Турция — информация о стране: государственное устройство Турции

Общие сведения

Республика представляет собой так называемое трансконтинентальное государство. Её основная часть расположена в Азии, однако около трёх процентов территории находится в Южной Европе. Эгейское, Чёрное и Средиземное моря окружают государство с трёх сторон.

Столицей Турецкой Республики является Анкара, в то время как Стамбул представляет собой самый крупный город, а также культурный и деловой центр. Это государство имеет большое геополитическое значение. Турецкая Республика давно признана мировым сообществом в качестве влиятельной региональной державы. Данное положение она занимает благодаря своим достижениям в экономической, дипломатической и военной сферах.

Турция форма правления это

История Турции

Территория Малой Азии (Анатолии), на которой в 14 в. образовалось Турецкое государство, ранее входила (полностью или в значительной части) в состав различных государственных образований древности и средневековья: Хеттское царство, Лидия, Мидия, государство Ахеменидов, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергам, Древний Рим, Византия, государство Сельджукидов (Конийский султанат) и др. В нач. 14 в. на Северо-Западе Малой Азии сложились ряд тюркских феодальных княжеств (бейликов), среди которых выделялся Османский бейлик, названный по имени основателя династии Османа 1 Османским (Оттоманским). Складывавшуюся в этом государстве из различных тюркских племён и части местного автохтонного населения тюркскую народность стали называть турками-османами. Находясь на границе Византийской Империи, Османское государство в полной мере смогло использовать своё географическое положение, привлекая для войны с христианской Византией людские и материальные ресурсы других мусульманских территорий. К сер. 14 в.

Турки-османы завоевали последние владения Византии в Анатолии, в этот же период в состав Османского государства вошли (добровольно или по принуждению) практически все другие тюркские княжества в Анатолии. В течение последующего столетия, несмотря на многие внутренние потрясения в стране, крестьянские восстания, династийную борьбу, успешный рейд по Анатолии среднеазиатского завоевателя Тимура (нач. 15 в.), Османское государство сумело подчинить себе большую часть Балканского полуострова, разгромить несколько крестовых походов коалиций европейских держав и, наконец, окончательно сокрушить Византию, захватив Константинополь, который был взят 29 мая 1453, переименован в Стамбул (по-турецки — Истанбул) и был объявлен столицей новой империи. К сер. 16 в. Османская империя достигла своего наибольшего территориального могущества. К этому времени были сделаны огромные завоевания как в Европе, где Османская империя тогда граничила с Австрией и Польшей, так и в Азии — включала Месопотамию и Хиджаз, в северной Африке — Тунис и Алжир. В это время мощный Османский флот контролировал практически весь Средиземноморский бассейн, а Чёрное море было «внутренним» морем. Общая площадь империи превышала 8 млн км2.

Однако начиная с кон. 17 в. «военная машина» Османской империи начала давать сбои, что привело к ослаблению центральной власти, развалу армии и флота, общему системному кризису империи. Возникает известный «восточный вопрос» — проблема раздела османского наследства.

В ходе войн с рядом европейских стран (и особенно с Россией) с кон. 17 по кон. 19 вв. Османская империя теряет практически все свои территории в Африке, на Северном Кавказе, большую часть Балкан.

Попытки административных и военных реформ кон. 18 и сер. 19 вв. не смогли остановить распад империи и превращение страны в полуколонию западных держав. С кон. 19 в. финансы и экономика страны были под контролем Управления оттоманского долга — организации, созданной иностранными, прежде всего английскими и французскими, кредиторами.

По результатам русско-турецкой войны 1877—78, войн с балканскими государствами нач. 20 в. европейские владения империи были ограничены только территорией Восточной Фракии. На востоке Османская империя, помимо собственно Анатолии, всё ещё владела территориями Месопотамии, Палестины, Хиджаза.

«Младотурецкая революция» 1908—09 открыла новые возможности для буржуазного развития страны, значительно ограничила власть султана. 1-я мировая война, в которой Османская империя участвовала на стороне Германии, завершилась для нее полным поражением, отделением последних арабских территорий и оккупацией части Анатолии войсками Антанты. В результате национально-освободительной войны 1919—23 территория Анатолии была освобождена от оккупантов, был упразднён султанат, и 23 октября 1923 провозглашена Турецкая Республика, первым президентом которой в том же году стал лидер национально-освободительного движения Мустафа Кемаль (Ататюрк). Вся полнота власти перешла к Великому национальному собранию Турции (ВНСТ).

В период нахождения у власти М. К. Ататюрка (1923—38) были проведены ряд энергичных реформ по «вестернизации» страны, приданию государству светского характера и уменьшению влияния ислама в его жизни, введены новые правовые нормы, заложены основы будущего этатистского экономического курса. Важным шагом явилось решение о переводе письменности с арабской вязи на латинский алфавит. При этом было введено жёсткое, граничащее с диктатурой, управление, действовала единственная Народно-республиканская партия (НРП), из членов которой был сформирован партийно-государственный аппарат.

В экономической сфере предпринимались меры по усилению государственного влияния на развитие экономики, становление и укрепление национальной промышленности.

В 1939 окончательно сложились современные границы Турции после присоединения к ней провинции Хатай по результатам референдума среди его жителей.

В период 2-й мировой войны Турция сумела сохранить нейтралитет, однако при этом на первом этапе войны этот нейтралитет имел явный прогерманский характер, но в дальнейшем, видя неизбежность поражения Германии, Турция предпочла в феврале 1945 формально объявить ей войну, что позволило обеспечить Турции место среди стран — учредителей ООН.

После войны Турция, учитывая ряд политических и территориальных претензий со стороны СССР, проводила активный курс на сближение со странами Запада, в 1952 ей удалось стать членом НАТО. Нормализация отношений с СССР началась только с сер. 1960-х гг.

Послевоенный период ознаменовался либерализацией общественно-политической жизни, был создан ряд политических партий, одна из которых — Демократическая партия — на парламентских выборах в 1950 смогла единолично прийти к власти и была смещена в результате военного переворота 1960, организованного группой офицеров. В 1961 была принята новая Конституция. До 1980 у власти находились несколько коалиционных правительств, основная политическая борьба развернулась между двумя наиболее крупными партиями — Партией справедливости (С.Демирель) и Народно-республиканской партией, НРП. В 1971 военные вторично, на этот раз «мягким» образом, отправили правительство в отставку. В стране нарастал политический экстремизм, экономика была в крайне тяжёлом положении. В 1980 военное командование совершило очередной переворот, парламент был распущен, деятельность политических партий приостановлена. Парламентские выборы были проведены в 1983, в результате которых было сформировано однопартийное правительство во главе с лидером Партии Отечества Тургутом Озалом. Правительство сумело реализовать ряд экономических мер, направленных на либерализацию экономики, сокращение в ней роли госсектора, внедрение законов «свободного рынка», поощрение экспорта. В 1989 Т. Озал был избран президентом страны. В 1993 в связи с его смертью президентом стал С.Демирель.

1990-е гг. в Турции ознаменовались усилением политической борьбы, был сформирован ряд коалиционных правительств, которые, как правило, оказывались внутренне неустойчивыми. Основные политические игроки в этот период : Б. Эджевит (Демократическая левая партия), М. Йылмаз (Партия Отечества), Т. Чиллер (Партия верного пути), Д. Байкал (Народно-республиканская партия), Н. Эрбакан (Партия благоденствия, запрещена в 1998). Сложности в экономической и внутриполитической жизни Турции привели к снижению влияния партий, традиционно лидировавших в политическом рейтинге. По итогам парламентских выборов 2002 происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. Т. Эрдоганом удалось сформировать однопартийное правительство. Как показало дальнейшее развитие событий, его деятельность носит умеренный характер и оставляет неизменными основные политические принципы.

Основные даты

  • 1075—1077 — завоевание турками-сельджуками Никеи.
  • 1077 — возникновение Конийского (Румского, Ромейского) султаната, государства турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
  • 1243 — Конийский султанат превратился в вассала монгольских ильханов Ирана (Хулагуидов). К 1307 распался на мелкие княжества. Одно из них — бейлик (округ) Османа, который был отдан ему в лен, явилось ядром образовавшегося в начале XIV века Османского государства.
  • 1284 — в первой испанской хронике «Estoria de Espanna», король Альфонсо X сообщает о столице Экбатана королевства Туркия (Turquia) [3] .
  • В 1318 году Хулагуиды, свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство.
  • В 1299 году — Осман, сын и наследник Эртогрула, принял титул «султан» и отказался от признания власти султанов Конии. По его имени турки стали называться османскими турками, или османцами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому.
  • В 1326 на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. Опорой власти турецких султанов стали янычары.
  • В 1362 турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения Турции получили название Румелия.
  • 25 сентября 1396 — Никопольское сражение между армией султана Баязида Молниеносного и крестоносцами во главе с венгерским королём Сигизмундом I под крепостью Никополь в Болгарии. Победа в сражении закрепила господство Османской империи на Балканском полуострове.
  • 28 июля 1402 — битва при Анкаре. Проиграв сражение эмиру Тимуру, Баязид I Молниеносный попал в плен и умер (или отравился) в плену. Однако уже через 30 лет наследники Баязида смогли вновь объединить развалившуюся страну и возобновить продвижение на запад.
  • В 1453 турки взяли Константинополь (см. Падение Константинополя) и сделали его столицей новой империи.
  • При Селиме Грозном Османская империя завоевала Сирию, Аравию и Египет. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом.
  • В 1526 произошла Мохачская битва, в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.
  • В 1678 турки захватили территории к западу от Днепра.
  • 12 сентября 1683 — Венская битва. Произошла после того как Османская империя два месяца осаждала Вену, столицу Австрии. Победа войск Священной лиги, пришедших на помощь Габсбургам, навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи в Европе.
  • Эпоха русско-турецких войн, охватывающая период длительностью 242 года, 1676—1918 гг. — десять военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII—XIX веках. Военные действия в Закавказье в ходе Первой мировой войны можно считать одиннадцатой русско-турецкой войной. Русско-турецкие войны стали одной из главных причин упадка и распада Османской империи (1299—1923).
  • В XIX веке на окраинах империи усилились сепаратистские настроения. Она начала постепенно терять свои территории. Слабея, Османская империя попыталась опереться на помощь Германии, но это только втянуло её в Первую мировую войну, закончившуюся поражением Четверного союза.
  • 30 октября 1914 — Османская империя официально объявила о своём вступлении в Первую мировую войну, за день до этого фактически вступив в неё обстрелом черноморских портов России.
  • 24 апреля 1915 года — в Стамбуле прошли массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты; этот день считается началом геноцида армян в Османской империи, в ходе которого за период с 1915 по 1918 гг. в результате действий турецких властей погибло, по различным оценкам, от 1,5 млн до более чем 2 млн армян [4] . Турецкая Республика, официальная турецкая историография и некоторые ученые за пределами Турции отрицают факт геноцида армян, считая что массовое убийство армян не было преднамеренной и спланированной политикой Османского государства, массовые убийства были с обеих сторон, а количество убитых армян завышено [5] .
  • 30 октября 1918 — было заключено Мудросское перемирие, за которым последовал Севрский мирный договор (10 августа 1920), который не вступил в силу, поскольку не был ратифицирован всеми подписавшими его сторонами (ратифицирован только Грецией). По этому договору Османская империя должна была быть расчленена, причём один из крупнейших городов Малой Азии (Смирна) был обещан Греции. Греческая армия взяла его 15 мая 1919, после чего началась Война за независимость. Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказались признать мирный договор и вооружённой силой изгнали греков из страны. К 18 сентября 1922 Турция была освобождена от завоевателей. Лозаннским мирным договором 1923 года (24 июля) были признаны новые границы Турции.
  • 29 октября 1923 — была провозглашена Турецкая республика, и Мустафа Кемаль, принявший впоследствии фамилию Ататюрк (отец турок), стал её первым президентом.
  • Декабрь 1925 — Турция перешла с мусульманского летоисчисления на григорианский календарь.
  • 18 июля 1932 — Турция вступила в Лигу Наций.
  • 1938 — смерть Кемаля Ататюрка.
  • 18 февраля 1952 — Турция присоединилась к НАТО.
  • 20 июля 1974 — Турция ввела свои войска на Кипр.
  • 12 сентября 1980 — в Турции произошёл военный переворот под руководством генерала Кенана Эврена.
  • 31 октября 1989 — президентом Турции избран Тургут Озал.
  • 14 марта 2003 — премьер-министром Турции становится Реджеп Эрдоган.
  • июнь 2007 — начались расследования и аресты некоторых высокопоставленных военных в связи с деятельностью организации «Эргенекон».
  • 1 января 2010 — новая турецкая лира (TRY, YTL), равная 100 курушам (Ykr), изымается из обращения. И вводится турецкая лира (TL) того же номинала.

Государственное устройство и политическая система Турции

Турция — унитарное государство со смешанной формой правления (в нём сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует Конституция 1982.

В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Бай-бурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыккале, Кыркларели, Киршехир, Коджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сивас, Сиирт, Синоп, Стамбул, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Шанлы Урфа, Ширнак, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова.

Действующая Конституция принята в ноябре 1982 г. в условиях военного режима. По сравнению с предыдущей Конституцией 1961 г. она значительно усилила полномочия Президента. Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.

По форме правления Турция — смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим — развивающаяся демократия. В 1991 г. отменен запрет на деятельность коммунистической партии Турции (существовал с 1920 г.).

Законодательная власть принадлежит Великому Национальному Собранию Турции (ВНСТ) — однопалатному парламенту (Меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.

Заседания Меджлиса полномочны при наличии не менее 1/3 депутатов, а решения могут быть приняты голосами не менее ¼ полного состава ВНСТ. Важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность. В исключительной компетенции ВНСТ находится право принимать, изменять и отменять законы. Помимо этого к полномочиям парламента относятся: контроль деятельности правительства и министров, предоставление Совету министров права принимать постановления с силой закона (делегированное законодательство); обсуждение и принятие Закона о государственном бюджете и финансах, разрешение на эмиссию денег; принятие решения об объявлении войны и заключении мира; право утверждения заключенных международных договоров и соглашений. ВНСТ принимает решение: о приведении в исполнение смертных приговоров суда; о всеобщих и частичных амнистиях (за исключением лиц, совершивших особо опасные государственные преступления).

Законодательная инициатива принадлежит Совету Министров и депутатам. Принятый Меджлисом законопроект направляется Президенту, который утверждает и промульгирует закон в течение 15 дней или со своими замечаниями возвращает (за исключением законопроекта о бюджете) в меджлис (отлагательное вето). Если Меджлис абсолютным большинством голосов еще раз примет законопроект, то Президент обязан его утвердить. Когда Президент считает законопроект неконституционным, а Меджлис настаивает на его принятии, Президент может направить его в Конституционный суд, который в течение 60 дней выносит окончательное решение.

Глава государства — Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на 7 лет без права переизбрания.

Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.

Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-Министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-Министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-Министра; может созвать заседание Кабинета Министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и действовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника Генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов. В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, ¼ членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.

Кроме указанных полномочий Президент обладает правом назначать или избирать ряд других должностных лиц и осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами. При нем действуют Президентский совет, Совет национальной безопасности (СНБ) и Совет государственного контроля (СГК). Эти органы наделены, главным образом, политико-консультативными и контрольными функциями. Рекомендации СНБ по всем вопросам, связанным с принятием решения по так называемой «политике национальной безопасности», должны учитываться правительством. Исполнительную власть осуществляют Президент и Совет министров. В процедуре назначения главы правительства и членов Кабинета парламент принимает лишь косвенное участие. Президент назначает лидера победившей на выборах партии Премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц министрами до обсуждения их кандидатур со стороны парламента. Не позднее семи дней состав Кабинета министров и программа правительства выносятся на одобрение меджлиса и получение вотума доверия.

Совет Министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.

Совет Министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-Министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. Запрос-интерпелляция и вопрос об ответственности правительства может исходить от партийной группы или 20 депутатов. Решение по интерпелляции принимается абсолютным большинством голосов членов ВНСТ. При подсчете во внимание принимаются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. В ситуации, когда правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем Меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет Министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на 6 месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ. Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом Министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Избирательное право в Турции регулируется ныне действующей Конституцией 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчёта голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы. По Конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при открытом подсчёте и учёте голосов и проводятся под судебным надзором и руководством. Турецкие граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, арестованные и осуждённые, содержащиеся в местах заключения. Для депутатов предусмотрен более высокий возрастной ценз, чем для избирателей, — 30 лет.

Выборы в ВНСТ проводятся один раз в 5 лет. В случае если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии — окончательные и обжалованию не подлежат.

Закон о выборах 1983 ввёл в избирательную систему два дополнительных барьера. Первый из них — общий барьер — состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или нескольких округах). Второй барьер действует внутри каждого избирательного округа. Все поданные в данном округе в ходе выборов действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится барьером.

Среди политических деятелей Турции, которые длительное время находились на посту премьер-министра, стоит назвать И.Иненю, С. Демиреля, А. Мендереса, Б. Эджевита, Т.Озала. При этом И.Иненю, Т.Озал и С.Демирель впоследствии занимали пост президента республики.

В результате последних досрочных парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2002, потерпели полное поражение партии, занимавшие лидирующие позиции после воссоздания многопартийной системы в 1983. К ним относятся Партия Отечества, Партия верного пути, а также две партии, входившие в правящую коалицию: Партия националистического движения и Демократическая левая партия. На первый план вышли умеренные исламисты в лице Партии справедливости и развития, возглавляемой Р.Т. Эрдоганом.

Президент республики избирается 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ путём тайного голосования. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное предложение 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.

Выборы президента начинаются за 30 дней до истечения срока его полномочий либо спустя 10 дней после освобождения поста президента и завершаются в течение 30 дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удаётся обеспечить большинство голосов в 2/3 полного состава членов, проводится третье голосование, и избранным на пост президента считается кандидат, получивший при третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если такого большинства не удаётся достичь, назначается четвёртый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберёт абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и безотлагательно проводятся новые выборы в ВНСТ.

Среди влиятельных общественных организаций турецкие профсоюзы: Конфедерация профсоюзов рабочих Турции, Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции, Конфедерация справедливых рабочих профсоюзов, Конфедерация профсоюзов предпринимателей Турции, а также Союз турецких промышленников и предпринимателей, Союз независимых промышленников и предпринимателей, Союз турецких промышленных и торговых палат.

Основные направления внешней политики страны определяются традиционно близкими партнёрскими отношениями с США, курсом на вступление в ЕС. Частично они уравновешиваются попытками Турции усилить региональную внешнюю политику за счёт развития связей с государствами Центральной Азии, Закавказья и Российской Федерации, Израилем, с мусульманскими странами.

Основные направления внутренней политики в настоящее время диктуются стремлением страны достичь соответствия политической группе копенгагенских критериев, что является необходимым предварительным условием вступления в ЕС. Поэтому в Турции в настоящее время наблюдается дальнейшее развитие демократического процесса, в частности, его направлений, связанных с соблюдением прав человека, национальных меньшинств, снижением роли армии в урегулировании политических кризисов в стране.

В структуру турецких Вооружённых сил входят Сухопутные войска (500 тыс. чел.), Военно-воздушные войска (60 тыс. чел.), Военно-морские силы (64 тыс. чел.). В рядах турецкой национальной жандармерии служат 100 тыс. чел. Военные расходы в 2002 превысили 8 млрд долл. США, или 4,5% ВВП.

Конституция

Нынешняя версия основного закона страны была ратифицирована в 1982 году. С тех пор в конституцию внесли более сотни поправок. Несколько раз для принятия решения об изменении основного закона организовывался референдум. Форма правления в Турции, например, стала вопросом, вынесенным на всеобщее голосование в 2017 году. Гражданам страны предложили высказать своё мнение по поводу значительного усиления власти президента. Результаты референдума оказались противоречивыми. Сторонники наделения главы государства дополнительными полномочиями победили с минимальным отрывом. Эта ситуация продемонстрировала отсутствие единства в турецком обществе.

Неизменный конституционный принцип заключается в том, что страна является светским демократическим государством . Основной закон определяет, что форма правления в Турции — это президентско-парламентская республика. В конституции закреплено равенство всех граждан вне зависимости от их языка, расы, пола, политических убеждений и вероисповедания. Кроме того, основной закон устанавливает унитарную национальную природу государства.

Турция форма правления смешанная

Выборы в Великое национальное собрание Турции.

В настоящее время избирательное право в Турции регулируется ныне действующей конституцией, принятой в 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает в себя элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчета голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы.

Согласно конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при открытом подсчете и учете голосов и проводятся под судебным надзором и руководством (ст. 67). Турецкие граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, арестованные и осужденные, содержащиеся в местах заключения. Для депутатов предусмотрен более высокий возрастной ценз, чем для избирателей – 30 лет.

Выборы в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) проводятся один раз в пять лет. В случае, если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии – окончательные и обжалованию не подлежат.

Закон о выборах от 10 июня 1983 ввел в избирательную систему два дополнительных барьера. Первый из них – «общий барьер» – состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или нескольких округах). Второй «барьер» действует внутри каждого избирательного округа. Все поданные в данном округе действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится «барьером» (ст. 33, 34).

Среди политических деятелей Турции, которые наиболее длительное время находились на посту премьер-министра, следует назвать И.Иненю, С.Демиреля, А.Мендереса, Б.Эджевита, Т.Озала. При этом И.Иненю, Т.Озал и С.Демирель впоследствии занимали пост президента республики.

Выборы президента республики

Президент республики избирается двумя третями голосов полного состава членов Великого Национального Собрания Турции путем тайного голосования на семь лет без права повторного переизбрания. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное согласие 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе сорока лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.

Выборы президента начинаются за тридцать дней до истечения срока его полномочий либо спустя десять дней после освобождения поста президента и завершаются в течение тридцати дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удается обеспечить большинство голосов в две трети полного состава членов, проводится третье голосование. Избранным на пост президента считается кандидат, получивший в третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если и в этом туре такого большинства не удается достигнуть, назначается четвертый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберет абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и проводятся новые выборы в ВНСТ (статья 102).

В 2007 состоялся референдум о возможности прямых выборов президента путем всенародного голосования. В 2012 Закон о президентских выборах был одобрен парламентом.

Местное управление

В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Байбурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыккале, Кыркларели, Киршехир, Каджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сиирт, Синоп, Шанлы, Урфа, Ширнак, Сивас, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова.

В российской туркологической литературе система местной администрации оценивается как построенная на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. В качестве аргумента приводится, например, тот факт, что полнота власти в иле принадлежит вали (губернатору). Его кандидатура выдвигается министерством внутренних дел, а назначается решением Совета министров и утверждается президентом. В число основных функций вали входит проведение политической линии государства, выполнение постановлений и решений правительства.

Турецкие источники утверждают, что в стране принята «не модель унитарного государства с централизованной единой структурой, а модель унитарного государства, опирающегося на местные администрации». В качестве аргумента используется тот факт, что деятельность администрации, представляющей центральные исполнительные органы на местах, дополняется деятельностью общественной администрации – Генерального совета (местного парламента), Постоянной комиссии совета и вали. Члены Генерального совета избираются населением. В крупных городах избираются муниципалитеты, возглавляемые мэром.

Роль ислама

Светская Турция не имеет официальной государственной религии. Конституция гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания. Роль религии стала предметом жарких дискуссий после возникновения исламистских политических партий. Президент Эрдоган снял запрет на ношение хиджабов в школах, университетах, государственных учреждениях и вооружённых силах. Это ограничение действовало на протяжении многих десятилетий и было призвано противодействовать установлению мусульманских правил в светской стране. Данное решение президента недвусмысленно продемонстрировало стремление к исламизации государства. Эта тенденция вызывает недовольство сторонников светского общества и становится причиной ещё одного внутреннего противоречия в Турецкой Республике.

tett
Зарплатто.ру - сайт о зарплатах и доходах, деньгах и финансах