- Понятие сроков контракта
- Срок исполнения
- Изменение сроков при условии форс-мажора
- Относится ли срок действия контракта с существенным условиям, что из этого следует
- Основания для продления госконтрактов
- Продление сроков из-за коронавируса
- Продление из-за уменьшения финансирования
- Продление по решению органа власти
- Продление строительных госконтрактов
- Пролонгация госконтрактов с единственным поставщиком
- Автоматическая пролонгация договоров по ФЗ №44
- Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком
- Исполнение контракта за пределами установленных сроков
- Случаи из судебной практики
- Ответственность за незаконную пролонгацию
- Заключение
Понятие сроков контракта
Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония. Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.
По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).
Но стоит учитывать, что деятельность заказчиков в сфере 44 ФЗ и 223 ФЗ должна опираться в первую очередь на специфические нормы данных законов.
Срок исполнения
Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.
Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.
Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.
Изменение сроков при условии форс-мажора
Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.
Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее. При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.
Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?
Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:
- Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
- Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
- Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
- Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
Относится ли срок действия контракта с существенным условиям, что из этого следует
Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жестко регулирует процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов. В частности в п. 2 ст. 34 44-ФЗ однозначно определено, что на протяжении всего срока действия контракта не допускается изменение его цены или других существенных условий. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 95 данного нормативно-правового акта.
Чтобы понять, можно ли продлять контракт, необходимо установить: относится ли срок его действия к существенным условиям, и если да, то представлены ли случаи, связанные с продлением контракта, в перечне исключений. Ответим на эти два вопроса по порядку.
В самом 44-ФЗ четких указаний, что считать существенными условиями контракта, нет. Но они вытекают из норм гражданского права, на которые опираются положения вышеупомянутого закона. Так, в ст. 457, ст. 708, ст. 783 ГК РФ сроки поставки товаров, начала и окончания работ, предоставления услуг характеризуются как существенные условия. Из чего следует, что срок действия госконтракта также относится к существенным условиям и его изменение не допускается.
Этот вывод неоднократно подтверждали в своих разъяснениях контролирующие органы – Министерство Финансов (письмо № 02-02-15/24252 от 2016 года), Минэкономразвития России (письмо № Д28и-1818 от 2016 года), Казначейство России (письмо № 07-04-05/09-319 от 2015 года). В них четко указано, что законом 44-ФЗ пролонгация контракта не предусмотрена и установление такой возможности в контракте является неправомерным.
Теперь посмотрим, нет ли сроков действия контракта в перечне исключений. Как мы уже сказали, они перечислены в ст. 95 44-ФЗ и касаются изменения цены контракта, количества поставляемого товара, объема работ или услуг. Случаи, когда может быть изменен срок действия контракта, описаны в пп.4, 5, 6 и 9 части 1 этой статьи, но они завязаны на определенных жестких условиях их применения.
Основания для продления госконтрактов
Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:
- Распространение коронавирусной инфекции. В этом случае допустимо продление сроков контракта в связи с ковидом (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ).
- Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
- Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2021 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
- Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).
Продление сроков из-за коронавируса
До конца 2021 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:
- Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
- Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.
В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2021 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.
Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.
Продление из-за уменьшения финансирования
Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:
Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:
- реквизиты договора;
- обоснование внесения изменений;
- предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
- приложение — проект соглашения.
Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.
Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.
Продление по решению органа власти
Если договор невозможно исполнить по обстоятельствам, которые заказчик и поставщик не в силах изменить, органы власти вправе принять решение о сдвиге даты его закрытия. Основанием для продления сроков послужит постановление правительства или постановление администрации об изменении сроков контракта (постановление №1186 от 19.12.2013).
Продление строительных госконтрактов
Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2021 году:
- Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
- Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.
Пролонгация госконтрактов с единственным поставщиком
Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):
- Договор заключен с монополистом.
- Предметом закупки являются:
- коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
- управление многоквартирным домом и т. п.;
- техобслуживание здания и проч.;
- передача электрической энергии;
- аренда.
- Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
- Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.
Автоматическая пролонгация договоров по ФЗ №44
Автоматическое продление действия договора на следующий финансовый год контрактным законодательством не предусмотрено. В связи с этим заказчикам рекомендовано ежегодно проводить закупку товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями. В том числе по тем договорам, которые заключают на постоянной основе — снабжение электрической энергией, водными ресурсами, газоснабжение и проч.
При этом ГК допускает пролонгацию договора на снабжение электрической энергией (п. 2 ст. 540 ГК). Это значит, что если заказчик решил сменить поставщика коммунальных услуг и не уведомил его об этом во время действия договора, который заключен, его условия продолжают действовать. Ресурсы, которые потребляет заказчик, подлежат оплате, а если возникнет задолженность — проводят начисление неустойки в виде штрафов и пеней.
Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком
Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:
- товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
- коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
- услуги по энергоснабжению и т. п.
В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.
Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.
Государственные контракты, исходя из лимитов финансирования, могут сразу заключаться на срок до трех лет. Но если заказчик имел право подписать договор на 3 года, а ограничился годом или двумя, пролонгировать действие такого соглашения до максимально возможных трех лет он не сможет.
Исполнение контракта за пределами установленных сроков
В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.
Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.
Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.
В совместном письме от 3.04.2021 Минфин России (№ 24-06-05/26578), МЧС (№ 219-АГ-70) и ФАС (№ МЕ/28039/20) признали коронавирусную инфекцию обстоятельством непреодолимой силы, в том числе для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. Если поставщик докажет, что нарушение сроков исполнения контракта вызвано ограничительными мерами из-за пандемии, он будет освобожден от уплаты пени, неустойки, штрафа на основании п. 9 ст. 34 44-ФЗ.
Случаи из судебной практики
В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.
Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами. В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.
На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.
Ответственность за незаконную пролонгацию
В случае незаконного изменения условий контракта должностному лицу грозит штраф в размере 20 тыс. р., юридическому – 200 тыс. р. (по ч. 4 ст. 7.32 КоАП). Факт незаконной пролонгации может стать известен контролирующим инстанциям при проведении проверочных мероприятий. Привлечением заказчика к административной ответственности занимается ФАС.
Также по результатам выявления незаконного продления сроков по государственному контракту дополнительное соглашение, подписанное по данному вопросу, будет признано ничтожным и аннулировано.
Подрядчику следует учесть, что заказчик вправе применять меры ответственности в виде пени и штрафов за исполнение или некачественное исполнение обязательств по государственному контракту по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса допускают возможность продления срока действия контракта между сторонами сверх срока, на который он был подписан. Но это правило не распространяется на госконтракты. В 44-ФЗ прописан единственный случай, позволяющий изменить сроки по контракту: это снижение лимитов бюджетного финансирования. При нарушении требования о недопустимости изменения сроков реализации государственного контракта заказчику грозит крупный штраф в размере 200 тыс. р. по ст. 7.32 КоАП.
Заключение
На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.
Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.
Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.
- https://goskontract.ru/kontrakt/kak-prodlit-srok-deystviya-goskontrakta
- https://zakonguru.com/goszakupki/44/prodlenie-kontrakta.html
- https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/213-izmenenie-srokov
- https://www.v1a.ru/sovety/analiticheskie-stati/dopuskaetsya-li-prodlenie-sroka-kontrakta-po-44-fz/
- https://pravo.team/zakupki/44/prodlenie-kontrakta.html
- https://gosuchetnik.ru/goszakupki/mozhno-li-prodlit-srok-ispolneniya-goskontrakta-po-44-fz
- https://good-tender.ru/poleznye-stati/574-prodlenie-sroka-dejstviya-kontrakta-po-44-fz-i-223-fz