников в Пермском крае
- Рейтинг востребованных специальностей в Перми и области
- Рейтинг востребованных профессий в Перми в 2021 году
- Размер МРОТ в 2021 году
- Региональные МРОТ не могут быть меньше 11 280 рублей
- Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы
- Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день
- Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ
- Цены на аренду квартир в Перми 2021
- Аренда однокомнатной квартиры
- Аренда двухкомнатной квартиры
- Аренда трёхкомнатной квартиры
- Цены на недвижимость в Перми 2021
- Средняя цена 1 кв.м. Вторичный рынок
- Средняя цена 1 кв.м. Первичный рынок
- Пенсии
- ФСД или РСД
- Как считают доход
- Индексация
- Сколько платят
- Кому сколько прибавили
- Цены на транспорт в Перми 2021
- Автобус
- Трамвай
- Маршрутка
- Продукты питания
- Работа директором в Перми: зарплата от 80000 рублей
- Директор по лесозаготовка
- Коммерческий директор
- Директор по инвестициям
- Директор филиала
- Финансовый директор
- Директор офиса (управленец)
- PR-директор
- Детские пособия в Перми и Пермском крае
- Пособия по беременности
- Пособия по родам
- Пособия на детей до 1,5 лет
- Пособия детям до 3 лет
- Пособия детям после 3 лет
- Какая зарплата госслужащих с 01.01.2021 и 01.04.2021 года в РФ: размер, индексация, повышение — последние новости
Средняя зарплата в Перми и Пермском крае в 2021 году
Стоит сказать, что экономическая ситуация в Пермском крае достаточно стабильная. С каждым годом, как в самой Перми, так и области наблюдается увеличение уровня жизнь граждан. Такая динамика роста сделала регион одним из самых успешных, однако до общероссийской средней зарплаты Пермь еще не дотягивает. С 2013 года экономика края стала устойчивой и активной. Номинальная средняя зарплата составляла 24 770 рублей, и уже к 2021 году этот показатель увеличился до 35 559 рублей.
По неофициальным источникам, средняя заработная плата в крае – 34 573 рубля. В самой Перми зарплата ненамного выше – 34 863 рубля. Госстатистика показывает хорошую динамику развития Пермского края. Заработки в этом регионе выше, чем в соседних округах. Этот аспект связан с развитием экономики, которая включает в себя добычу ресурсов и индустрию.
Стоит отметить, что агропромышленный комплекс не показывает благоприятных показателей роста из-за сурового климата, однако сфера финансов, менеджмента и продаж усиленно возрастает, как и по территории всей страны.
По официальным данным, Росстат заработная плата в Перми и области отличается в зависимости от сферы деятельности работника. Те сферы, которые развиты в регионе, априори имеют высшую ставку по зарплате, чем те, которые менее задействованы в краевой экономике:
- сотрудники по добыче полезных ископаемых получают от 52 330 рублей;
- страхование и финансы – 51 439 рублей;
- здравоохранение и медицина – 31 874 рубля;
- образование – 28 113 рублей;
- сельское хозяйство – 20 789 рубля;
- специализированная сфера – 46 684 рубля.
На сайте-агрегаторе вакансий Зарплата.ру ситуация с показателями зарплаты несколько иная
- продажи и менеджмент – 43 395 рублей;
- энергетика ТЭК – 36 933 рубля;
- сельское хозяйство – 32 000 рублей;
- фармация – 32 775 рубля;
- банки, финансы – 32 823 рубля.
Если сравнить данные интернет-ресурса и Росстата, получается, что самая высокая оплата наблюдается у работников в сфере финансов и менеджмента, а также добычи полезных ископаемых. Самая минимальная оплата фиксируется у работников в сельском хозяйстве. Учителя и медики за период 2017-2021 года имеют среднюю стабильную заработную плату.
Специфика расчета средней зарплаты
Исходным материалом для расчета средних зарплат всегда является информация об индивидуальных доходах работников.
Государственные службы статистики принимают к расчету данные о начисленной заработной плате – т.е. зарплате без вычета подоходного налога. Иногда ни наниматель, ни работник не сообщают государству о самом факте трудоустройства. В таких случаях не получают информации и статистические органы.
Из этого следует два главных отличия официально объявленной величины средней зарплаты от результатов других исследований:
Росстат (главный статистический орган РФ) рассчитывает среднюю номинальную начисленную заработную плату – всю заработанную сумму, без вычитания из нее суммы налога.
Обрабатывается информация только о «легальных» — официально заявленных доходах.
Другие методы исследования зарплат: анализ вакансий, анонимные опросы и пр., учитывают реальные зарплаты – т.е. суммы к получению, без налогов и вычетов.
Так выходит, что неофициальные исследования не имеют, в отличие от государственных, обширной и постоянной базы данных о начисленных зарплатах, но отражают «теневые» заработки и текущие предложения зарплат.
Зарплаты, обещанные в объявлениях о поиске работников, и результаты опросов дают информацию величине заработка к получению (зарплата «чистыми»). Но достоверность источников информации при таких исследованиях не проверяется.
Текущая средняя зарплата в Перми и Пермском крае
Зарплаты в Пермском крае выше, чем в большинстве регионов России.
В рублевом выражении уровень доходов растет. Относительно общероссийского уровня в Пермском крае заметно некоторое отставание, но если взять более обширную статистику, то окажется, что этот регион опережает большинство областей, сравнимых с ним по положению и численности населения.
На общее благосостояние российских территорий, средний доход населения, уровень безработицы, разницу в величине зарплат по профессиям и пр., имеет влияние доля дотаций в расходной части бюджета. Здесь нет прямой зависимости, но показатели говорят сами за себя.
Важнейшими отраслями краевой экономики были и остаются обрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Сельское хозяйство сравнительно слабо по причине сурового климата. Лесная отрасль достаточно развита, занятые в лесном хозяйстве получают больше, чем в других отраслях, но их численность не особенно велика и мало влияет на уровень средних зарплат.
Для адекватной оценки рынка труда будет весьма полезно воспользоваться информацией Росстата о среднем заработке по отраслям.
Отрасль экономики | Средняя з/п руб. |
добыча полезных ископаемых | 53 015,80 |
финансы и страхование | 45 112,30 |
наука | 43 067,60 |
СМИ и связь | 42 231,40 |
государственная и военная служба | 40 092,10 |
энергетика | 38 767,40 |
обрабатывающие производства | 38 444,00 |
транспорт и складирование | 34 588,40 |
здравоохранение и социальные услуги | 31 098,10 |
строительство | 29 526,00 |
водоснабжение | 27 626,60 |
образование | 27 503,20 |
культура, досуг, спорт | 26 941,10 |
торговля, услуги, ремонт | 25 802,60 |
администрирование | 25 127,90 |
операции с недвижимостью | 23 369,20 |
сельское, лесное хозяйство, рыболовство и охота | 21 459,50 |
прочие услуги | 19 636,90 |
общепит и гостиничный бизнес | 18 979,90 |
Средняя зарплата бюджетников в Пермском крае
Заработная плата работников бюджетной сферы, т.е. врачей, учителей и др. определяется централизованно для каждого региона, исходя из уровня цен и стоимости жизни. В Пермском крае их доход установился на таком уровне:
Специальность | Российская Федерация ср. з/п руб. |
Приволжский федеральный округ ср. з/п руб. |
Пермский край ср. з/п руб. |
Педагоги дошкольных учреждений | 30 819,70 | 25 670,20 | 27 523,10 |
Педагоги общеобразовательных учреждений | 37 696,60 | 28 047,00 | 29 986,00 |
Педагоги учреждений дополнительного образования | 35 081,60 | 28 717,60 | 30 707,20 |
Педагоги детских приютов и др. соц. учреждений | 36 286,10 | 28 120,80 | 30 776,50 |
Преподаватели и мастера проф. образования | 35 951,30 | 29 009,80 | 31 826,90 |
Преподаватели ВУЗов | 79 167,20 | 57 761,20 | 64 786,10 |
Социальные работники | 32 634,70 | 27 035,30 | 30 807,40 |
Работники культуры | 37 513,10 | 27 702,70 | 29 099,50 |
Врачи и фармацевты с высшим образованием | 73 608,50 | 55 682,00 | 57 805,90 |
Средний медицинский и фармацевтический персонал | 36 379,70 | 28 116,10 | 29 187,10 |
Младший медперсонал | 33 569,10 | 26 678,60 | 27 374,80 |
Научные работники | 93 717,10 | 61 398,40 | 62 994,10 |
Зарплаты бюджетников оказались предсказуемо ниже общероссийского уровня, но несколько выше, чем по всем регионам Приволжского округа.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter Поделиться:
Рейтинг востребованных специальностей в Перми и области
Безработица в Пермском крае незначительная. По данным сайта Зарплата.ру, самый крупный работодатель – это Билингвята. Именно на этом предприятии открыто более 6000 вакансий для горожан и жителей области. Наименьшее количество вакансий зафиксировано в Центре Найма Водителей. Однако стоит отметить, что наиболее востребованной вакансией в Перми и регионе является водитель транспорта. Средняя заработная плата водителя составляет 50 000 рублей. Уровень оплаты постоянно увеличивается.
Самая высокооплачиваемая профессия в Перми – машинист трубоукладчика. По данным сайта, средняя плата составила 120 тысяч рублей в месяц. На втором месте отметился Java разработчик. Специалистам предлагают оклад 100 тысяч рублей ежемесячно. На третьем месте зафиксирован сварщик-аргонщик с зарплатой 90 000 рублей.
Сфера IT-технологий и электронных разработок в Перми развивается стремительно. Специалист IT-отрасли может получать оклад от 50 до 70 тысяч рублей. По сравнению с городами-гигантами, такими как Москва и Санкт-Петербург, оплата айтишника в Перми более чем скромная, но для Пермского края такая оплата труда является достаточно высокой.
Наиболее низку зарплату получают работники неквалифицированного труда. К ним можно отнести строителей (подсобных рабочих), нянь, работников общепита, продавцов. Максимальная зарплата в этой категории достигает 28 тысяч рублей.
Если говорить в целом о рынке вакансий в Перми, то необходимость в специалистах выглядит следующим образом:
- производство – 18,5%;
- торговля и продажи – 16,3%;
- строительство – 6,1%;
- транспорт и автосервис – 5,7%;
- инженеры/технологи/проектировщики – 4,5%;
- IT компьютеры, Интернет – 4,5%;
- остальные – 32,3%.
Заработная плата в Перми и области разительно отличается на коммерческих предприятиях. В мегаполисе заработки выше, чем на периферии. В целом зарплатная ситуация в Пермском крае достаточно положительная, если сравнивать ее с другими областями РФ, но уровень прожиточного минимума все-таки остается на низких позициях в соотношении с ценами на товары и услуги.
Рейтинг востребованных профессий в Перми в 2021 году
Продавец кассир является наиболее востребованной профессией в Перми. По данным нашего сайта, количество вакансий составляет 1413. Уровень средней заработной платы у профессии Продавец кассир равен 20020 руб
Размер МРОТ в 2021 году
Заявленная сумма в 12 130 руб. в месяц составит 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2021 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличится на 7,5 %.
Известно, что соответствующий законопроект Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении.
Региональные МРОТ не могут быть меньше 11 280 рублей
Значения МРОТ фиксируются на федеральном и на региональном уровне. Как мы уже сказали, на федеральном уровне в России минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года составляет 11 280 рубля.
Однако в каждом регионе должна быть еще своя величина МРОТ. Ее устанавливают субъекты РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате. Региональный МРОТ обычно больше федерального. Но меньше – быть не может! (ст. 133.1 ТК).
Организации должны установить зарплату не меньше регионального МРОТ если они присоединились к региональным соглашениям. «По умолчанию» присоединяются к региональному соглашению те работодатели, которые в течение 30 календарных дней после официальной публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться. Если такой отказ имел место, то сравнивайте зарплаты с федеральным МРОТ. Если отказ не отправлялся – опирайтесь на региональный МРОТ (ч. 8 ст. 133.1 ТК).
Если в субъекте РФ, в котором ведет деятельность работодатель, специальным соглашением установлен размер регионального МРОТ, то зарплата работников не должна быть меньше именно этого размера (ст. 133.1 ТК РФ). Однако если работодатель не хочет присоединяться к этому соглашению, то он вправе оформить письменный отказ от присоединения. Те же, кто такой отказ не написал, считаются автоматически присоединившимися к региональному соглашению. Следовательно, при выплате зарплаты ниже регионального МРОТ этим работодателям грозят те же санкции, что и при выплате зарплаты меньше федерального МРОТ.
Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы
Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».
Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».
Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день
Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени – в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).
Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.
Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ
Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.
Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ.
Цены на аренду квартир в Перми 2021
Аренда однокомнатной квартиры
12 800 руб/мес.
Аренда двухкомнатной квартиры
18 800 руб/мес.
Аренда трёхкомнатной квартиры
27 700 руб/мес.
Цены на недвижимость в Перми 2021
Средняя цена 1 кв.м. Вторичный рынок
57 700 руб/1 кв.м.
Средняя цена 1 кв.м. Первичный рынок
60 500 руб/1 кв.м.
Пенсии
ФСД или РСД
Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.
То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).
Как считают доход
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
- пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
- срочной пенсионной выплаты;
- дополнительного материального (социального) обеспечения;
- ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
- иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Индексация
С 1 января 2021 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.
Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.
С 2021 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.
Сколько платят
Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2021 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.
Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2021 до 2021) и за 2 года (с 2021 до 2021).
вашем регионе за 1 год (с 2021 до 2021) и за 2 года (с 2021 до 2021).
Наименование субъекта РФ | Величина ПМП в субъекте РФ в 2021 году | Величина ПМП в субъекте РФ в 2021 году | Величина ПМП в субъекте РФ в 2021 году | Прирост ПМП за 1 год (с 2021 до 2021) | Прирост ПМП за 2 года (с 2021 до 2021) |
В целом по Российской Федерации |
9 311 |
8 846 |
8 726 |
465 |
585 |
Центральный федеральный округ |
|||||
Белгородская область |
8 016 |
8 016 |
8 016 |
0 |
0 |
Брянская область |
9 120 |
8 523 |
8 441 |
597 |
679 |
Владимирская область |
9 077 |
8 526 |
8 452 |
551 |
625 |
Воронежская область |
8 750 |
8 750 |
8 620 |
0 |
130 |
Ивановская область |
8 978 |
8 576 |
8 460 |
402 |
518 |
Калужская область |
9 303 |
8 708 |
8 547 |
595 |
754 |
Костромская область |
8 967 |
8 630 |
8 549 |
337 |
418 |
Курская область |
8 600 |
8 600 |
8 600 |
0 |
0 |
Липецкая область |
8 620 |
8 620 |
8 620 |
0 |
0 |
Орловская область |
8 744 |
8 730 |
8 550 |
14 |
194 |
Рязанская область |
8 694 |
8 568 |
8 493 |
126 |
201 |
Смоленская область |
9 460 |
8 825 |
8 674 |
635 |
786 |
Тамбовская область |
8 241 |
7 811 |
7 489 |
430 |
752 |
Тверская область |
9 302 |
8 846 |
8 726 |
456 |
576 |
Тульская область |
9 310 |
8 658 |
8 622 |
652 |
688 |
Ярославская область |
8 646 |
8 163 |
8 163 |
483 |
483 |
Москва |
12 578 |
12 115 |
11 816 |
464 |
763 |
Московская область |
9 908 |
9 908 |
9 527 |
0 |
381 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||||
Республика Карелия |
11 840 |
8 846 |
8 726 |
2 994 |
3 114 |
Республика Коми |
11 534 |
10 742 |
10 192 |
792 |
1 342 |
Архангельская область |
10 955 |
10 258 |
10 258 |
697 |
697 |
Ненецкий а.о. |
17 956 |
17 956 |
17 956 |
0 |
0 |
Вологодская область |
9 572 |
8 846 |
8 726 |
726 |
846 |
Калининградская область |
9 658 |
8 846 |
8 726 |
812 |
932 |
г. Санкт-Петербург |
9 514 |
8 846 |
8 726 |
668 |
788 |
Ленинградская область |
9 247 |
8 846 |
8 726 |
401 |
521 |
Мурманская область |
14 354 |
12 674 |
12 523 |
1 680 |
1 831 |
Новгородская область |
9 423 |
8 846 |
8 726 |
577 |
697 |
Псковская область |
9 529 |
8 806 |
8 726 |
723 |
803 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||||
Республика Дагестан |
8 680 |
8 680 |
8 680 |
0 |
0 |
Республика Ингушетия |
8 846 |
8 846 |
8 726 |
0 |
120 |
Кабардино-Балкарская Республика |
9 598 |
8 846 |
8 726 |
752 |
872 |
Карачаево-Черкесская Республика |
8 846 |
8 846 |
8 618 |
0 |
228 |
Республика Северная Осетия-Алания |
8 455 |
8 455 |
8 064 |
0 |
391 |
Чеченская Республика |
9 035 |
8 735 |
8 719 |
300 |
316 |
Ставропольский край |
8 297 |
8 297 |
8 135 |
0 |
162 |
Южный федеральный округ |
|||||
Республика Адыгея |
8 138 |
8 138 |
8 138 |
0 |
0 |
Республика Калмыкия |
8 242 |
8 081 |
7 755 |
161 |
487 |
Краснодарский край |
9 258 |
8 657 |
8 537 |
601 |
721 |
Астраханская область |
8 969 |
8 352 |
7 961 |
617 |
1 008 |
Волгоградская область |
8 569 |
8 569 |
8 535 |
0 |
34 |
Ростовская область |
8 736 |
8 488 |
8 488 |
248 |
248 |
Республика Крым |
8 912 |
8 370 |
8 530 |
542 |
382 |
г. Севастополь |
9 597 |
8 842 |
8 722 |
755 |
875 |
Приволжский федеральный округ |
|||||
Республика Башкортостан |
8 645 |
8 645 |
8 320 |
0 |
325 |
Республика Марий Эл |
8 380 |
8 191 |
8 036 |
189 |
344 |
Республика Мордовия |
8 522 |
8 522 |
8 194 |
0 |
290 |
Республика Татарстан |
8 232 |
8 232 |
8 232 |
0 |
0 |
Удмуртская Республика |
8 502 |
8 502 |
8 502 |
0 |
0 |
Чувашская Республика |
7 953 |
7 953 |
7 953 |
0 |
0 |
Кировская область |
8 511 |
8 474 |
8 474 |
37 |
37 |
Нижегородская область |
8 689 |
8 102 |
8 100 |
587 |
589 |
Оренбургская область |
8 252 |
8 252 |
8 059 |
0 |
193 |
Пензенская область |
8 404 |
8 404 |
7 861 |
0 |
543 |
Пермский край |
8 777 |
8 539 |
8 503 |
238 |
274 |
Самарская область |
8 690 |
8 413 |
8 413 |
277 |
277 |
Саратовская область |
8 278 |
8 278 |
7 990 |
0 |
288 |
Ульяновская область |
8 574 |
8 474 |
8 474 |
100 |
100 |
Уральский федеральный округ |
|||||
Курганская область |
8 750 |
8 750 |
8 630 |
0 |
120 |
Свердловская область |
9 311 |
8 846 |
8 726 |
465 |
585 |
Тюменская область |
9 250 |
8 846 |
8 726 |
404 |
524 |
Челябинская область |
8 691 |
8 691 |
8 586 |
0 |
105 |
Ханты-Мансийский а.о.-Югре |
12 730 |
12 176 |
11 708 |
554 |
1 022 |
Ямало-Ненецкий а.о. |
13 510 |
13 425 |
13 425 |
85 |
85 |
Сибирский федеральный округ |
|||||
Республика Алтай |
8 753 |
8 712 |
8 594 |
41 |
159 |
Республика Бурятия |
9 207 |
8846 |
8 726 |
361 |
481 |
Республика Тыва |
8 846 |
8846 |
8 726 |
0 |
120 |
Республика Хакасия |
8 975 |
8 782 |
8 543 |
193 |
432 |
Алтайский край |
8 894 |
8 669 |
8 543 |
225 |
351 |
Красноярский край |
10 039 |
8 846 |
8 726 |
1 193 |
1 313 |
Иркутская область |
9 497 |
8 841 |
8 723 |
656 |
774 |
Кемеровская область |
8 387 |
8 387 |
8 347 |
0 |
40 |
Новосибирская область |
9 487 |
8 814 |
8 725 |
673 |
762 |
Омская область |
8 480 |
8 480 |
8 480 |
0 |
0 |
Томская область |
9 546 |
8 795 |
8 561 |
751 |
985 |
Забайкальский край |
9 829 |
8 846 |
8 726 |
983 |
1 103 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||||
Республика Саха (Якутия) |
14 076 |
13 951 |
13 951 |
125 |
125 |
1 зона |
17 011 |
17 011 |
0 |
||
2 зона |
13 720 |
13 576 |
144 |
||
Приморский край |
10 775 |
9 988 |
9 151 |
767 |
1 604 |
Хабаровский край |
11 799 |
10 895 |
10 895 |
904 |
|
Амурская область |
10 018 |
8 846 |
8 726 |
1 172 |
1 292 |
Камчатский край |
16 756 |
16 543 |
16 543 |
33 |
33 |
Магаданская область |
15 943 |
15 460 |
15 460 |
483 |
483 |
Сахалинская область |
12 333 |
12 333 |
12 333 |
0 |
0 |
Еврейская авт.обл. |
11 709 |
9 166 |
9 013 |
2 543 |
2 696 |
Чукотский а.о. |
19 000 |
19 000 |
19 000 |
0 |
0 |
г.Байконур |
9 311 |
8 846 |
8 726 |
465 |
585 |
Кому сколько прибавили
Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2021 году установлен на уровне прошлого года.
Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.
Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.
То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?
Самую большую доплату к пенсии в 2021 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2021 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО — на 2,5 тыс. рублей.
Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.
Цены на транспорт в Перми 2021
Стоимость проезда в общественном транспорте в 2021
Автобус
26 руб
Трамвай
26 руб
Маршрутка
30 руб
Продукты питания
Творог жирный = 330 руб/1 кг
Молоко = 55 руб/1 литр
Мясо индейки = 400 руб/1 кг
Колбаса вареная = 350 руб/1 кг
Мука пшеничная = 37 руб/1 кг
Куры охлажденные = 140 руб/1 кг
Говядина бескостная = 450 руб/1 кг
Свинина бескостная = 320 руб/1 кг
Окорочка куриные = 180 руб/1 кг
Сосиски, сардельки = 320-руб/1 кг
Яйца куриные,10 шт. = 60 руб
Рыба охлажденная и мороженая лососевых пород = 800 руб/1 кг
Рыба мороженая разделанная = 220 руб/1 кг
Сыр твердый и мягкий = 500 руб/1 кг
Крупа гречневая = 60 руб/1 кг
Рис = 60 руб/1 кг
Вермишель = 75 руб/1 кг
Геркулес = 28 руб/1 кг
Майонез = 140 руб/1 кг
Картофель = 20 руб/1 кг
Cахар-песок = 28 руб/1 кг
Капуста свежая = 19 руб/1 кг
Лук репчатый = 19 руб/1 кг
Свекла = 18 руб/1 кг
Морковь = 20 руб/1 кг
Апельсины = 90 руб/1 кг
Груши = 170 руб/1 кг
Виноград = 160 руб/1 кг
Лимоны = 180 руб/1 кг
Бананы = 80 руб/1 кг
Пиво (отечественного производства) = 100 руб/1 литр
Напитки газированные = 50 руб/1 литр
Вино виноградное столовое = 300-400 руб/1 л
Работа директором в Перми: зарплата от 80000 рублей
Директор по лесозаготовка
от 100 000 руб
Коммерческий директор
от 80 000 руб. до 150 000 руб.
Директор по инвестициям
от 100 000 руб. до 400 000 руб.
Директор филиала
от 120 000 руб
Финансовый директор
от 80 000 руб. до 100 000 руб.
Директор офиса (управленец)
100 000 руб.
PR-директор
200 000 руб.
Детские пособия в Перми и Пермском крае
Государственная политика в области материнства и детства гарантирует семьям, в том числе и многодетным, приемным, воспитывающим ребенка-инвалида, поддержку, столь необходимую в наше непростое время. Детские пособия, как федеральные, так и региональные, предусмотренные для жителей Перми и Пермского края в 2016 году, позволяют решать многие насущные вопросы. Это касается помощи самым незащищенным слоям населения, позволяет уменьшить социальную напряженность, стимулировать рождаемость.
Помощь государства ощущают многие жители Пермского края, благодаря большому количеству регулярно индексируемых пособий: беременным женщинам и тем, кто осуществляет уход за ребенком в первые годы его жизни. Кроме того, существуют дополнительные региональные пособия малоимущим и многодетным семьям, проживающим в Перми и Пермском крае. К основным региональным пособиям относится краевой материнский капитал, выплачиваемый в Пермском крае при рождении третьего или последующего ребенка.
В течение нескольких лет в Перми и на территории Пермского края в рамках программы «Мамин выбор» родителям гарантированы детские пособия для семей с детьми от 1,5-5 лет. Они могут не посещать дошкольных учреждений, оставаясь до 5 лет дома, при этом родителям положена ежемесячная компенсация. Подобная программа позволяет помочь очень многим семьям в ситуации недостаточной обеспеченности местами в детских садах. В таблице представлен перечень пособий, гарантируемых беременным женщинам и семьям с детьми.
Пособия по беременности
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель):
Размер | 581,73 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Назначается вместе с пособием по беременности и родам. Решение о выплате должно быть принято в течение 10 дней с момента подачи необходимых документов. |
Кто получает | Работающие женщины; Женщины, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве ИП, приостановления полномочий частными нотариусами и статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, деятельность которых подлежит госрегистрации и (или) лицензированию в течение 1 года до даты признания их в установленном порядке безработными. |
Куда обращаться | Назначается и выплачивается по месту работы или учебы. Неработающим — в органах соцзащиты населения (РУСЗН, СОБЕС) по месту жительства. |
Единовременное социальное пособие беременным неработающим и работающим женщинам из малоимущих семей:
Размер | 1996,62 руб. |
Необходимые документы | Семья состоит на учете как неимущая:
Семья не состоит на учете, как малоимущая:
Члены семьи не живут вместе:
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней от даты подачи заявления. |
Кто получает | Малоимущие семьи. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты по месту жительства. |
Единовременное пособие для женщин с 30 недель беременности:
Размер | 1847,01 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает |
|
Куда обращаться | Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края. |
Единовременное пособие беременности женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:
Размер | 24565 руб. 90 коп. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней с момента подачи заявления. |
Кто получает | Жены военнослужащих, находящихся на военной службе по призыву, со сроком беременности не менее 180 дней. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты. |
Пособие по беременности и родам:
Размер | 581,73 руб. в мес. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает | Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты по месту жительства. |
Единовременное пособие по беременности и родам:
Размер | Начисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за 2 календарных года до наступления отпуска по беременности и родам. 100% от з/пл. — для работающих. При наличии страхового стажа менее полугода — не более минимального размера оплаты труда (МРОТ). При отсутствии заработка или если его размер ниже МРОТ — средний заработок принимается равным МРОТ с учетом районных коэффициентов. |
Необходимые документы |
|
Срок получения | Решение принимается в течение 10 дней от даты подачи заявления. |
Кто получает |
|
Куда обращаться | По месту работы (службы, учебы). |
Пособия по родам
Единовременное пособие при рождении ребенка:
Размер | 15512,65 руб. В случае рождения двойни сумма удваивается. |
Необходимые документы | Для работающих основной пакет документов:
Для неработающих (представляются в органы соцзащиты):
|
Выплата регионального материнского капитала при рождении в семье третьего или последующего ребенка:
Размер | 100 000 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения |
|
Кто получает | Мать, отец или лицо, их заменяющее, претендующие на субсидию, должны проживать на территории края не менее 5 последних. |
Куда обращаться | Региональное отделение и местные управления Пенсионного фонда РФ, управления соцзащиты населения по месту прописки. |
Пособия на детей до 1,5 лет
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:
Размер | 40 % от среднего заработка. Мин. размер: 2908,62 руб. за первого, 5817,24 руб. — за второго и последующих детей. |
Необходимые документы |
Для неработающих — в органы соцзащиты:
|
Сроки получения | Решение о назначении и получении выплат принимается в течение 10 дней. |
Кто получает | Выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком. |
Куда обращаться | По месту работы (службы), а в случае если родители (усыновители, приемные родители, опекуны) не работают, не служат или учатся в учебных заведениях по очной форме — в органах социальной защиты населения. |
Ежемесячное пособие для малоимущей матери-одиночки.
Размер | 2822 руб.+ 274 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает | Мать-одиночка с доходом меньше прожиточного минимума в крае. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты. |
Единовременная выплата для кормящей мамы.
Размер | 1996 руб. |
Необходимые документы |
|
Срок получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает | Кормящие матери. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты по месту жительства. |
Ежемесячное пособие женам военнослужащих после рождения ребенка:
Размер | 10582,24 руб. + стандартное ежемесячное пособие. |
Необходимые документы |
При наличии соответствующих оснований — свидетельство о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения медицинской организации. |
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает | Жены военнослужащих. |
Куда обращаться | Управление соцзащиты. |
Пособия детям до 3 лет
Компенсационные выплаты в рамках проекта «Мамин выбор»:
Размер |
|
Необходимые документы |
|
Кто получает | Родители, дети которых не посещают детские учреждения. Родитель или его законный представитель и сам ребенок должны иметь регистрацию по месту жительства в Перми. |
Куда обращаться | Отдел образования района по месту жительства. |
Пособия детям после 3 лет
Ежемесячные детские пособия в Перми и Пермском крае для малоимущей семьи:
Размер | 274 руб. до 16 лет или 18 (если ребенок учится). |
Необходимые документы |
|
Кто получает | Семья, чей доход ниже прожиточного минимума. |
Куда обращаться | Отдел соцзащиты по месту прописки. |
Компенсация на уход за ребенком-инвалидом:
Размер | 5500 руб. |
Необходимые документы |
|
Кто получает | Неработающие и не получающие пенсию или пособие по безработице граждане, не зарегистрированные в качестве ИП. |
Куда обращаться | Отделение пенсионного фонда, в котором была назначена пенсия ребенку-инвалиду. |
Какая зарплата госслужащих с 01.01.2021 и 01.04.2021 года в РФ: размер, индексация, повышение — последние новости
Указом Президента РФ от 24.06.2021 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2021 — 2021 годы» прописана необходимость в 2021 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок — 1 апреля 2021 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.
Зарплату с 1 января 2021 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2021 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.
Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также — спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.
Вместе с тем, повышение зарплат госслужащим в 2021 году связано с их запланированным масштабным сокращением на федеральном, региональном и муниципальном уровне. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2021 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Кадровый вопрос
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Уловка государства?
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
- https://ProZarplaty.ru/po-regionam/kakaya-minimalnaya-i-srednyaya-zarplaty-v-permi-v-2021-godu.html
- https://myfin.by/wiki/term/srednyaya-zarplata-v-permi
- https://www.trud.com/perm/salary/873.html
- https://kontur.ru/articles/4948
- https://buhguru.com/spravka-info/mrot-s-1-yanvarya-2021-tablitsa-po-regionam.html
- https://ultramodern-home.ru/ceny-v-permi-2021/
- https://www.klerk.ru/buh/articles/494960/
- https://ru.jobsora.com/perm/director/salary/80000-monthly
- http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/regionalnye/v-permi-i-permskom-krae/
- http://www.KremlinRus.ru/article/181/108362/