Трансфертное ценообразование в 2024 году

Содержание
  1. Что такое трансфертное ценообразование?
  2. Изменения в налоговом кодексе в 2021–2022 гг., касающиеся трансфертного ценообразования
  3. В каких целях применяется трансфертное ценообразование
  4. В каких случаях контроля не будет?
  5. Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?
  6. Обязанности участников трансфертного ценообразования
  7. Методы расчета трансфертных цен
  8. Метод сопоставимых рыночных цен
  9. Метод цены последующей продажи и затратный метод
  10. Метод сопоставимой рентабельности
  11. Метод распределения прибыли
  12. Что такое контролируемые сделки?
  13. Исключения из правил о контролируемых сделках
  14. Очередность применения методов определения цен
  15. Основные источники информации
  16. Дополнительные источники информации
  17. Уведомление о контролируемой сделке и документация по ТЦО
  18. Налоговые риски трансфертного ценообразования
  19. Как избежать налоговых рисков
  20. Юридическая ответственность компании

Что такое трансфертное ценообразование?

Цена является основой при определении налоговой базы на доход. Независимые участники рынка (контрагенты) находятся на определенном расстоянии друг от друга (на расстоянии вытянутой руки) и заключают между собой сделки по ценам, сформированным под влиянием рынка. В этом состоит суть принципа «вытянутой руки».

Налоговая база по доходам таких участников формируется исходя из рыночных цен. В отличие от независимых контрагентов аффилированные участники рынка (взаимозависимые компании) «идут рука об руку», т.е. имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).

Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях.

Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен.

Налоговое законодательство РФ не содержит таких понятий как «трансфертная цена» «трансфертное ценообразование» или ТЦО, тем не менее, эти термины широко применяются на практике. Так, на сайте ФНС говорится, что трансфертное ценообразование это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов путем перераспределения общей прибыли группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.
Трансфертное ценообразование — Работа с контролируемыми сделками
Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами.

Изменения в налоговом кодексе в 2021–2022 гг., касающиеся трансфертного ценообразования

На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

Основные изменения касаются:

  • возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
  • отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
  • уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
  • обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
  • расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
  • оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.

В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.

В каких целях применяется трансфертное ценообразование

Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы расчета трансфертных цен

ФНС при проведении налогового контроля за трансфертными ценами обязана применять следующие методы:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным при реализации товаров, работ, услуг);
  2. метод цены последующей реализации (является приоритетным, если товар передается без переработки другому лицу);
  3. затратный метод (сравнивается с рыночной валовая рентабельность затрат продавца, применяется при невозможности использования первых двух методов);
  4. метод сопоставимой рентабельности (сравнивается операционная рентабельность стороны сделки с рыночным уровнем операционной рентабельности в сопоставимых сделках, применяется при невозможности использования предыдущих методов);
  5. метод распределения прибыли (перераспределяется прибыль, полученная участниками сделки так, как она распределяется между независимыми сторонами, применяется преимущественно в случаях, когда сторона сделки владеет НМА, влияющим на рентабельность и при невозможности применения иных методов).

НК РФ допускает использование комбинации двух и более методов расчета трансфертных цен.

Если перечисленные методы, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, установленной независимой оценкой в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Что такое контролируемые сделки?

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:

  • Сделки с участием посредников
    (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимиты по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми в НК РФ не установлены, т.е. контролируемой является любая сделка такого типа, независимо от суммы.
  • Внешнеторговые сделки товарами мировой биржевой торговли.
    К этой группе отнесены товары с кодами ТНВЭД, перечень кодов утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год с одним лицом для признания таких сделок контролируемыми – 60 млн. руб.
  • Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне.
    Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов с одним лицом также составляет 60 млн. руб. за календарный год. С 1 января 2021 года действует новая редакция приказа N 108н из списка офшоров исключена одна из территорий КНР «Специальный административный район Гонконг (Сянган)».

Случаи контролируемых сделок между российскими взаимозависимыми лицами:

  • сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, предмет сделки — добытое полезное ископаемое, являющееся объектом налогообложения НДПИ у этой стороны сделки, сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, суммовой лимит доходов за календарный год 100 млн. руб.
  • одна из сторон сделки: или освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, организация на УСН), или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта «Сколково», или является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), или участником свободной экономической зоны (СЭЗ), или участником регионального инвестиционного проекта (РИП), или налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково», применяющий освобождение по НДС. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. С 1 января 2021 года для признания сделки контролируемой появилось еще одно основание применение в течение налогового периода хотя бы одной из сторон сделки инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статье 286.1 НК РФ, суммовой лимит по этому основанию также 60 млн. рублей.
Сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которой не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам. Например, сделка дочерней российской организации с иностранной материнской компанией подлежит налоговому контролю независимо от суммы этой сделки, в том числе безвозмездной.

Исключения из правил о контролируемых сделках

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия — участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Основные источники информации

1. Сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж. Из всех известных видов бирж наибольший интерес с точки зрения получения информации о ценах могут представлять товарные биржи.

Товарные биржи
Товарная биржа – это организация, которая формирует оптовый рынок и проводит его регулирование в форме гласных публичных торгов, проводимых в определенном месте в определенное время по установленным ею правилам.
В Москве функционируют:
— Зерновая биржа;
— Международная продовольственная биржа;
— Межреспубликанская универсальная товарная биржа;
— Московская биржа;
— Центральная российская универсальная биржа.
В числе зарубежных бирж:
— Нью-Йоркская биржа (хлопок и цитрусовые);
— Чикагская торговая биржа (пшеница, кукуруза, соя, рис);
— Токийская товарная биржа (драгоценные металлы, каучук, пряжа).

Информацию о ценах и котировках определенных товаров можно узнать на сайте биржи или из выпускаемых биржами информационных бюллетеней. Если товар предлагается непосредственно биржей, то указываются цена за единицу товара, его количество и данные поставщика (наименование, адрес, контактный телефон).

2. Данные таможенной статистики. В соответствии с Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»3 уполномоченный таможенный орган публикует данные таможенной статистики внешней торговли РФ в соответствии с установленными Правительством РФ порядком и сроками. На федеральном уровне это компетенция Управления таможенной статистики и анализа ФТС России, на региональном – региональных подразделений Управления.

Данные таможенной статистики о стоимости экспортируемых и импортируемых товаров публикуются в ежеквартальном бюллетене ФТС России. Эти данные можно также найти в информационных ресурсах Интернета, но доступ к ним, как правило, платный.

Таможенная статистика внешней торговли предоставляется государственным органам, международным организациям и иным лицам по запросу (подп. 2 п. 1 ст. 105.6 НК РФ). Причем таможенный орган предоставляет только сведения, не содержащие государственной, коммерческой или иной тайны (п. 3, 5 ст. 47 ТК ТС), а поскольку информация о конкретных условиях сделки и деятельности сторон сделки может составлять коммерческую тайну, налогоплательщикам обычно отказывают в предоставлении таких сведений.

В случае отказа налогоплательщик в рамках налогового спора может возражать против использования этих сведений в качестве допустимого доказательства в суде как минимум по двум причинам:

  • источник информации не может считаться общедоступным;
  • сведения, составляющие налоговую (коммерческую) тайну, не могут быть использованы в качестве надлежащего источника информации (п. 3 ст. 105.6 НК РФ).

3. Сведения о ценах и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках российских уполномоченных органов, иностранных государств и международных организаций. Такие сведения могут содержаться в официальных источниках информации государственных органов и органов местного самоуправления, официальных источниках информации иностранных государств либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях (подп. 3 п. 1 ст. 105.6 НК РФ).

В России это, например, источники Федеральной службы по тарифам, Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и ее соответствующих подразделений в регионах.

Однако Росстат располагает в основном информацией о ценах на потребительские товары (индекс потребительских цен, среднемесячная заработная плата, средние цены на рынке жилья, стоимость потребительской корзины и др.), но эти данные, как правило, не представляют большой практической пользы.

В области цен на операции с недвижимостью (например, цены на аренду) налоговые органы в свое время активно запрашивали комитеты по управлению имуществом; на основании полученных данных доначисляли выручку арендодателю, если размер арендной платы оказывался ниже, чем в полученных сведениях. Новый закон обязывает использовать только общедоступные источники информации, поэтому подобные сведения могут использоваться налоговым органом только в случае, если они в равной степени могут быть получены и налогоплательщиком.

В качестве источника информации о ценах разрешено использовать данные региональных торгово-промышленных палат4.

4. Данные информационно-ценовых агентств. На современном мировом рынке функционирует множество различных информационных агентств, предоставляющих сведения о ценах и котировках товаров. Большинство из них специализируются на определенных видах товаров.

Информационно-ценовые агентства
Argus Media – информация о мировых рынках энергоносителей: на нефть, нефтепродукты, сжиженный и природный газ, уголь и электроэнергию.
Bloomberg – широкий спектр информации о ценах: от газа до продуктов питания.
Platts – ведущий поставщик информации о рынке энергоресурсов и металлов.
«Интерфакс–АНИ», «Интерфакс–АГИ» – информация о нефти и газе (соответственно).

5. Информация о сделках, совершенных налогоплательщиком. Напомним, что если у налогоплательщика имелись сопоставимые сделки с невзаимозависимыми лицами, то при контроле цены анализируемой сделки налоговый орган может использовать только эту информацию.

Статья 40 НК РФ предусматривала, что данные о ранее совершенных сделках налогоплательщика могли использоваться контролирующим органом только в качестве показателя, с которым сравнивалась цена анализируемой сделки для определения 20-процентного отклонения цены. Наличие этого отклонения служило основанием для контроля цены сделки, однако с самой ранее совершенной сделкой анализируемую сделку сравнивать было нельзя. Это следовало из необходимости использовать «официальные источники информации» и неоднократно подтверждалось судебной практикой5.

Законом № 227-ФЗ установлена обязанность налоговых органов сравнивать анализируемую сделку с сопоставимыми сделками, ранее совершенными налогоплательщиком с невзаимозависимыми лицами.

По нашему мнению, в целях контроля должна использоваться информация, отражающая реальную действительность, период сравнения должен быть сопоставимым (квартал, шесть месяцев).

Дополнительные источники информации

При отсутствии или недостаточности информации из основных источников контролирующий орган использует следующую информацию (п. 2 ст. 105.6 НК РФ).

1. Сведения о ценах и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах. В статье 105.6 НК РФ говорится о котировках в целом, а не только о биржевых котировках, поэтому следует использовать либо опубликованные данные о котировках, либо взять их из Интернета. Источниками могут служить издания, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 105.6 НК РФ.

2. Сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности. В соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 1 ст. 15) все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации. Отчетность предоставляется заинтересованным лицам по договору на платной основе6. Иными словами, любое лицо может получить бухгалтерскую отчетность другой организации за плату в территориальном подразделении Росстата.

Такие сведения могут быть также получены из опубликованных общедоступных российских и иностранных изданий, информационных систем, а также на официальных сайтах российских и иностранных организаций7.

3. Сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности8. Данные о стоимости, содержащиеся в отчете независимого оценщика, признавались в некоторых случаях в качестве надлежащего источника информации и до принятия Закона № 227-ФЗ, если оценка была проведена в соответствии с методами, определенными в статье 40 НК РФ.

Метод оценки ранее часто использовался и налогоплательщиками, и налоговыми органами в силу его доступности и ясности, а также потому, что определение стоимости в этом случае проводится специалистом, обладающим большими, чем налогоплательщик, знаниями и навыками.

Перечень источников информации, которые могут быть использованы для определения сопоставимости сделок, не является исчерпывающим (подп. 4 п. 2 ст. 105.6 НК РФ).

Опыт показывает, что налоговым органам прежде редко удавалось доказать в суде правильность определения ими рыночной цены сделки и, соответственно, правомерность доначислений, и суды отказывали в таких исках из-за отсутствия доказательств сопоставимости сделок и ненадлежащего статуса источников информации. Как в этом отношении будет работать Закон № 227-ФЗ, покажет практика. Вполне вероятно, что потребуется его корректировка.

Уведомление о контролируемой сделке и документация по ТЦО

По контролируемым сделкам, совершенным в течение календарного года налогоплательщик обязан представить в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором эти сделки состоялись. Уведомление по контролируемой сделке обязаны подать обе стороны сделки, независимо от того, получила ли сторона сделки доходы или расходы по ней (см. п. 3 письма ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@).

Форма уведомления о контролируемых сделках и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

В 2021 году 20 мая приходится на воскресенье, таким образом, последний день подачи уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году — 21 мая 2021 года (п. 2 ст.105.16 НК РФ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ.)

Кроме уведомления о сделке, налоговый орган имеет право потребовать от налогоплательщика документацию по контролируемым сделкам. Формы такой документации произвольные, в НК РФ содержится только требования к ее содержанию, в т. ч. предоставление сведений о деятельности налогоплательщика, связанной с этой сделкой, анализ функций участников сделки, обоснование метода расчета рыночных цен, описание источников информации для расчета цен и другие сведения (ст. 105.15 НК РФ).

Если налогоплательщик участвует в международной группе компаний и отвечает определенным условиям, то помимо перечисленных выше сведений по контролируемым сделкам, в документацию включаются дополнительные данные о международной группе компаний.

Статьей 105.5 НК РФ к таким сведениям отнесены копии существенных соглашений между участниками международной группы компаний, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке, сведения о конкурентах, описание причин, на основании которых сделан вывод о рыночной цене сделки, описание корректировок, обеспечивающих сопоставимость условий сделок и др. (ст. 105.15 НК РФ).

Подробный порядок предоставления трехуровневой документации по международным группам компаний (глобальная документация, национальная документация, страновой отчет) установлен в Главе 14.4-1 НКРФ.

Условия, при которых у налогоплательщика появляется дополнительная обязанность по составу отчетности по ТЦО, как участника международной группы компаний:

  • размер дохода по итогам года от 50 млрд. руб. если материнская компания группы налоговый резидент РФ;
  • доход по итогам года, в размере, установленном иностранным государством для подачи странового отчета, если материнская компания группы — налоговый резидент иностранного государства.

Если организация не отчитается по контролируемым сделкам, ее ждут весьма чувствительные налоговые последствия. При этом штраф за неподачу уведомления или недостоверные данные в уведомлении невелик — 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ). Для участников международной групп компаний ответственность за непредставление странового отчета (или недостоверного отчета), национальной, глобальной документации составляет 100 000 рублей по каждому основанию.

Если налоговый орган установит, что в результате применения нерыночных цен налогоплательщик недоплатил налоги в бюджет, то штраф составит 40 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст.129.3 НК РФ). При этом налогоплательщик освобождается от штрафа, при условии представления им ФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Налоговые риски трансфертного ценообразования

Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.

Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.

Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.

Как избежать налоговых рисков

Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:

  1. Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
  2. Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
  3. Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
  4. Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.

Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

Источники
  • https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/transfertnoe-cenoobrazovanie-tco-2021/
  • https://www.fcaudit.ru/blog/transfertnoe-tsenoobrazovanie-chto-nuzhno-znat-o-nalogovykh-riskakh-i-izmeneniyakh-v-zakonodatelstve/
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/transfertnoe_tsenoobrazovanie.html
  • https://assistentus.ru/buhuchet/transfertnoe-cenoobrazovanie/
  • http://nalogoved.ru/art/426.html

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах